Блог Научного Студенческого Общества МГИМО

Механизмы помощи международных организаций системы ООН странам Африки

14 декабря 2019
Распечатать
Лидия Затолокина, студентка 4 курса, факультет Международных отношений, Африканский клуб НСО МГИМО Содействие развитию является самостоятельным направлением международного сотрудничества и подразумевает ту часть иностранной помощи, которая направлена на развитие и повышение благосостояния развивающихся стран. Достижение целей устойчивого развития (ЦУР) требует значительной концентрации международных усилий на странах, где сложнее всего искоренить имеющиеся проблемы. Именно поэтому особое значение имеет оказание помощи Африканскому континенту, где находятся 33 государства из 47 наименее развитых стран, список которых был впервые утверждён Генеральной Ассамблеей в 1971 г. Рамочную основу содействия развитию Африки составляют программа «Новое партнерство в интересах развития Африки», Аддис-Абебская программа действий, Повестка дня Африканского союза на период до 2063 года, Совместный рамочный документ Африканского союза и Организации Объединенных Наций об осуществлении Повестки дня-2063 и Повестки дня-2030. Институты ООН — одна из групп многосторонних доноров, реализующих программы в сфере содействия международному развитию (СМР). На агентства, фонды и программы ООН (в общей сложности порядка 30 учреждений) в целом приходится около 10% многосторонней помощи. Фонды и программы ООН финансируются странами-донорами, неправительственными организациями и частными фондами. Более 75% средств представляют собой целевые ресурсы, сферы распределения которых определяются донорами. К отдельной группе институтов ООН относятся специализированные учреждения ООН. Они являются самостоятельными и связаны с ООН специальными соглашениями о сотрудничестве (МОТ, ФАО, ЮНЕСКО, Группа Всемирного банка, МВФ, ВОИС, ЮНИДО и др.). Помощь международных организаций системы ООН странам Африки осуществляется за счет поддержки основного бюджета институтов ООН со стороны государств-доноров. Регулярные взносы теряют национальную «окраску» и становятся составной частью активов соответствующих организаций. В рамках Программы развития ООН (ПРООН) регулярный бюджет принимается раз в четыре года: основная часть средств выделяется на содержание организации и осуществление программ, перечень которых утверждается на Исполнительном Совете на основании рамочного соглашения о партнерстве со страной. Доноры также делают взносы в целевые программы, при этом определяется секторальный, тематический и географический фокус. Важную роль в процессе оказания помощи играют трастовые фонды – инструменты, при помощи которых правительственные и неправительственные доноры передают средства в управление организациям-попечителям, например, Всемирному банку и ПРООН. Трастовые фонды представляют собой средства финансирования программ и действий широкого спектра, одобренных донором и организацией-попечителем – от глобальных программ со своими собственными структурами управления до обычных проектов развития и финансирования деятельности отдельных технических экспертов. Большинство оперативных программ и фондов организации, в частности ПРООН, финансируются на добровольной основе. Бюджет ряда организаций, например ЮНИДО, финансируется за счет комбинации начисленных и добровольных взносов. В странах региона международные организации системы ООН имеют представительства, деятельность которых осуществляется в соответствии с программой, согласованной с правительством страны. Руководствуясь рамочным соглашением о сотрудничестве, организация занимается поиском доноров для осуществления проектов на территории государства. Механизм согласования проектной деятельности донора и организации зафиксирован в документе, подписанном сторонами. Часть проектов осуществляются совместно двумя и более организациями ООН. Так, ПРООН имеет 163 проекта в Африке в сотрудничестве с другими учреждениями ООН (всего программ в Африке на 2019 г. - 1170). Помимо рамочного соглашения между правительством страны-реципиента и оперативным фондом или программой ООН, государством с системой ООН также может быть подписана Рамочная программа партнерства в целях развития (РППР). РППР - ключевой стратегический документ для обеспечения коллективной, согласованной и интегрированной помощи системы ООН в реализации национальных приоритетов и решения проблем для достижения Целей устойчивого развития (ЦУР). В стране функционирует страновая команда системы ООН (UN Country Team). В её задачи входят стратегический анализ и планирование, контроль цикла страновых программ ООН, представительство и поддержка учреждений Секретариата ООН и ООН в целом, поддержка национальных координационных систем и процессов, общий надзор и координация деятельности системы ООН в стране. Команду возглавляет Постоянный Координатор системы ООН — представитель Генерального секретаря ООН. На Африканском континенте расположены региональные и страновые представительства Программы развития ООН (ПРООН), Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС), Программы ООН по населенным пунктам (ООН-ХАБИТАТ), Структуры «ООН-Женщины», ВОЗ, МОТ, ЮНИДО, ЮНЕСКО, ФАО, Всемирного банка, МВФ, ИКАО, ИМО, МСЭ, ВОИС, МФСР, МАГАТЭ. В субрегионах Африки работу также осуществляют Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ), Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН). Под управлением ПРООН находится Фонд капитального развития ООН, который работает преимущественно в наименее развитых странах. Четверть бюджета Фонда формируется за счет средств ПРООН. Он обеспечивает капитальное финансирование в виде грантов и ссуд под низкий процент и предоставляет техническую экспертизу для подготовки инфраструктурных проектов. Одной из важнейших составляющих помощи международных организаций системы ООН странам Африки является техническая помощь, формы которой определяются Резолюцией ГА ООН: работа в развивающихся странах экспертов ООН с целью оказания консультативных услуг правительствам этих государств и подготовки специалистов на местах, предоставление гражданам развивающихся стран стипендий для обучения за рубежом, командирование технического персонала, поставка оборудования и материалов для демонстрационных целей. Международные финансовые институты — МВФ и группа Всемирного банка, имеющие статус специализированных учреждений ООН — занимают важное место в системе содействия развитию Африки. Деятельность Международной ассоциации развития (МАР), одного из основных институтов Всемирного банка, направлена на сокращение масштабов бедности посредством предоставления займов (называемых “кредитами”) и грантов для реализации программ ускорения экономического роста, сокращения неравенства и улучшения условий жизни населения. Для доступа стран к льготным кредитам МАР установлен порог валового национального дохода на душу населения не более 1135 долл. Ресурсы МАР пополняются каждые три года за счет взносов стран-доноров, перечисленных доходов МБРР и погашенных кредитов. МАР также ведет большую работу в области облегчения бремени задолженности в рамках Инициативы в отношении долга бедных стран с высоким уровнем задолженности (HIPC) и Инициативы по облегчению бремени задолженности на многосторонней основе (MDRI). По данным на июль 2018 г., участие в инициативах приняли все африканские страны, отнесенные к категории наименее развитых, за исключением Сомали, Судана и Эритреи. Что касается МВФ, организация предоставляет займы, которые квалифицируются как официальная помощь развитию, в основном через свой трастовый фонд Сокращения бедности и содействия росту. Экономическая комиссия для Африки (ЭКА) является одной из пяти региональных комиссий ЭКОСОС и действует как на региональном, так и на субрегиональном уровне. ЭКА осуществляет мониторинг и ведение отчетности относительно выполнения африканскими государствами глобальных и континентальных обязательств, а также вырабатывает общую позицию африканских государств по различным пунктам повестки дня. На субрегиональном уровне ЭКА оказывает консультативные услуги и техническую помощь, имея пять отделений в разных частях континента. В соответствии с Резолюцией ГА 66/293 был учрежден механизм контроля Организации Объединенных Наций за выполнением обязательств по удовлетворению потребностей Африки. Резолюция установила проведение раз в два года обзора под эгидой Генеральной Ассамблеи в контексте пункта её повестки дня по вопросу о развитии в Африке. На Управление Специального советника по Африке (действует с 2003 г.) были возложены функции секретариата для проведения обзора в координации с соответствующими подразделениями системы ООН. Мандат Специального советника Генерального секретаря по Африке включает подготовку докладов по региону, координацию сотрудничества африканских государств и системы ООН в рамках НЕПАД, а также укрепление поддержки программы со стороны международного сообщества. Одним из форматов работы Управления является организация разного рода консультаций, конференций, брифингов, экспертных встреч, тематических дискуссий, а также ежегодной Недели Африки, заседаний межведомственной целевой группы. Данные мероприятия проводятся с участием представителей оперативных фондов и программ ООН, Африканского союза, Экономической комиссии ООН для Африки, Агентства планирования и координации НЕПАД, частного сектора, научных кругов и гражданского общества. Работа Управления направлена, по сути, на привлечение внимания международного сообщества к проблемам развития Африканского континента. Субстантивная помощь оказывается странам Африки преимущественно по линии оперативных фондов и программ, а также специализированных учреждений, входящих в систему ООН. Российская Федерация оказывает содействие развитию по линии организаций системы ООН (148 млн. долл. в 2018 г., 32% от общего объема многосторонней помощи страны). В настоящее время в Африке в стадии реализации находятся три программы, исполнителем которых соответственно являются ПРООН, ЮНИСЕФ и ЮНИДО: поддержка усилий Зимбабве в осуществлении Определяемого на национальном уровне вклада в реализацию Парижского соглашения; финансирование расходов, связанных с проведением кампании по вакцинации населения Анголы от желтой лихорадки; создание технических и институциональных возможностей в целях увеличения производства и развития производственных цепочек в области рыболовства и аквакультуры в Эфиопии. Помощь, оказываемая международными организациями системы ООН, имеет определенные преимущества по сравнению с двусторонней помощью. На распределение средств меньшее влияние оказывают политические факторы, а аккумулированные в международных организациях средства позволяют реализовать крупные по масштабам проекты. Более того, в рамках международной организации возможно осуществить координацию усилий доноров как на региональном, так и на глобальном уровнях. Вместе с тем диверсификация многосторонних институтов-участников СМР усугубляет проблему фрагментации помощи и увеличивает уровень административной нагрузки на страны-реципиенты. Это диктует необходимость координации действий между различными международными организациями и принятие ими полноценной ответственности за повышение эффективности помощи развитию. В условиях наблюдаемой с 2015 г. тенденции к снижению объемов ОПР для Африки свою актуальность сохраняет координирующая роль Управления Специального советника по Африке. Данная тенденция может поставить под угрозу способность африканских государств, особенно наименее развитых стран, осуществлять свои программы в области развития, в связи с чем использование потенциала Управления для интенсификации механизмов оказания помощи странам Африки, в том числе со стороны системы ООН, приобретает особое значение.Белецкая М.Ю. Россия в системе содействия международному развитию / Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. М., 2017.Содействие международному развитию. Курс лекций / Под редакцией В.И. Бартенева и Е.Н. Глазуновой. 2012. – 408 с.Экономика Африки в условиях рыночных преобразований. М., 2010. – 308 с.Mandate of the Office of the Special Adviser on Africa. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/en/africa/osaa/about/index.shtmlUN list of Least Developed Countries. [Электронный ресурс] URL: https://unctad.org/en/Pages/ALDC/Least%20Developed%20Countries/UN-list-of-Least-Developed-Countries.aspxUNDP Transparency Portal. [Электронный ресурс] URL: https://open.undp.org/
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся