Блог Научного Студенческого Общества МГИМО

Шпицберген и его шельф: прошлое и настоящее

7 июня 2019
Распечатать
Софья Игнатенко, 3 курс факультета Международных отношений МГИМО, Председатель НСО МГИМО Архипелаг Шпицберген включает в себя нескольких крупных островов (Западный Шпицберген, Белый, Земля Короля Карла, Северо-Восточная Земля, Эдж, Баренца) и более тысячи небольших островов, которые находятся в районе приграничных российско-норвежских территорий в Северном Ледовитом океане. Международное право распространяет понятие «Шпицберген» на острова Надежды и Медвежий; общая площадь архипелага составляет 62 100 кв. км. Архипелаг обладает разнообразной природой, которая в разные века позволяла местным народом и прибывающим исследователям использовать экономические ресурсы: охота, рыболовство, рекреационный бизнес, добыча углеводородов. Кроме того, на архипелаге существуют определенные условия, которые позволяют изучать космическое пространство из-за достаточно крупной магнитной воронки, которая располагается близко как к земной поверхности, так и к силовым линиям. Ещё задолго до заключения первого международного Соглашения о Шпицбергене Россия и Швеция-Норвегия стремились исторически обосновать свои права на архипелаг. В XVIII-XIX вв. министерства иностранных дел обеих сторон опубликовали несколько докладов по этому вопросу. С учетом международно-правовой значимости географических карт необходимо отметить, что на карте XVI века изображенные на месте Шпицбергена семь островов называются «Святые русские». Однако постепенно такая исключительная принадлежности данного архипелага стала оспариваться европейскими мореплавателями. Но это не привело к «эффективной оккупации», то есть к созданию постоянных поселений и исследовательских баз, то есть их притязания не имели «правоустанавливающего значения». Однако позднее, в 1830-е годах, русские промыслы, существование там на протяжении нескольких веков, пришли в упадок ввиду большой смертности от цинги. Норвежцы же, напротив, стали обращать всё большее внимание на экономические ресурсы архипелага. Таким образом, Шпицберген, не входя в состав ни одной из стран, предъявляющих на него права, длительное время являлся территорией конкурирующей экономической деятельности нескольких государств. Первым международным договором о Шпицбергене (стороны обменяли дипломатическими нотами в 1871-1872 гг.) стало Соглашение между Россией и Швецией-Норвегией (Шведско-норвежской унией). В нотах признавалось равенство всех стран в использовании природных ресурсов архипелага (позиция Российской имерии), учитывалось то, что данные территории, по мнению шведской стороны, должны быть включены в территориальный суверенитет Шведско-норвежской унии. Кроме того, впервые был определен международно-правовой статус Шпицбергена — terra nullius («ничья земля»), что положило начало обычной правовой практике мирного экономического и научного использования Шпицберген. Однако, если бы Швеция-Норвегия изначально направила дипломатическую ноту исключительно России, статус Шпицбергена мог бы быть абсолютно другим: архипелаг мог бы находиться в совместном владении (институт кондоминиума).В преддверии Первой мировой войны стратегическое значение архипелага стремительно возросло, и у обоих правительств появилась необходимость в конкретизации правового статуса Шпицбергена. Позиции России не были отражены в Договоре 1920 года ввиду её политического и экономического ослабления. Главным итогом Парижского договора 1920 г. стало распространение норвежской правовой юрисдикции над всем архипелагом. Другие стороны переговоров получили в обмен поддержку политического характера, как это произошло с датским суверенитетом над о. Гренландия. Кроме того, Норвегия, согласно 9 статье, обязалась не допускать создания морских баз или иных типов военных укреплений на территории архипелага и не использовать его для военных целей. В настоящее время участниками договора являются более 50 государств Европы, Северной Америки, Южной Азии, Ближнего Востока и других регионов, хотя изначально его заключили 9 государств: Дания, Швеция, Норвегия, США, Великобритания, Франция, Италия, Нидерланды и Япония. Соглашение 1875 года признавалось недействительным ввиду общего принципа права lex posterior derogat lex prior (позднейшим законом отменяется более ранний). Советской России пришлось согласиться на новый Договор для получения международного признания.Активную роль в этом сыграла советский полпред в Норвегии Александра Михайловна. Коллонтай. Однако позиция Советской России постепенно изменялась. Сначала советское правительство заявило, что «не признает себя связанным этим актом», а позднее СССР высказал желание о юридическом присоединении к Договору. Обмен нотами произошел в 1924 г. Таким образом, данный Договор предусматривает абсолютно одинаковые права физических и юридических лиц всех стран-участниц Договора на занятие хозяйственной деятельностью в «местностях» Шпицбергена. Эти положения никаким образом не могут быть изменены национальным законом Норвегии.Норвегия же, со своей стороны, рассматривает ситуацию в ином ключе. Летом 1977 г. Норвегия объявила об установлении рыбоохранной зоны в 200 миль вдоль своих границ, включив туда же водные районы Шпицбергена. Советское правительство направило ноту протеста. В целом, со стороны всех государств-подписантов Договора 1920 года такое действие норвежской стороны вызвало негативную реакцию. Страны разделились на три группы: первая группа стран (например, Норвегия, Дания) считают, что права стран-участниц Договора 1920 не распространяются за пределами территориального моря. Вторая группа стран (Исландия, Испания и Великобритания) уверена, что Норвегия не обладает необходимыми юридическими правами для задержания судов в данном районе. Наконец страны из третьей группы, например, США, Франция и Германия, занимают выжидательную позицию. Бывший руководитель Правового департамента МИД Р. Э. Фифе таким образом обосновывает законность действий Норвегии: Договором 1920 года предусматривает суверенитет норвежской стороны над островами и скалами Архипелага, однако в 1920-х года в международном праве не рассматривались такие понятия, как континентальный шельф и 200-мильная исключительная экономическая зона, а значит, Договор не имеет юридической силы за пределами очерченной сухопутной территории. В контексте современного международного морского права исследователи рассматривают оба понятия, а значит, Норвегия, в рамках своего национального законодательства, имеет право установить вокруг Шпицбергена 200-мильную экономическую зону. Данное обоснование ошибочно ввиду следующих факторов: 1) Шпицберген — это не часть обычной территории прибрежного государства, как, например, прибрежные территории Скандинавского полуострова, 2) в Конвенции по морскому праву 1982 г. указано, что положения договора 1920 года являются специальными, поэтому вокруг Шпицбергена не может существовать такое же территориальное море, как у материкового побережья Норвегии.Соответственно, согласно современному международному праву, на которое во многом ссылается норвежская сторона, делимитация спорных морских границ должна осуществляться с согласия стран-участниц Договора 1920 года.Международные двусторонние договоры и конвенции содержат одни из важнейших обоснований для эффективного сотрудничества государств в деле природопользования в регионе Баренцева моря. Помимо Соглашений Норвегии с СССР о сотрудничестве в области рыболовства 1975 и 1976 годов, в которых обе страны признают необходимость в рациональном управлении рыбными запасами, устанавливая при это собственные правила контроля за выполнением правил и стандартов (что в дальнейшем привело к конфликтным ситуациям, связанным с задержанием рыболовецких судов и изъятием уловов), существовало ещё и Соглашение о смежном участке Баренцева моря от 11 января 1978 года, которое действовало практически 35 лет до вступления в силу Договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане от 15 сентября 2010 года (Договор 2010 года). Соглашение 1978 года выделяло ограниченный смежный участок, который управлялся сторонами совместно, не учитывая предложенных обеими сторонами разграничительные линии; также стали применять такое понятие, как «линии равного отстояния». В районе действовали Временные правила, совместно разработанные обеими сторонами. На тот момент стороны разграничивали морские территории таким образом: СССР ссылался на положение об особых обстоятельствах границы полярных владений (которое уже было установлено Комиссией ООН по международному праву), обозначенной в постановлении Президиума ЦИК СССР 1926; норвежская сторона апеллировала к методу разграничения на море по равному от берегов расстоянию, который был сформулирован на I Конференции по морскому праву в 1958 году. Впрочем, в соотвествии с Конвенцией 1982 г. государство имеют право распространить внешнюю границу своего континентального шельфа далеко за пределы 200 миль, но это можно сделать, подав представление в Комиссию ООН по границам континентального шельфа. Россия сделала это в 2001 году, Норвегия — в 2006. Вопрос находится на рассмотрении.Договор 2010 года оказался в целом неожиданным и противоречивым. Однако важно одно — подписав этот Договор, обе стороны положили конец многолетней истории разграничения водных пространств между Россией и Норвегией, начатый ещё в 1957 году в виде принятия Соглашения о морской границе между СССР и Норвегией в Веренгер-фьорде. С 1968 года, то есть с момента принятия законодательства СССР о континентальном шельфе, начался тот территориальный спор с Норвегией, который длился до 2010 г. С самого начала позиции сторон состояли в следующем: российская стороны выступала за принцип «секторальной линией»; Норвегия настаивала на проведении срединной линии (линии, находящейся на равном расстоянии от побережий России и Норвегии). В соответствии с данным договором стороны определили местоположение разграничительной линии между находящимися под их юрисдикцией морскими районами в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Договором 2010 г. Россия ограничила районы шельфа Росси от районов шельфа Норвегии, а не от районов шельфа Шпицбергена. В целом положения Договора учитывают положительный опыт сотрудничества СССР и Норвегии. Однако стороны не смогли договориться о спорных участках для рыболовства в водах, примыкающих к островам Шпицберген, в частности вопросы контроля и инспекции рыболовства в районе действия Договора о Шпицбергене 1920 г. Ввиду возникновения достаточного количества принудительных задержаний российских рыбопромысловых судов в июне 2011 года был издан специальны документ «Разъяснения капитанам российских рыболовецких судов», в котором запрещается выдавать норвежкой стороне какую-либо информацию о результатах рыболовства и отдать улов, но принудительные задержания продолжаются. Кроме того, отдельно стоит рассмотреть положение Договора, которое регулирует разработку трансграничных запасов углеводородов, а именно статью 5. Обе стороны обязаны совместно обсуждать разведывательные работу и эксплуатацию обнаруженного месторождения, что говорит о введении совместного механизма управления трансграничными запасами. В добавление к Договору было предложено разработать Соглашение об объединении между Сторонами по вопросам эксплуатации трансграничного месторождения углеводородов; был создан институт — Совместная комиссия (форумом для постоянных консультаций). Таким образом, Договор 2010 г. предусматривает новые для Российской Федерации нормативно-правовые положения, касающиеся совместного управления трансграничными нефтегазовыми ресурсами недр континентального шельфа.Бывший премьер-министр Норвегии, в настоящее время Генеральным секретарем НАТО, Йенс Столтенберг отмечал: «Договор — это не конец, это начало нового сотрудничества между Норвегией и Россией. Это открывает новую эру между нашими двумя сторонами…». Действительно, Договор позволил разграничить территорию, разрешив тем самым давний территориально-экономический спор. После вступления Договора в силу был снят запрет на разведку углеводородных ресурсов в указанной области Баренцева моря. Те, кто согласовывал текст договора, были уверены, что это положит начало долгосрочному сотрудничеству обеих стран в регионе. Однако существует и иная точка зрения. Считается, что Договор не решает многочисленные разногласия, которые существуют между сторонами касательно морского района Шпицбергена. Договор 2010 г. также разрушает границу полярных владений СССР 1926 г. В России заключение Договора восприняли двояко (при ратификации 52 голоса «против») в том врем, как в Норвегии Стортинг (парламент проголосовал единогласно за его ратификацию. В качестве доводов против часто приводятся следующие умозаключения: в процессе разведывательной деятельности норвежцы обладают явным преимуществом, так как в их распоряжении находятся более качественные технологии. Но ввиду того факта, что в данном районе единый газоносный бассейн, норвежская сторона, использовав свои запасы, может начать добывать и со стороны России. Кроме того, в соответствии с докладом норвежского нефтяного директората (NPD), в недрах под южной частью ограниченной зоны Баренцева моря, которые в сентябре 2010 года отошли Норвегии, скрываются порядка 300 млн кубометров углеводородов, которые в нефтяном эквиваленте составляют около 1,9 млрд баррелей. По прогнозам, ориентировочный объем полезных ископаемых на деле может составлять более 560 млн кубометров.Таким образом, сегодня растут экономические и политические интересы к континентальному шельфу в районе действия Договора 1920 г., а также Договора 2010 г. Эти притязания обусловлены не только перспективами освоения углеводородных месторождений на арктическом шельфе, но привлекательностью природных и биологических ресурсов региона. Однако именно Норвегии удается проводить успешную политику в регионе. В рамках системы выдачей лицензий на разработку нефтяных месторождений (разработанной после заключения Соглашения 1978 г.) первая лицензия на разработку на континентальном шельфе Баренцева моря была выдана в 1980 году, а официально южная часть Баренцева моря (спорная часть, разделенная по Договору 2010 года) была открыта для нефтегазовых разработок в 1989 году. В январе 2015 года в Норвегии стартовал новый раунд распределения лицензий на право разработки континентального шельфа (было предложено около 57 блоков, 34 из которых находились на спорном участке). Из этого следует, что исследовательские работы развернуты на всём протяжении континентального шельфа, а разработки ведутся как норвежскими, так и международными компаниями. Среди прочих месторождений, наиболее известным является месторождение газа Сновит (Snøhvit), которое находится к юго-востоку от острова Медвежий, но не входящий в ареал спорной территории.
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся