Блог Научного Студенческого Общества МГИМО

Формы и виды дипломатии: оценки российских профессионалов

1 августа 2022
Распечатать

Автор: Логвинов Никита Кириллович, студент 2 курса магистратуры, Факультет Международных отношений, сопредседатель Клуба внешней политики России НСО МГИМО

По мере того как меняется наш мир, меняется дипломатия. С развитием международных отношений, техническим прогрессом, другими современными явлениями появляются новые формы и виды реализации внешней политики. В то же время проводников и последователей гуманитарной, народной, экономической, парламентской, цифровой, климатической, спортивной дипломатий остается по-прежнему мало. В этой связи вопрос возникает вопрос: как эти формы находят применение на практике?

1441524698_2.jpg

Источник: lenta.ru

Данная статья фокусируется на тех видах новой дипломатии, о которых говорили представители Министерства иностранных дел России, посещая Московский государственный институт международных отношений в 2021/2022 учебном году. В своих выступлениях перед слушателями дипломатического модуля работники ведомства упоминали в среднем от двух до пяти видов дипломатии, которые они на самом деле используют в работе.

Как признается министр иностранных дел Сергей Викторович Лавров, из года в год на Дне знаний 1 сентября студенты МГИМО задают ему вопросы со схожими формулировками. Они сводятся к следующим примерам: «Как на практике Россия реализует цифровую дипломатию?», «Чем объяснить триумф народной дипломатии?», «Какие перспективы сетевой дипломатии в том или ином регионе?», «Какие форматы Россия предпочитает для выстраивания успешной внешней политики в гуманитарной сфере?», «Какой потенциал у зеленой дипломатии

Такой компетентный и беспристрастный профессионал, как министр иностранных дел РФ, имеет свои предпочтения, и, что касается форм и видов дипломатической практики, часто приводит в пример и использует многостороннюю, сетевую, парламентскую дипломатию. Свобода выбора тех или иных практик естественна и относится как к нему, так и к любому дипломату. Рассмотрим некоторые из них.

Публичная дипломатия - традиционный и одновременно постоянно обновляющийся инструмент внешней политики. Этот инструмент определяет форму доведения и разъяснения позиций и идей России до зарубежных аудиторий, но не ограничивается только продвижением позитивного имиджа. Интересно публичную дипломатию представил директор правового департамента МИД РФ Евгений Тимофеевич Загайнов. Российскую публичную дипломатию все чаще узнают по правовому шлейфу в ее внешней политике. И действительно, Россия не потеряла способность писать международные договоры (почти 150 межправительственных договоров в год), с завидной частотой заставляет другие страны следовать международному праву, указывая на правонарушения в докладах и на встречах, выступает за мир и справедливость, свободу прав человека во всем мире. Такой вид публичной дипломатии успешно работает, например, в Центральной Азии. В этом регионе планируют перенимать опыт в этой сфере, на чем сделал акцент директор Третьего департамента стран СНГ Александр Вадимович Стерник.

Молодой формой дипломатии в прямом смысле слова является «молодежная дипломатия». Молодежная дипломатия - задействование ресурса молодежи и молодежных инициатив в сфере международного сотрудничества для продвижения внешней политики. Ее упомянули сразу несколько выступающих на дипломатическом модуле. Заместитель министра Сергей Алексеевич Рябков, говоря о БРИКС, призвал студентов факультета Международных отношений участвовать в молодежных форматах сетевой организации БРИКС. Участие молодых международников в БРИКС позволяет с ранних лет установить хорошие контакты с будущими руководителями государств-членов организации, выработать командный дух, «научиться соотносить то, что вокруг тебя, с потребностями группы» (Сергей Алексеевич Рябков).

В свою очередь директор Второго Европейского департамента Сергей Сергеевич Беляев призвал задуматься о молодежной политике в северном полушарии нашей планеты. Помимо всего, его департамент особо занимается представлениями молодежи Севера Европы о будущем внешней политики своих стран. Речь идет о дискуссиях в Баренцевом региональном молодёжном совете, Балтийско-российском молодёжном форуме, о сотрудничестве национальных ассоциаций молодёжи, сотрудничестве с Молодёжным советом Северных Стран, развитии молодёжного трека сотрудничества государств-членов Арктического совета. Можно представить, что другие региональные департаменты Министерства схожим образом оценивают на своих направлениях склонность молодежи других частей света к международному сотрудничеству.

Парламентскую дипломатию можно назвать новой формой дипломатии, потому что она появилась сравнительно недавно. На этом заострил внимание директор Первого департамента стран СНГ Михаил Николаевич Евдокимов. На передний план внешнепарламентского сотрудничества выходит идея народного представительства и народной дипломатии. Именно такая связка может в будущем стать новой формой дипломатии. Во-первых, для делегаций парламентариев свойственна большая репрезентативность, сравнивая с делегациями президента и министра иностранных дел, членов правительства. И можно предположить, что в парламентских республиках такие «посланники», в целом, в большем почете. На постсоветском пространстве практика «парламентской дипломатии» существует в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Парламентской Ассамблеи ОДКБ. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Ивановна Матвиенко в сентябре 2021 года в Вене приняла участие на 5-ой Всемирной конференции спикеров парламентов, а в октябре 2021 года - в Европейской конференции председателей парламентов в Афинах.

Новое видение развития экономической дипломатии на дипломатическом модуле представил заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Александр Анатольевич Панкин, курирующий евразийскую интеграцию и экономическую политику. Во-первых, дипломат подчеркнул, что центров экономической силы стало больше, чем традиционно принято считать. СНГ и ЕАЭС переживают экономический рост, однако не стоит цели замкнуть торговлю России на одном регионе. Заместитель предположил, что в долгосрочной перспективе «новая экономическая дипломатия» будет выглядеть не как двусторонние экономические отношения, а как взаимодействие укрупненных объединений, например, ЕС и «Китай плюс ЕАЭС и ЮВА» или Африканский союз и ЕАЭС, ЕС и «Арабский мир», ЕАЭС и «Арабский мир».

В продолжение лекции А. А. Панкин предупредил студентов о том, что следует разграничивать понятия экономики и цифровизации. На сегодня «цифровая дипломатия» - одна из самых сложных и востребованных форм дипломатии, предполагающая продвижение внешней политики с использованием современных технологий. Дипломатию нельзя, да и не нужно, переводить полностью в «цифру», однако «диджитализация» необходима в противодействии угрозам, анализа средств массовой информации, установления правил безопасного и честного пользования, которое не ущемляет права пользователей.

Пока для цифровизации действуют правила конкуренции, она будет оставаться для дипломатии больше вызовом, чем возможностью. При этом Московский государственный институт международных отношений МИД РФ в последние годы открывает образовательные программы, где будущие дипломаты обучаются именно применению цифровизации во внешней политике.

В этой статье были рассмотрены публичная дипломатия, молодежная дипломатия, парламентская дипломатия, экономическая дипломатия, цифровая дипломатия. Исследование названных и других форм и видов реализации межнационального диалога представляется крайне перспективным. Умение различать формы дипломатии, соотносить их по темам, выбирать инструментарий обеспечивает более структурированную работу министерств иностранных дел и международных переговоров. Каждому дипломату следует пополнять такими практиками свой собственный «портфель».

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся