Блог Научного Студенческого Общества МГИМО

Проблемы финансирования Ближневосточного агентства по помощи палестинским беженцам и организации работ

31 июля 2020
Распечатать

Автор: Абдуллаев Гасан, студент 2 курса магистратуры МГИМО, Факультет управления и политики

Проблема палестинских беженцев, возникшая в результате противостояния ряда арабских стран, а также арабских военизированных радикальных группировок с сионистским движением, а затем и государством Израиль, существует примерно столько же, сколько существует Организация Объединённых Наций. Для разрешения этой проблемы в ноябре 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция об оказании помощи палестинским беженцам. Был основан специализированный орган Организации Объединенных Наций по оказанию помощи палестинским беженцам (ЮНРПР). Хоть и деятельность этого органа была короткой, он смог оказать срочную и своевременную помощь палестинским беженцам. 8 декабря 1949 года Генассамблея ООН приняла ещё одну резолюцию о создании Ближневосточного агентства ООН для помощи беженцам и организации работ. Оно заработало 1 мая 1950 г. и было наделено статусом вспомогательного органа ГА ООН.

Фото: Wisam Hashlamoun / Apaimages

В настоящее время деятельность БАПОР нацелена на тесное взаимодействие с властями стран, на территории которых находятся палестинские беженцы, с тем, чтобы успешно начать реализацию программ по оказанию прямой помощи и организации работ, провести консультации с правительствами стран Ближнего Востока по поводу мер для организации полноценного международного сотрудничества для разрешения этой проблемы.

Каким образом финансируется БАПОР?

Для успешного осуществления своей деятельности, БАПОР, как и другим подразделениям, нужно стабильное финансирование. Бюджет БАПОР формируется иначе, нежели бюджеты других агентств и органов ООН, у которых есть фиксированный минимальный бюджет, формирующийся на основе обязательных взносов, предоставляемых из бюджета самой ООН. Бюджет БАПОР является так называемым «добровольным бюджетом»: он складывается из взносов, которые платят непосредственно страны-члены ООН. Из добровольных взносов государств складывается до 93,28% всего финансирования БАПОР, остальное – средства и пожертвования от частных организаций и организаций семьи ООН, таких, как, например, ЮНИСЕФ.

Деятельность БАПОР сконцентрирована в лагерях палестинских беженцев на территориях Сирии, Ливана, Иордании, Сектора Газа и на Западном берегу реки Иордан. Совокупный бюджет для реализации проектов по помощи палестинским беженцам на 2019 год составил 747 млн. долл. США. По данным рейтинга доноров БАПОР 2017 года, официальная финансовая помощь из США составила 364,3 млн. долл. США, — это примерно 32,5% всех денежных взносов от стран и международных организаций. В числе доноров-государств США, таким образом, занимали первое место. В топ-десять числятся также ЕС, ФРГ, Великобритания, Швеция, Саудовская Аравия, Япония, Швейцария, Норвегия и Нидерланды.

Причины отказа США финансировать БАПОР

Однако в 2018 году БАПОР столкнулось с тем, что ГА ООН назвала "самым большим финансовым затруднением в своей истории".

Ситуация с финансированием БАПОР стала стремительно ухудшаться после прихода к власти в США президента Дональда Трампа. Новая американская администрация многократно предупреждала о своём намерении прервать финансирование БАПОР, если палестинцы снова не сядут за стол переговоров с Израилем. Таким образом, вопрос был политизирован. В январе 2018 г. президент США Дональд Трамп объявил об урезании американской помощи БАПОР: из запланированных 125 млн. долл. США (эта сумма составляет более 30% ежегодных взносов БАПОР от США) на счет Агентства было переведено всего лишь 60 млн. долл. США.

В январе 2018 г. премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху выступил с предложением о полной ликвидации БАПОР. Кроме того, он внес еще одно предложение перенаправить его финансы Управлению Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ). «БАПОР – это агентство, которое увековечивает проблему палестинских беженцев». В таблице 1 можно увидеть сравнительную характеристику финансирования обеих организаций.

Таблица 1

Статистические сравнительные данные БАПОР и УВКБ (2019)

БАПОР

УВКБ

Страна-донор

Сумма за 2019 г. ($)

Страна-донор

Сумма за 2019 г. ($)

Германия

169,924,991

США

1,688,082,053

ЕС

131,742,673

ЕС

478,034,742

Великобритания

76,259,850

Германия

198,656,892

Швеция

64,544,971

Швеция

137,855,916

ОАЭ

51,800,000

Япония

124,116,003

Саудовская Аравия

49,536,960

Великобритания

100,211,521

Франция

45,924,606

Дания

86,502,448

Япония

43,438,361

Норвегия

71,564,251

Катар

41,720,520

Испания

63,741,114

Норвегия

29,539,249

Канада

59,194,791

Количество секторов

5 стран и территорий

Количество секторов

130 стран

Количество беженцев

5,500,000

Количество беженцев

20,400,000

С 1 сентября 2018 года администрация Трампа приняли решение о прекращении спонсирования Агентства. В связи с таким решением США и с учётом важности их взносов, можно ожидать серьезный кризис в функционировании не только отдельных программ, но и БАПОР в целом (см. таблицу 2).

Таблица 2

Взносы США в БАПОР (2009-2019 гг.)

Год

Объем взноса (млн. $)

2009

268,0

2010

237,8

2011

249,4

2012

233,3

2013

294,0

2014

398,7

2015

390,5

2016

359,5

2017

359,3

2018

65,0

2019

0

Источник: U.S. Foreign Aid to the Palestinians

Такое решение США, как можно предположить, было принято по целому ряду связанных между собой причин. Во-первых, Администрация в Белом доме в лице президента США Дональда Трампа больше не намерена придерживаться поступательного подхода к палестино-израильскому конфликту, которому следовала администрация предыдущего президента Барака Обамы. Важно помнить о том, что в течение обоих сроков пребывания у власти президента-демократа международная повестка США часто могла быть охарактеризована как сбалансированная. Это выражалось, например, в отказе США оказать поддержку Израилю на различных мировых площадках, в частности, в ООН: в результате некоторые принятые СБ ООН резолюции рассматриваются в Израиле как направленные против еврейского государства. Администрация Трампа, напротив, придерживается полностью противоположного подхода к вопросам ближневосточного конфликта.

Высшей точкой и ярким показателем сближения между Израилем и США в период правления администрации Дональда Трампа можно назвать решение о признании Иерусалима в качестве столицы Государства Израиль, принятое в декабре 2017 года. Официальная церемония переезда американского посольства состоялась 14 мая 2018 г., что символично: это день 70-летней годовщины создания еврейского государства. Нужно подчеркнуть, что, по внутреннему законодательству Израиля, Иерусалим является «единой и неделимой столицей Государства Израиль»: это установлено «Законом об Иерусалиме», который был принят Кнессетом в 1980 г. и ранжируется в линейке законов выше других, имея уровень конституционного. В ответ на американское решение 2017 года Турцией и Йеменом было инициировано принятие ГА ООН резолюции от 21 декабря 2017 года. Согласно этому международному документу, «любые меры и действия, направленные на изменение характера, статуса или демографического состава Священного города Иерусалима, не имеют юридической силы, являются недействительными и должны быть отменены согласно соответствующим резолюциям Совета Безопасности, и в этой связи призывает все государства воздерживаться от открытия дипломатических представительств в Священном городе Иерусалиме в соответствии с резолюцией 478 (1980) Совета Безопасности». Одновременно с этим представители США в ООН постоянно пресекают любые антиизраильские инициативы.

Во-вторых, уже в ходе предвыборной компании Дональд Трамп ясно заявлял о своём намерении остановить финансирование программ и целых организаций, деятельность которых не несёт пользы США и американскому народу. Так, в 2017 г. администрация Трампа дала понять, что может существенно снизить роль Соединенных Штатов в ООН и других международных институтах, запустить процедуры пересмотра и потенциального аннулирования ряда многосторонних международных документов.

Учитывая тесные союзнические отношения США и Израиля, а также общее снижение финансового участия США в многосторонних институтах, деятельность которых не полностью соответствует национальным интересам США (в том числе ООН и её специального учреждения), БАПОР оказалось организацией, которая испытывает негативное влияние обоих сдвигов в политике США.

Шаги по разрешению финансовых проблем

В связи с финансовыми проблемами, в рамках БАПОР были приняты особые меры по их устранению. Например, Агентством было принято решение обратиться к постоянным донорам с просьбой увеличить их финансовые вложения. В марте 2018 г. была созвана внеочередная министерская встреча в Риме «Сохранение достоинства и разделение ответственности — мобилизация коллективных усилий в поддержку БАПОР». 25 доноров с готовностью откликнулись на призыв. Так, Саудовская Аравия и Катар сразу заключили договоры с БАПОР, по которым эти страны направят организации дополнительные $50 млн. В целом же в результате конференции в Риме удалось собрать дополнительно $100 млн., а на такой же встрече в Нью-Йорке - $122 млн. Спонсоры БАПОР направили или обязались направить Агентству дополнительно 382 миллиона долларов в 2018 г., что позволяет покрыть дефицит бюджета БАПОР в 64 млн. долл. США.

Одновременно с этим была развёрнута кампания по сбору средств «Достоинство бесценно» (#DignityIsPriceless) по привлечению пожертвований от частных лиц, компаний и других негосударственных акторов.

Несмотря на успешность таких инициатив, рост финансирования от постоянных доноров всё равно не даёт Агентству возможности осуществить в полной мере все необходимые расходы. Кроме того, запланированные траты будут только увеличиваться в связи с ростом числа тех, кто считается палестинскими беженцами. Сейчас их число составляет порядка 5,5 млн. человек. По прогнозам, к концу 2020 года их число составит уже 6,4 млн.

Что ожидать в будущем?

Следует ожидать, если на закрытия, то уменьшения масштабов работы ряда программ БАПОР, что может обострить немало социальных проблем, которые в дальнейшем потребуют еще более значимых вложений. США, по сути, перекладывая ответственность по финансированию Агентства на своих союзников, помогают Катару и Саудовской Аравии укрепить их позиции и влияние и в БАПОР, и на Ближнем Востоке. Вместе с тем сильнее становятся и позиции ХАМАСа, который эти государства поддерживают. Так что можно прогнозировать рост уровня радикализации небольших групп, так как ухудшение социальной ситуации закономерно ведёт к расширению численности и укреплению общественных позиций исламских группировок, которые в большинстве своём проповедуют открытое противостояние с Израилем и его главным союзником - США, которые как раз и провоцируют ухудшение и без того непростой ситуации.

Таким образом, в связи с решением американской администрации о снижении финансирования БАПОР, в настоящее время Агентство сталкивается с самым сложным структурным и бюджетным кризисом за всю 70-летнюю историю своей работы. Мандат БАПОР был продлен до 2023 года, но этот срок будет одних из самых важных для агентства, и во многом от того, как БАПОР справится с проблемами финансирования, будет зависеть дальнейшая судьба агентства.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся