Блог Научного Студенческого Общества МГИМО

Перспективы создания ЗСОМУ на Ближнем Востоке: история и современность

7 июня 2019
Распечатать

Инна Родина, 4 курс факультета МИЭП МГИМО, Ближневосточный клуб НСО МГИМО

Одним из важнейших препятствий на пути создания зоны, свободной от оружия массового уничтожения (ЗСОМУ) на Ближнем Востоке, является скепсис и неверие в реализуемость этого проекта. Подобные опасения не безосновательны: по вопросу о создании ЗСОМУ на Ближнем Востоке с 1974 года, когда впервые предметно стала обсуждаться эта проблема, продвинуться удалось мало. Скорее наоборот. Ядерным оружием обладает Израиль (Израиль не подтверждает и не опровергает факт наличия ядерного оружия); Иран вел разработки в области создания немирного атома; выдвигались предположения о стремлении Ирака стать ядерной державой (Специалисты, проводившие инспекции в Ираке вскоре после окончания войны в Персидском заливе, были неприятно удивлены масштабами и качественным уровнем иракской ядерной программы).

Угроза распространения химического и биологического оружия еще более велика. На Ближнем Востоке химическое оружие уже применялось - Египтом против Йемена в 1960-е годы, Ираком и Ираном друг против друга в 1980-е годы, Сирией в 2012-2013 годах (и власти Сирии, и оппозиция отвергали обвинения в применении химоружия, возложив ответственность друг на друга). Считается, что «боевыми химикатами» обладают также Израиль и Ливия.

Факты использования в боевых действиях биологического и токсинного оружия установлены не были. Однако известно, что его разработками активно занимался Ирак. Эксперты полагают, что подобные программы осуществлялись также в Иране, Израиле, Ливии, Сирии и Египте.

Инициатива по вопросу создания ЗСОМУ на Ближнем Востоке принадлежит советскому руководству, которое в 1958 году выдвинуло подобную идею. В 1974 году Иран дал импульс более предметному обсуждению вопроса создания ЗСОМУ на Ближнем Востоке. Именно тогда Генеральная Ассамблея ООН приняла первую резолюцию по этому вопросу - «Создание зоны, свободной от ядерного оружия, в регионе Ближнего Востока» (с тех пор ГА ООН принимает подобные резолюции ежегодно). Идею создания ЗСОМУ на Ближнем Востоке поддерживали и другие государства региона. В 1990 году Египет выдвинул уникальную идею: создать на Ближнем Востоке зону, свободную не только от ядерного, химического и биологического оружия, но и ограничить некоторые виды ракетных. В 1993 году Израиль и Иордания в Совместной декларации о нормализации двусторонних отношений высказали стремление к созданию ЗСОМУ на Ближнем Востоке, в условиях всеобъемлющего и устойчивого мира в регионе, характеризующегося неприменением силы, мирным урегулированием и транспарентностью.

Мировое сообщество также неоднократно предпринимало действия, стимулирующие создание ЗСОМУ на Ближнем Востоке. В ходе мирных переговоров между Палестинской национальной автономией и Израилем, начатых в 1991 году в Мадриде при коспонсорстве СССР и США, была создана Рабочая группа по контролю над вооружениями и региональной безопасности (КВРБ). Однако в силу дестабилизации ближневосточное региона предложения КВРБ не были реализованы.

Более того, в 1995 году в рамках Конференции по продлению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) была принята резолюция по Ближнему Востоку, которая, во-первых, признала важность создания на Ближнем Востоке ЗСОМУ; во-вторых, призвала все государства региона присоединиться к ДНЯО и поставить ядерную деятельность под контроль МАГАТЭ. Однако затем на протяжении десятилетия активно тема создания ЗСОМУ в ближневосточном регионе не обсуждалась.

В 2009 году Россия выдвинула предложение провести встречу заинтересованных государств для обсуждения сложившейся ситуации и назначить спецкоординатора ООН по вопросу о создании ЗСОМУ, который собрал бы предложения ближневосточных государств и представил бы собственное заключение. Кроме того, Россия считала необходимым, чтобы государства поставили все свои ядерные объекты под гарантии МАГАТЭ, присоединились к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и отказались от создания и развития чувствительных элементов. Предложения, выдвинутые РФ, легли в основу Обзорной конференции ДНЯО 2010 года, по итогам которой был принят Заключительный документ конференции по Ближнему Востоку. Однако на последующей Обзорной конференции, прошедшей в Нью-Йорке в 2015 году, во многом из-за позиции США, Великобритании и Канады не удалось принять итоговый документ, включающий положения об осуществлении итогов Обзорной конференции ДНЯО 2010 года.

Определенного прогресса удалось достичь в вопросе ликвидации химического оружия. 13 сентября 2013 года, президент Сирии Башар Асад по предложению России подписал документ о присоединении страны к КЗХО. 14 сентября 2013 года Россия и США заключили в Женеве рамочное соглашение об уничтожении сирийского химоружия до середины 2014 года. Спустя три дня Сирия представила организации всю информацию о боевых отравляющих веществах на ее территории. 14 октября 2013 года Сирия стала 190-м членом Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). 4 января 2016 года ОЗХО заявила о полном уничтожении химического оружия Сирии.

Прогресс был достигнут и в вопросе нераспространения ядерного оружия. Венцом почти тринадцатилетних переговоров стало заключение 14 июля 2015 года Ираном и шестеркой посредников - США, Франция, Великобритания, Китай, РФ и Германия - Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), предусматривающего заморозку иранской ядерной программы в обмен на снятие санкций. Однако несмотря на то, что МАГАТЭ неоднократно подтверждало факт выполнения Ираном условий соглашения, 8 мая 2018 года президент США Дональд Трамп официально объявил о выходе из ядерной сделки, поставив тем самым под вопрос возможность реализации СВПД.

Одной из главных проблем, препятствующих созданию ЗСОМУ на Ближнем Востоке, является наличие ядерного оружия у Израиля. То, что у Израиля есть ядерное оружие и средства его доставки, признано повсеместно. Еще в 1986 году М. Вануну, работавший на атомном объекте в Димоне, подтвердил эту информацию. Кроме того, факт наличия у Израиля ядерного оружия констатируется и французскими специалистами, оказавшими решающую помощь в становлении атомного потенциала государства. Перспективы ликвидации ядерного оружия Израилем, с учетом такого влиятельного союзника, как США, представляются туманными. Кроме того, в условиях протекающих на Ближнем Востоке конфликтов, руководство Израиля рассматривает наличие ядерного оружия в качестве гарантии безопасности страны.

Таким образом, необходимость создания ЗСОМУ на Ближнем Востоке является весьма острой. Международному сообществу, прежде всего, в лице таких государств, как Россия, США, Великобритания, Германия, Франция, а также стран ближневосточного региона необходимо не замораживать обсуждение этого экзистенциального вопроса, рассматривая его успешную реализацию как маловероятную и сложно осуществимую, а, наоборот, активизировать усилия в этом направлении, прежде всего посредством многостороннего диалога с целью нахождения точек соприкосновения для разрешения текущих в регионе конфликтов и выработки комплекса мер, гарантирующих безопасность странам Ближнего Востока в условиях отсутствия оружия массового уничтожения.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся