Блог Научного Студенческого Общества МГИМО

Сирийские курдянки в борьбе за будущее своей страны

11 ноября 2019
Распечатать
Статья опубликована по итогам студенческой конференции «Проблема сепаратизма в странах Азии и Африки в XXI в.»

Павел Айбазов, 1 курс Факультета управления и политики МГИМО, Ближневосточный клуб НСО МГИМО

С древнейших времён и вплоть до второй четверти XX в. курдский народ существовал большей частью в виде родоплеменных общин, объединённых больше укладом хозяйства, чем этническо-культурным кодом. Однако в результате разделения принадлежащих к курдской национальности племён границами четырех государств – Ирана, Турции, Ирака и Сирии, по условиям заключения Севрского мира и последующих за этим событием гонений был запущен процесс национальной консолидации курдов, и их сплочения в более или менее крупные общины.

Здесь важно сказать, что языковой и культурный коды курдов не были однородными, и в среде курдских племенных общин жили также армяне, арабы, ассирийцы, а наряду с Исламом шиитского и суннитского толка среди курдов вплоть до XVIII-XIX века был также распространен и зороастризм. В общих чертах, для большинства курдов главным критерием для принятия в общину нового члена были его умения, личные качества и желание способствовать делам общины. Это в частности заложило характер будущей политии курдов – светского, мультикультурного и многоконфессионального государственного образования.

Исторически женщины впервые начали играть важную роль в политической сфере жизни курдских племён в 60-х годах прошлого века. Это было напрямую связано с ограничениями, наложенными сирийским правительством во главе с президентом Назимом - Аль Кудси. Курдам запрещалось говорить на своем языке, носить национальные костюмы и собираться любыми крупными группами, кроме случаев свадеб и похорон. Вследствие этого ограниченное курдское самоуправление курдского совета племён было под угрозой полной ликвидации.

Однако в этот момент курды решились на чрезвычайно смелый и прогрессивный для своего времени и культуры шаг – мужчины-старейшины делегировали свое право говорить и принимать решение своим жёнам и старшим дочерям, которые собирались в богатых домах за шитьём и обсуждали, таким образом, важнейшие вопросы жизни курдского народа, не привлекая при этом внимания властей [1].

С тех пор, под гнётом гонений с сирийской стороны, в курдской национальной общине выделялось всё больше прав и свобод для женщин. Очередной виток противостояния Рожавы и центрального сирийского правительства произошёл 7 октября 2011 года, когда сирийскими спецслужбами был застрелен в собственном доме радикальный оппозиционный лидер Машааль Тамо, а после на похоронах правительственные службы безопасности открыли огонь по процессии, убив ещё пять человек. Матери погибших через телевидение и социальные сети призвали всех курдов выходить на улицы – ведь в следующий раз могли быть таким же образом убиты и их родные. Курдские выступления становятся все активнее и масштабнее, и к 2012 году правительственные войска и полицейские формирования практически перестают их контролировать вследствие нехватки людей и ресурсов - силовики массово уходят из курдских провинций для защиты Дамаска и Алеппо в начавшейся гражданской войне.

В этот момент происходит важнейшее событие – уставшие от беспорядков и многолетнего притеснения их прав курды, женщины и мужчины, формируют отряды ополчения и практически без боя, малой кровью изгоняют под дулами автоматов оставшиеся ослабленные силы Асада. Два крупнейших объединения курдов – консервативный Курдский Национальный Совет, связанный идейно и экономически с Иракским Курдистаном, и социалистическая партия Демократический Союз, идеологически близкая турецкой Рабочей партии Курдистана. Оба этих влиятельных курдских образования – и квазигосударственный Иракский Курдистан, получивший национальную автономию в результате американской интервенции в Ирак и свержения режима Саддама Хусейна, и партизанско-террористическая РПК –оказывали огромное влияние как на внешнюю, так и на внутреннюю политику Рожавы в первые годы её существования [2].

Вместе эти две силы сформировали Высший курдский совет, временное правительство Рожавы, и регулярную армию – Силы самообороны Курдистана. Однако вплоть до 2013-2014 годов определённости в политике и военной риторике Сирийского Курдистана достигнуть не удалось, так как это не позволял сделать внутренний политический кризис между КНС и ДС борющимися за власть в Рожаве. Выиграть в этой борьбе удалось более прогрессивным членам Демократического Союза – их реформы подразумевали национальное и конфессиональное равенство граждан Сирийского Курдистана, а также введение демократических институтов и статус Рожавы как автономии в федеративной Сирии, но главное – предоставление женщинам равных прав и обеспечение их квотами на государственные посты. В итоге, когда осенью 2013 года КНС объявила о вхождении в состав Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (той самой «умеренной оппозиции»), Демократический Союз выразил протест и путём вооружённого революционного путча с участием в первую очередь вновь созданных женских отрядов самообороны Курдистана де-факто отстранил КНС от власти.

Выбранный Сирийским Курдистаном путь развития имел некоторые негативные черты – Иракский Курдистан ограничил взаимодействие с излишне прогрессивным, по их мнению, государственным строем Рожавы; в силу схожести взглядов и идеологической близости ДФСС обвиняли в прямой координации с террористической РПК, что привело к признанию Турцией Отрядов народной самообороны террористической огранизацией. Однако гораздо более значительным было положительное влияние данной политики, ибо комбинация активной нефтедобычи в провинции Джазира и демократической повестки правительства Рожавы привлекло на сторону ДФСС невероятно могущественного союзника – США.

В случае военной помощи курдским войскам Женские отряды самообороны также сыграли важнейшую роль. Дело в том, что согласно обязательствам страны НАТО, США не могли открыто помогать организации, признанной другой страной НАТО террористической. Но Женские отряды самообороны Турцией за серьёзную военную угрозу не считались и признаны террористическими не были, а потому огромное количество продовольствия, техники, вооружений попадало в Сирийский Курдистан через договоры с генералитетом этой боевой группы. Это настолько возвысило роль Женских отрядов самообороны, что с 2013 года офицеры-женщины в равном звании с мужчинами официально имеют преимущество в цепочке-командования, тогда как мужчины не имеют право командовать женщинами иначе, чем через офицера-женщину младше по званию.

После этого лидеру ДС Салеху Муслиму в 2014 году удалось заключить перемирие с правительственными войсками, дабы сконцентрировать усилия на борьбе с ИГИЛ (запрещённая в России террористическая организация). Это позволило высвободить значительные силы для проведения грандиозную операцию по освобождению Кобани, в которой были уничтожены до четырёх тысяч членов ИГИЛ, и в которой особенно проявились Отряды женской самообороны – в том числе и смертницы, «Сёстры возмездия», в состав которых добровольно отбирались женщины, потерявшие близких в борьбе с ИГИЛ [3]. За головы женщин-полевых командиров и снайперов, отчаянно сражавшихся в городских боях, назначалась награда в сотни тысяч долларов – больше, чем за мужчин [4].

А уже в 2015 Сирийский Курдистан оформил документированные союзнические договорённости с САР и Российской Федерацией. Хотя официально автономия Рожавы до сих пор не признаётся ни сирийским, ни российским правительствами, де-факто с молчаливого согласия властей Сирии Высший Курдский совет в 2016 году сформировал конфедерацию Сирийского Курдистана из трёх кантонов: аль-Джазира, Кобани и Африн. Несмотря на то, что равного взаимодействия на уровне субъектов международного права между САР и Сирийским Курдистаном нет, военные связи между Вооружёнными силами Сирии и Армией самообороны Рожавы, а также военно-координационные связи с ВКС РФ на сегодняшний день, судя по сообщениям СМИ, осуществляются на регулярной основе. Конфедеративный центр современного Сирийского Курдистана командует Силами самообороны и заведует внешней политикой, тогда как решения по внутренней политике принимаются самостоятельно в каждом из кантонов через равные и тайные референдумы народных собраний (советов) муниципалитетов.

Примечательно, что законодательно установлено, что три высшие должности трёх ветвей власти, законодательной, исполнительной и судебной, в каждом из кантонов должны занимать араб, курд и ассириец/армянин соответственно, причём минимум один из трёх народных представителей должен быть именно женского пола. Показательный факт – сегодня количество женщин на государственных должностях в Сирийском Курдистане больше, чем в США и Великобритании вместе взятых, а женщин-членов кабинета министров в полтора раза больше, чем в нашей стране. Неудивительно, что подобные необычайно прозрачные и прогрессивные для Ближнего Востока демократические принципы вновь созданного государства оказали чрезвычайно сильное впечатление на Западные страны и СМИ.

СМИ в целом оказали важнейшее влияние на дело привлечения помощи воюющему Курдистану, причём наиболее значительное влияние на создание системы лоббизма интересов этой страны в американском истеблишменте оказали именно леволиберальные политики и члены феминистических движений, впечатлённые политикой гендерного равенства в ближневосточном Курдистане. В частности ярким сторонников ДФСС является Хиллари Клинтон и Фонд Клинтонов, выделяющий значительные средства на помощь «становлению демократии» в Сирийском Курдистане. Подобный лоббизм привёл к поддержке США Курдистана в прошлом, а в настоящем непосредственно стоит за неоднозначной политической оценкой агрессивных действий Турции и решения президента Дональда Трампа по выводу войск и военных советников США с территории Сирийского Курдистана [5].

В сегодняшней геополитической обстановке чрезвычайно сложно оценить возможное будущее Сирийского Курдистана и его жителей. Однако, судя по намеченным тенденциям на расширение сети официальных представительств Рожавы в мире (открыты представительства в Чехии, Германии, Франции и России) и общему курсу на предоставление конфедерации статуса широкой автономии в составе Сирийской Арабской Республики, можно предположить, что курс на интеграцию будет продолжен, а значит в самом ближайшем будущем, по окончанию войны сирийские курды смогут стать частью нового единого федерального сирийского государства. При условии, разумеется, что курдская полития не будет стерта с лица земли силами второй по мощи армии НАТО – Турции, оставленная и преданная своим главным союзником - США.

После достигнутой с САР договорённости и короткого прекращения огня курдские формирования могут вновь оказаться под ударом, ведь Ясин Актай, советник президента Турции, заявил: "если сирийский режим хочет войти в Манбидж, Айн эль-Араб, Камышли с целью предоставить защиту отрядам курдской народной самообороны, это считается объявлением войны Турции, их ждет соразмерный ответ". Таким образом курды могут оказаться в центре крупного вооружённого конфликта, защищая не только свои земли и население, но и само право на собственный уклад жизни и самоопроеделение. Тем самым история и судьба Сирийского Курдистана пишется прямо сейчас – на полях ожесточённых сражений и не менее ожесточённых дипломатических переговоров. И в обоих случаях одну из главных ролей будут играть храбрейшие из курдских женщин – истинные патриоты и настоящие граждане свободного, демократического и правового государства.

1. Вертяев К.В. Курдский национализм - История и современность/ К.В. Вертяев С.М. Иванов. М.: Ленанд, 2015. — 315 с.

2. Вертяев К.В. Политические процессы в курдских ареалах стран Западной Азии (Ираке, Турции, Сирии, Иране)/ К.В. Волков, О. И. Жигалина, С. М. Иванов. М.: Институт востоковедения РАН, 2013. - 142 с.

3. Kurdish women in Syria create first female battalion [Электронный ресурс] - https://www.rt.com/news/syria_kurds-female-battalion-351/

4. Mutlu Civiroglu. Kobani: How strategy, sacrifice and heroism of Kurdish Female fighters beat Isis [Электронный ресурс] - https://www.ibtimes.co.uk/kobani-how-sacrifice-local-knowledge-heroism-kurdish-female-fighters-beat-isis-1487358

5. Нодар Мосаки. Бескровный «развод»: курды Сирии в борьбе за полную автономию [Электронный ресурс] - http://ru.valdaiclub.com/a/highlights/beskrovnyy-razvod-kurdy-sirii/
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся