Стратегии и технологии

KanColle: аниме-сеттинг, создающий японскую воинскую культуру XXI века. Часть 2.

24 октября 2021
Распечатать
ПРОДОЛЖЕНИЕ. 1-Я ЧАСТЬ ЗДЕСЬ.

МОМЕНТ ИСТИНЫ

Продолжаем разбор крайне важного для формирования будущей воинской культуры Японии сеттинга.

Решающие события происходят в ходе операции MI, в двух последних сериях - 11-й и 12-й.
В самом начале 11-й серии "Акаги" видит кошмарный сон - возглавляемый ей отряд авианосцев терпит разгром под ударами с воздуха. В последний момент на неё заходит самолёт противника и поражает бомбой. Звучат её слова "Простите...Прошу, дайте мне умереть." Показывают девочку-эсминец, разворачивающую свои торпедные аппараты, а потом - настоящий "Акаги", не девочку-корабль, а именно авианосец, догорающий, давший крен на борт, к которому идут следы торпед - это единственный момент в сериале, когда вместо девочки-корабля показан просто корабль. Перепутать невозможно - реальный "Акаги" вполне узнаваем внешне и тогда, 5 июня 1942 года он так и догорал, покинутый экипажем. Японцы сами добили погибший корабль торпедами, чтобы он не достался американцам - и в кадре вполне видны следы торпед.
3Всё очевидно.

Никакие двойные толкования тут просто невозможны - девочке-авианосцу "Акаги" снится кошмар из прошлого реального авианосца "Акаги" - гибели при Мидуэе. По мере подготовки к операции, она начинает обрастать мистическими деталями. На девятой минуты "Нагато", которая всем командует, в момент какой-то слабости говорит своей помощнице "Муцу": "...я подумала - нам нужно уничтожить базу Эм-Ай любой ценой. Будто, что-то нас заставляет." Этот мистицизм потом будет нарастать, показывая то, как авторы мультфильма воспринимают сражение при Мидуэе.
"Акаги" ближе к середине серии, вечером перед наступлением говорит, что если такова судьба, то "я её разрушу". Спрашивается, о какой судьбе здесь идёт речь? Ответ на это будет дан в ходе самого сражения. Крайне интересный и важный момент происходит рано утром перед наступлением. "Муцуки", которая не участвует в операции, молится перед памятником своей погибшей подружке-систершипу "Кисараги", и просит её с того света помочь "Фубуки" и остальным в бою. К ней подходят сама "Фубуки" и ещё одна девочка-эсминец - "Юдати" и присоединяются. С одной стороны, это не удивит никого, кто хоть раз интересовался религиозными воззрениями японцев, с другой, может кое-что сказать об отношении японского общества к военным потерям, но об этом чуть позже.

Далее - короткий разбор того, как сценарий мультфильма соответствует реально сделанным в современности выводам об ошибках Мидуэя.
Часть японских (назовём вещи своими именами) кораблей "Нагато" отправляет не на атаку базы MI, а в нападение на базу AL. И мы знаем, что реально так и было, пока один японские силы бились под Мидуэем, другие участвовали в операции, которая изначально носила кодовое название AL - вторжение на Алеутские острова. Но девочка-корабль командующая этими силами несёт футляр, в котором находится новый приказ, который нужно будет достать и прочитать в нужный момент.
Тем временем авианосное соединение в составе "Акаги", "Кага", "Хирю", "Сорю" и кораблей эскорта, в числе которых главная героиня сериала "Фубуки", скрытно подходит к островам, занятым противником. Но в точке рандеву - маленькой бухточке необитаемого острова, артиллерийских кораблей, включая "Ямато" нет. "Акаги", которая командует группой, не может пользоваться радиосвязью - ведь противник слушает. В итоге, "Фубуки" и "Конго" получают приказ ожидать артиллерийские корабли, а потом сопроводить их на соединение с авианосцами без радио. Авианосцы же пока должны продолжить наступление. Этот совет даёт "Кага" и "Акаги" соглашается - чем больше они стоят, тем больше шансов попасть под разведку противника, надо атаковать. "Фубуки" протестует, говоря, что она в эскорте "Акаги", и оставлять её не хочет, но "Акаги" говорит - для победы ударные корабли и авианосцы должны драться вместе, и кто-то должен линкоры привести. То есть здесь мы опять видим "работу над ошибками" - радиосвязью японцы не пользуются (во время реального сражения - пользовались), а в бой хотят ввести и авианосцы, и линкоры вместе (в реальности ТАК они этого не сделали и не планировали). Это, кстати, опять элемент обучения зрителей, не так ли?

"Акаги" явно хочет, чтобы второй раз Мидуэй прошёл по-другому. Вскоре, однако, ситуация вырождается в исходную, как будто судьба злодейка обнуляет все японские усилия. Авианосная группа обнаруживает на острове MI так называемую Принцессу аэродромов - персонажа из исходной игры, который олицетворяет собой силу базовой (наземной) ударной авиации, в русском переводе мультфильма её ошибочно называют Принцессой авианосцев, но это просто неверный перевод. Это опасный персонаж, она способна поднять в воздух с земли огромные силы авиации. Они могут оказаться серьёзной угрозой для линкоров, когда они подойдут. Короткий военный совет, и по совету "Каги" "Акаги" отдаёт приказ - всем авианосцам поднять бомбардировщики на удар по аэродромам на острове ("Принцесса" символизирует именно их). Дальше знакомая картина из той войны: Принцесса не успевает - японцы внезапно появляются из облаков. Брошенные им на встречу самолёты с острова наталкиваются на "звенья расчистки" из истребителей "Зеро" и ничего не успевают - пикирующие бомбардировщики наносят по острову удар, и он успешен...но не смертелен, лётчики просят по радио продолжить атаку.

4Знакомая картина? Так это и было в 1942-м

Где-то в далёком прошлом этот момент уже был, не так ли? Ведь именно это японцы и сделали в реальной Битве за Мидуэй... И теперь, в другой, выдуманной реальности, они, пытаясь "разрушить судьбу", фактически повторили прошлое. И противник тоже его повторил - пока вторая ударная группа стартовала с авианосцев, с другой стороны, на них вышли несколько вражеских палубников. Внезапный удар, и "Акаги" вместе с "Кагой" выведены из строя, "Хирю" и "Сорю" под огнём, эскорт просит истребители в воздух, но их уже не поднять. Тяжело повреждённая "Акаги" понимает, что сон сбылся буквально и говорит следующее: "Почему...ведь я так старалась этого избежать..." в этот момент палубный самолёт "Флота бездны" опять заходит на "Акаги", а она тем временем продолжает: "Возможно, я не смогу победить...Я не смогу победить судьбу." Под дикий крик ужаса одной из девочек, чудовищный мультяшный эквивалент Кларенса МакЛаски отцепляет бомбу.

Бомба летит прямо на "Акаги", она закрывает глаза, серия кончается.

Что здесь интересно и важно с психологической точки зрения? То, что авторы мультфильма видят в почти случившемся повторении поражения при Мидуэе именно судьбу.
Пробовали первый раз, в 1942-м, проиграли "в разгром", пошли в бой снова, там же, и тем же составом, и при таких же обстоятельствах и сразу же обозначили намерение не просто победить, а победить судьбу, действовать пытались иначе... И — вроде как опять не победили, причём так же, как и в прошлый раз. Фактически, сценаристы расписываются здесь в том, что это такая судьба у японцев - проигрывать критически важное сражение американцам (сражения на море с китайцами и русскими они выигрывали, там комплексовать просто не о чем, особенно насчёт победоносной Цусимы). А из этого мы видим вот что- как минимум часть японского общества испытывает по поводу Мидуэя до сих пор не изжитый "комплекс проигравшего" - то есть это не просто поражение было, это судьба - не побеждать в таких обстоятельствах. Особенно с учётом того, что хотели-то по-другому и пробовали даже (в мультике).

Это очень интересный момент. У нас у россиян есть свои военно-морские "комплексы". Самозатопление в Крымской войне, Цусима. Это настолько тяжко ударило по отечественному сознанию, что сегодня "в моде" полное отрицание нужности для России флота вообще, такие настроения совершенно добровольно и искренне многие российские граждане транслируют на форумы и в блоги. "Мы не можем конкурировать с традиционными морскими державами, самотопы, Цусима" - вот это примерно можно прочитать практически везде.

Это-травма. Люди, которые её получили потом просто неспособны видеть даже серьёзные успехи. Минная война на Чёрном море в Первой Мировой? Фу, какая мелочь, не надо выгораживать этих бесполезных моряков (речь идёт о единственном в Первой Мировой войне примере, когда надводные силы пресекли неограниченную подводную войну немцев - и это были наши силы). Есть и другие примеры, и их тоже не хотят видеть. То есть налицо мощнейший комплекс неполноценности. Как изжить эту травму? Пока ВМФ не победит кого-то в реальной войне, она не изживётся. Страшно, но только так - продемонстрировав свою нужность и востребованность на живых людях, просто на чужих. Так уж устроен наш неидеальный мир...

И вот, выясняется, что и у какой-то части японцев тоже есть такой комплекс, только базирующийся на поражении при Мидуэе и в войне в целом. Как им его изжить? Также как и нам - нужна победа, причём в реальном мире. И это - важный и значимый факт. Воюют живые люди, со своими страстями, комплексами, и культурой. И они не всегда принимают решения, отталкиваясь от холодного ratio. Насколько у японцев силён комплекс "Мидуэя"? Как много людей ему подвержено? Это политически важные вопросы особенно с учётом территориального спора России и Японии, огромного превосходства Японии над Россией в численности вооружённых сил на театре военных действий и таких вот, как выясняется, существующих психологических проблем, которые реально можно решить только пролив чужую кровь.

Девочки-корабли идут драться к острову Эм-Ай не с врагом. Они идут драться с предопределённостью хода истории, со статусом Японии как побеждённой страны, со своим сожалением и болью от незажившей раны поражения. Они идут драться с судьбой, с самим порядком вещей, в котором Японии не нашлось того места, которого жаждали её жители. Они идут драться со своими собственными демонами.

И поэтому снова Мидуэй, снова аэродромы на атолле, снова "Зеро" поднимаются с палуб с тем же "восходящим солнцем" на плоскостях и фюзеляжах, снова пикировщики заваливаются на крыло, переходя в пикирование на цель с бомбами, снова торпедоносцы с упорством обречённых идут к цели с подвешенной торпедой сквозь шквальный огонь автоматических пушек, низко, почти касаясь волн. Время остановилось, это по-прежнему Вторая Мировая, чудовищный вызов, на который в прошлый раз дать ответ не получилось, и вот всё повторяется. Придётся пройти через это снова, и на этот раз судьбу надо поставить на место!

Вот откуда этот мистицизм, и сама обстановка тоже намекает на это - перед боем и небо и море почти чёрные, но это не шторм, везде лёгкий туман и в целом картина просто апокалиптическая. И сами острова выведены чёрными обугленными демонического вида скалами, острые кривые пики которых вздымаются к небу как рога. А ведь в реальности это были коралловые атоллы.

Да, это мультик с девочками. Но представьте себе, что Вы японский подросток. Что останется с Вами после того, как Вы пересмотрите избранные моменты сериала в последний раз? Что Вы вынесете из него?

Самое главное в показанном - японцы по-прежнему болеют от поражения, они не могли сжиться с ним, они не смирились, и, как показывает сериал, да и игра, единственный выход из этого тупика они видят в реванше. Пока это виртуальный реванш. Пока.

И - терапия. Надо было показать, что на самом деле японцы могли бы, просто чуть иначе надо было действовать. Они не обречённая нация, они победители, просто тогда, при настоящем Мидуэе они ошиблись, а тут, в попытке переиграть всё сделают как надо. Дав пережить зрителю катарсис в конце 11-й серии, с начала 12-й сценаристы показывают прямым текстом то, какие выводы как минимум часть японского общества сделала из Второй Мировой войны.

В последний момент, заходящие на "Акаги" палубные самолёты "Флота бездны" попадают под мощный зенитный огонь. Это малышка "Фубуки" успела вовремя, и не просто успела, а привела остальные корабли. "Ямато", линейные крейсера, торпедный крейсер. А ещё - 5-я дивизия авианосцев, "Сёкаку" и "Дзуйкаку" со свежими авиагруппами, экстренно выпущенные с ремонта. Повторение судьбы не состоялось, ошибка адмирала Ямамото не была повторена. "Акаги" и "Кага" уцелели и подошедшие корабли смогли оказать им действенную помощь. Скоро с их палуб снова поднимутся самолёты.

Теперь надо разобраться с надводными силами врага, ведь палубники, атаковавшие авианосную группу, прилетели не с самого Мидуэя.

Далее идёт пафосная сцена расправы японского флота над неяпонским, не содержащая в себе ничего ценного, за вычетом одного момента. В отличие от реальности, в мультфильме надводные корабли и палубная авиация находятся в тесном взаимодействии. Надо подвести к берегу на удар линкор? Не вопрос, перед этим по береговым аэродромам отрабатывают палубные бомбардировщики, разрушают взлётно-посадочные полосы противника, короткий возглас кого-то из девочек-авианосцев "у нас превосходство в воздухе!" и пока это так линкоры подходят к берегу на дальность огня своей артиллерии. Надводные корабли атакуют корабли противника? Авиация не просто расчистит им небо, она ещё и атакует корабли эскорта, чтобы тяжеловооруженные крейсера и линкоры (ну или стремительные эсминцы - это там тоже есть) прорвались сразу к главной цели.

Японцы в настоящей Второй Мировой это "не осилили", да что там японцы, американцы регулярно так работать не смогли. Это - работа над ошибками. В чистом виде.

После разгрома надводных сил наступает то, что должно быть финалом Мидуэя - разрушение авиабазы. В отличие от реальности, мультяшные героини решают использовать для разрушения сооружений на острове артиллерию линкора "Ямато". И не надо думать, что это такой сюжетный ход. Смотрим на вот эту схему из американского учебника по тактике, в написании которого участвовал сам капитан Уэйн Хьюз, профессор Военно-Морского колледжа в Ньюпорте и ведущий американский военно-морской теоретик.

8226-original

На диаграмме по вертикали показано то, сколько боеприпасов в минуту (все варианты бомб и снарядов "приведены" к американскому 8-дюймовому снаряду (203 мм) он взят как единица измерения) могут доставить к цели на берегу линкоры типа "Айова" (США) и "Ямато" (Япония), а также авианосец "Энтерпрайз" с 50-ю бомбардировщиками "Даунтлесс". По горизонтали - дальность, с которой возможно нанесение удара. Видно, насколько больше разрушений могли причинить линкоры. И, надо сказать, они привлекались к таким ударам во время войны. Проблема была в том, чтобы подвести корабль к берегу - если там была авиация, то это становилось настолько же опасным, как попытка британцев пугать японцев у Сингапура, закончившаяся гибелью от ударов с воздуха линкора "Принц оф Уэллс" и линейного крейсера "Рипалс".

Но в мультфильме перед выводом "Ямато" на дальность работы главным калибром самолёта "Акаги" и "Каги" раpрушили взлётные полосы у Принцессы аэродромов. Таких совпадений не бывает. Это явный "разбор полётов", и тот, кто его делал точно понимал что он делает. Вплоть до цифр.

Залпы "Ямато" поражают Принцессу аэродромов. Цель операции MI Выполнена. Но тут своё слово снова берёт судьба - та самая, которая не даёт японцам выйти из статуса побеждённой нации.

Сначала словно из неоткуда появляется целый флот противника. У девочек отчаяние, ведь они только что с серьёзным напряжением выиграли сражение, а тут на них наваливаются ещё большие силы! Девочка-крейсер "Тикума" говорит, что раз уж задача операции выполнена, то можно отойти и перегруппироваться.

В ответ "Ямато" произносит речь: "Разве Вы не чувствуете, что на нас воздействует некая сила? ... Причина по которой я опоздала, причина по которой появились новые враги - это всё дело рук силы, которая пытается повторить события прошлого. Если мы отступим, мне кажется она станет ещё сильнее!"

Это опять явная отсылка к тому, что Японии нельзя примиряться судьбой, надо переигрывать её и драться изо всех сил.

Здесь нужно прояснить один принципиальный вопрос.

В ходе реальной Второй Мировой японцы всегда, что называется, "не дорабатывали". Ямамото нанёс серьёзные потери американцам в Пёрл-Харбор. Но не долбил их там. На захват Гавайев у японцев не хватило бы ни транспортов, ни топлива, но организовать подвод линкоров к базе США и тотальное уничтожение всего, что там есть японцы вполне могли. Но не сделали. Взбесив американскую нацию коварным нападением, но не добив американский флот и не разрушив его главную Тихоокеанскую азу вне континентальных США, японские авианосцы ушли.

В ноябре 1942-го у Гуадалканала вице-адмирал Хироаки Абэ разогнал в ночном бою американские корабли ценой минимальных своих потерь, но вместо того, чтобы идти до конца и уничтожить артиллерией аэродром Гендерсон-Филд, что было критически важно для японского успеха, повернул назад.

25 октября 1944 года, вице-адмирал Курита, столкнувшись у острова Самар с американскими эскортными авианосцами и эсминцами, не стал их преследовать, хотя мог одержать сокрушительную для американцев победу. Она бы дорого встала тем силам, которыми он командовал, а предотвратить поражение Японии в войне не смогла бы, но точно очень сильно осложнила бы американцам их дальнейшее наступление. Курита, однако, посчитав, что потери окажутся напрасными, отошёл, отпустив американцев, уступавших его соединению в скорости.

Отход перед лицом трудностей был той болезнью, от которой японский флот в ходе войны так и не вылечился. Какой контраст с Того, вцепившегося в Порт-Артур на такой срок, который был нужен для захвата крепости! И вот мультфильм показывает обратное - японцы не отступают. Ни ожившая Принцесса аэродромов, ни появление всё новых и новых врагов (аллюзия на приход огромных по численности американских сил на Тихий океан после 1942 года), не заставляет девочек отступать как регулярно делали настоящие японские военные. И они вознаграждаются за упорство.

Сначала, когда кажется, что все их усилия были напрасны, на место сражения подходит весь оставшийся японский флот - от линкоров "Нагато" и "Муцу" до целого выводка маленьких эсминцев. Оказалось , что "Нагато" построила план на том, что "Флот бездны" всё-таки слушает радиосети девочек-кораблей. И отправив корабли в разные места типа Алеут, выдала им письменные приказы на бумаге, из которых следовала необходимость идти на Мидуэй. В определённый момент у острова против "Флота бездны" оказываются ВСЕ корабли - и противник получает то, о чём японцы мечтали до войны в своей доктрине генерального сражения Kantai Kessen - битву на уничтожение.

Какой контраст с тем, что Япония смогла реально!

Потом, когда у них уже кончаются самолёты, а противник и не думает слабеть, восстанавливаясь после каждого удара, им опять везёт - приходит на помощь авианосец (причём это "Тайхо", которого в 1942-м ещё не было, явная аллюзия на последующий период войны), и приносит подсказку что делать от вновь появившегося адмирала. В конце концов, все загадки разгаданы, природа неуязвимости Принцессы аэродромов тоже, и вот последний момент - одиночный выход малышки "Фубуки" в торпедную атаку на последний вражеский авианосец. Один эсминец и один авианосец. Момент настолько горячий, что в настоящей Второй Мировой его не было - накала не хватило.

В конце, уже после выигранной битвы, "Акаги" подводит итог: "Мы изменили судьбу. Мы сразились с ней, и изменили то, что не могло измениться".

Травма вылечена в виртуальном мультяшном мире. И не зря под титры идёт демонстрация счастливого досуга победителей - на то они и победитель, чтобы радоваться и наслаждаться жизнью.

Но можно ли виртуальными "припарками" вылечить травму у настоящих людей? А ведь сюжет в конце сериала породила именно та, настоящая.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ

Прежде чем перейти к полнометражному фильму, выпущенному в 2016 году, стоит ещё раз бросить на те смыслы, которые транслирует на зрителя сериал.

Во-первых, Вторую Мировую в принципе можно было выиграть, более того, понятно как надо было это делать - вводя в сражения вместе с авианосцами ещё и артиллерийские и торпедные корабли и сражаясь с врагом до конца, не считаясь с трудностями. В реальности в ходе Второй Мировой не было ни того, ни другого.

Тот же налёт на Пёрл-Харбор был именно налётом, рейдом, а не операцией, в которой осуществлялись бы методичные действия, направленные на уничтожение противника.
Сценаристы же показали пусть спонтанную, но всё же успешную организацию сражения на уничтожение, когда авиация и корабли совместно уничтожают противника полностью, без выживших.
При этом противника вводят в заблуждение ложными приказами по радио, а бросают на него все силы, какие только можно - опять же, не так, как было во время войны.

Во-вторых, производится импринт зрителю массы понятий об организации войны на море, причём это именно внедрение понятий в сознание - каждый ключевой момент в ходе сериала повторяется, например в четвёртой серии на инструктаже звучит мысль о том, что авианосцы не воюют в штормовую погоду и в бой должны пойти эсминцы и линейные крейсера, а в седьмой 5-я дивизия авианосцев - "Дзуйкакку" и "Сёкаку" спасаются от бомбардировки уйдя в шторм (явная отсылка к сражению в Коралловом море), причём "Сёкаку" говорит о том, что в шторме они не смогут поднимать самолёты, и тоже самое в остальных вопросах, например в вопросах коммуникаций. Даже если зритель-подросток толком ничего не поймёт, то потом когда-то в будущем столкнувшись с реальной военной ситуацией (например обучаясь в военном учебном заведении) он вспомнит те вещи, которые в него внедрил мультфильм.

В третьих, сериал пропагандирует упорство в достижении цели, положительные персонажи непрерывно и на износ тренируются, потому что "каждый хочет стать лучше, для себя и для всех нас". Эпизодов с тренировками в сериале очень много и целая сюжетная линия вообще построена вокруг прогресса в боевой эффективности главной героини - эсминца "Фубуки". Это в каком-то смысле тоже прививаемые ценности.

В ходе боёв персонажи начинают демонстрировать несокрушимую волю, это сюжетом показано как правильный поведенческий пример.

В том же последнем бою, когда Принцесса аэродромов, вроде бы убитая "Ямато", воскресает, и все впадают в полное отчаяние, сначала "Фубуки" призывает всех не терять духа и продолжать драться, и тут же этот призыв подхватывает "Нагато", обозначив своё появление залпом главного калибра по врагу. "Будьте сильными! Противостоять судьбе нелегко, но только поэтому это чего-то да стоит!"

Но главное в другом - подход к такому явлению, как война.

Ни разу за весь сериал не звучит вопрос - а что хотят враги. Что заставляет их драться. Как сделать так, чтобы они перестали. Когда у острова MI встаёт вопрос, что надо упереться и драться несмотря ни на что, "Ямато", произнеся приведённую выше речь заканчивает её словами - "мы должны уничтожить всё, что связывает нас с этим местом".

Единственный способ разрешения конфликта, и единственный правильный выход, который показывают сценаристы мультфильма, это безусловное уничтожение противника. Более того, это - единственная терапия японской душевной травмы от поражения в войне! Ни разу ни одна из героинь не задаёт себе вопроса о причинах войны, она рассматривается как априори правильная, о том, кто её начал говорится вскользь в первой серии - вот появился флот бездны, нападает на всех.

Флот бездны-то ясно, что недоговороспособен, но зрителю-то в голову программируется "подход вообще". Кроме того, не нужно забывать, что речь идёт хоть о мультяшном, но всё-таки переигрывании Тихоокеанской войны между Японией и США. Спровоцировали эту войну США, подобрав момент введения нефтяного эмбарго и преднамеренно подставившись с Гавайями, но открыла-то военные действия Япония! И тем не менее - "никаких сомнений, никаких колебаний", их всех надо просто убить без вариантов и всё.

Сценарий не предлагает ни каких альтернатив, кроме боя на уничтожение. Корабли "флота бездны" (тоже живые и антропоморфные) могут уцелеть только случайно.
Эти установки могут закладываться в сознание зрителя любого возраста, так как в Японии у мультфильма нет ограничения по возрасту, его могут смотреть даже дети.

Ещё одним интересным посланием фильма является отношение к смерти, своей (об этом отдельно), и чужой.
Когда корабли "флота бездны", которые тоже имеют человеческие признаки, гибнут в бою, они тоже страдают, и по их выражению лиц это видно. В последней торпедной атаке "Фубуки", её жертва - авианосец "флота бездны", тоже антропоморфный, просто с обречённой тоской смотрит в её строну, даже перестав сопротивляться, и в этот момент "Фубуки" с криком его убивает.

Так как корабли флота бездны тоже имеют человеческие признаки (правда не все, некоторые из них акулообразные), то их уничтожение это именно убийство. Понятное дело, что война это и есть организованное убийство, но сценаристы смакуют этот момент, показывая попадания снарядов в голову, например, и предсмертные эмоции уничтожаемых врагов.
Это, опять же, закладывает определённый паттерн поведения.
Который на войне, конечно, нужен, но в мультфильме-то почему нельзя было обойтись без этого?
Конечно, аниме культура в принципе проникнута смертью, но тут эта смерть "замиксована" в интересный коктейль...
А ещё более интересно то, как обыгран вопрос смерти в полнометражном фильме. Он вышел в следующем году, после выхода первого сезона, и продвинул в массы кое-что новое относительно сериала.

Продолжение здесь.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся