Блог о культуре и истории Внутренней Азии

Вкус Традиции

6 мая 2019
Распечатать

Что мы представляем, когда думаем о Традициях и культуре? Театры, галереи и библиотеки… но не кухни. А что если традиция, культура, да и «мягкая сила» лучше всего преподается в процессе застолья? Это доказывает успех проекта АртГер.

АртГер – это канал о монгольской культуре на Ютюбе на английском языке. Их наиболее популярные ролики – о еде. Например, видео о блюде, которое готовится в шкуре барана, используя раскаленные камни, уже набрало свыше четырёх миллионов просмотров. Серия «монгольская кухня с Нарги» регулярно набирает достойное количество просмотров и пользуется вниманием международной прессы. Их коктейль юмора, классной операторской работы, и жанра о путешествиях проигрывается, как видео-страдивариус. Итак, мы спросили основателя проекта, Джавки, как ему пришла идея продвигать монгольскую культуру таким образом.

Вступление

Пожалуйста, представьте себя и проект.

Меня зовут Джавка Ага. Я основал АртГер в 2015м году. Название канала понятное – Гер, это монгольская юрта, ну а арт – искусство. Наш канал рассказывает о музыке, путешествиях, монгольском этикете и, можно сказать, знакомит мир с современной Монголией.

До АртГер, я работал на местном телевидении здесь в Дархане, следуя по стопам моего отца. Он тоже журналист. Его карьера подвигла меня с раннего возраста заинтересоваться журналистикой, а потом и операторской работой, музыкой и т.д. пока я учился, какие только проекты я не брал на себя – и видео для песен снимал, и помогал с ТВ фильмами. Ну а АртГер начался, как часто бывает, как хобби, и только потом перерос в настоящее дело!

Как развивался проект АртГер?

Открыв Ютюб, я был разочарован. Я не мог поверить, насколько мало было видео про культуру Монголии и степи. А качество тех видео, которые были, оставляло желать лучшего. Вот я и решил набрать команду единомышленников и изменить это. Я позвонил друзьям, среди них нынешнему ведущему шоу Нарги, который преподает английский в Монгольском Гуманитарном Университете в Дархане и имеет обширный журналистский опыт. Мы начали снимать серию за серией.

Почему Вы снимаете во основном о еде?

Выбор не случаен. Кулинария объединяет все, о чем мы хотели рассказать зрителям – путешествия по Монголии, наши традиции, историю, преемственность сквозь поколения и национальное единство. Когда мы готовим еду, мы находимся на стыке и пересечении всех этих важных сфер. Еда приносит самобытные ценности и этикет, а хорошо поесть – даёт глубокий философский опыт. Когда готовим древние блюда, мы повторяем эмоции и движения наших предков, и чувствуем уединение с ними видя то, что видели они. Именно такое глубокое, сакральное чувство - это то, что мы стараемся передать.

Вначале мы были удивлены постепенным ростом популярности нашей передачи. Оно вызывает чувство удовлетворения – мы дали людям то, что они хотели! Приятно знать, что наша культура и наши навыки востребованы. Мы продолжаем работать и планируем брать все новые высоты.

Вкус к Традиции

Как бы Вы оценили демографию Вашей аудитории?

Я думаю, что мы все начали в правильный момент. Последние пару лет все переходят на Ютюб. Монголия пока все еще остается terra incognita, что, я уверен, заинтересовывает новых зрителей.

Большинство наших зрителей – подростки. Это важно и показательно. Давайте посмотрим на данные. 15% зрителей из США, 15% из стран Ближнего Востока. Остальные зрители примерно ровно распределены по Южной Азии и Европе. То, что большинство зрителей подростки – крайне показательный и важный фактор! Я думаю, экзотика Монголии играет роль. Мы показываем мир вне их зоны комфорта в городах за компьютером. Они живут в уютных квартирах в городах-миллиониках, а когда смотрят наши передачи, видят многие элементы жизни в первый раз. Должно быть наша передача дает что-то интересное и новое, а то зачем им нас смотреть? Разве не смешно и грустно, что рецепты наших древних предков могут считаться «новыми»?! Наша задача – популяризировать Традицию кухни и запечатлеть древние методы на благо наших будущих поколений.

Хорошо сказали! А документация традиций кочевой кухни тоже является частью Вашей цели?

Обязательно. Всем важно работать со смыслом, как и нам. В каждой семье Монголии есть родственник, кто все еще ведет кочевой образ жизни или вел его до недавнего времени. Даже в Улан-Баторе есть район юрт! Но посмотрим в будущее – через поколение придут первые Монголы, которые не жили в степи и только знают городскую застройку. Это необратимый и естественный процесс. Для нашей монгольской аудитории мы создаем базу данных навыков и рецептов кочевой кухни. Наш канал – источник древних традиций и сохраняем мы их, не побоюсь сказать, в веселом и занимательном формате, доступным для всех. Важная часть нашей миссии – стать историческим каталогом для будущих поколений, который они смогут «пролистывать» по мере роста ностальгии по связи с природой и со своими предками. Эти же принципы можно распространить на международную аудиторию.

Кочевая традиция древняя, как само время. Для снятия эпизодов мы вкладываем много энергии в то, чтобы найти местных экспертов этом минималистичном и добросовестном искусстве. Настоящие мудрецы народной кухни показывают нам свое умение в каждой передаче. И таким образом мы связываем многие элементы традиции – путешествие, этикет, уважение к старшим и саму кулинарию. Давайте на забудем другой важный элемент – то, что вы видите к тому же очень вкусно! А то как бы эти рецепты выжили все эти сотни лет?

Другая часть нашей миссии – принести монгольский калейдоскоп вкусов всему миру. Мы хотим заинтересовать мир в самой Монголии, чтобы они приехали сюда и испытали все вкусы, запечатлённые на видео, сами, вживую. Как я сказал, Монголия плохо задокументирована – а мы меняем этот порядок с каждым видео.

О России

Вы были в России? Говорите по-русски?

Говорю! Мой отец – выпускник МГУ. Писал книги и даже стихи на русском! Я с нетерпением жду возможности открыть для себя вашу страну.

А ваш канал будет работать с Россией?

Обязательно! Мы планируем начать с исследования Бурятии, Тывы и Калмыкии. Мы хотим продолжить наши продовольственные путешествия по вашу сторону границы. Это для нас очень важно. Мы хотим показывать миру все разные кочевые и степные культуры. Потом, мы планируем тур по всей Центральной Азии. Там мы продолжим документировать, обсуждать, сравнивать и изучать культуру во всех ее проявлениях. Мы, монголы, многое разделяем с соседствующей Россией. АртГер задокументирует эти элементы для монголов, русских и всего остального мира.

Завтрашнее меню

Какие у Вас планы на будущее?

АртГер идет на мировой уровень! Все начиналось, как личное хобби, потом стало компанией, и мы привлекли кучу внимания, вплоть до намеков о государственной поддержке. Время идти дальше! Мы хотим организовать мировой тур – в каждой стране мы будем снимать, как мы передаем традиционные методы поварам монгольской и азиатской кухни. Сохранять традицию одно, а продвигать ее - задача высшего уровня. Мы запланировали эпизоды в Пекине и Токио. А там уже полетим дальше и дальше от дома, чтобы распространить его этос.

У Вас есть планы серий о других темах?

Да. Скоро выйдет классная передача FunkyGer (веселая юрта). В ней, американцы приезжают в Монголию исследовать ночную жизнь Монголии. Монголия становится знаменитой, благодаря своей разнообразной музыке. Вскоре мы познакомим нашу аудиторию с ее исполнителями и тем, как проводят свой досуг молодые люди Монголии. Все смогут узнать наших классных рэперов и металлистов!

И другие проекты?

Да, мы воплотим следующей шаг в нашей миссии по знакомству мира с Монголией. Мы открываем тур-агентство по Монголии, чтобы каждый мог сам увидеть все красоты Великой Степи. Если хотите посетить Монголию, не забывайте о нас.

Заключение

Я надеюсь, что Джавка, Нарги и вся их команда продолжат развивать проект АртГер. Вдохновляет то, что есть явный спрос на Традицию, во всех ее удивительных воплощениях, этот эффект можно даже будет назвать всемирной ностальгией. Миссия и старания АртГер в этом процессе важны.

Для меня, АртГер показателен своим примером, как хобби и личный интерес к важному историческому делу способны привести к масштабному, успешному проекту. Еда – часто забываемый элемент традиционной культуры. Обычно выбор сводится к «пицца или суши», а передача АртГер приносит новый, таинственный и экзотичный элемент в кулинарное сознание. Традиции кухни, как говорит Джавка, приносят с собой ценности, подходы, этикет и устойчивые процессы - «то, как это делается». Блюда могут олицетворять эмоции, историю, и память народа – казалось бы, очевидная идея. А нынче эти слова могут звучать непривычно. Разве это не странно?

Первоисточник - геополитика.ру

По запросу команды АртГер, ниже интервью на английском языке

When we think of traditional culture what do we imagine? Playwrights, paintings and poems… but not cooks and kitchens. But what if it turns out that we listen and learn best through our stomachs? That’s exactly what ArtGer discovered.

ArtGer is a Mongolian culture channel on YouTube. Their most popular topic – food. For example, how to cook boodog, a meat BBQ where the lamb is cooked inside of the carcass using hot stones – with four million views! The series ‘Nargie’s Mongolian Cuisine’ was also picked up by international press. Their cocktail of travel, clever filming, witty commentary and great food plays like an audio-visual Stradivarius, so I asked the founder, Javkha, how the project came about.

Origins

Most of our readers will be new to the scene, please introduce yourself.

My name is Javkha Ara. I founded ArtGer in 2015. The channel name is straightforward: Ger – is the Mongolian nomadic tent, art, well it’s art. Our channel covers music, travel, etiquette, and generally introduces contemporary Mongolia to the world.

Before ArtGer I worked at the local television station in Darhan, my home city, following my father’s footsteps, who is also a journalist. This background and surrounding was conducive to me picking up odd jobs in filmmaking, music videos and tv shows etc even while studying journalism. For a while I retained my primary, journalistic, profession. As in many such stories, ArtGer started as a hobby, only to later grow into something bigger.

And what’s the story of ArtGer?

Having opened YouTube, I was despondent. I could not believe how few videos about Mongolian and steppe culture there were and the quality of the opens that were there, well, left more to be desired. So, I decided to get a crew together to change this sordid state of affairs. I called up a few friends, among them, the presenter Nargie, who teaches English at the Mongolian Humanity University in Darkhan and also has a journalistic background, and we got to filming.

Why the focus on food?

This choice was not random. Cooking encapsulates what we wanted to show – travel, tradition, deep history, generational continuity and national unity. When we cook, we go through the motions of all these mentioned spheres. Food brings with in values and etiquette. Eating well is a rich experience. We go through the motions our ancestors did and feel closer to them, see what they saw, feel what they felt. It is this deep feeling we wanted to communicate.

We were pleasantly surprised by the steady climb in popularity. It feels good to give people what they want and to know that they want what you can make. So far, we’ve had a great experience as a team and look forward to climbing new heights.

Taste Buds for Tradition

So, who makes up your audience?

I think we struck at the right moment, because it is in the past few years that everyone comes to YouTube. Mongolia remains a terra incognita which I am sure contributes to viewing interest.

YouTube analytics to the rescue to answer your question. 15% from the USA. 15% from the Middle East. The rest split evenly across South Asia and Europe. Mostly teenagers – which is indicative as it is important. Look, I think for many this is a question of exoticism. These teenagers live in big cities, spend a lot of time in their comfort zone. When they see our show, it gives them views and showcases livelihoods that they’ve never seen before, but often have a strong inclination towards. It must be that our show for them is something exciting and new, otherwise why would they choose to watch us? Isn’t it funny how recipes from hundreds of years ago can be considered new? It’s our job to popularise this deep tradition of cuisine and record it for future generations.

Good point, is documenting nomadic culinary tradition part of your mission?

Certainly. It’s important to have a mission in mind, and so do we. Every family in Mongolia has relatives who still remember how it was to be a nomad or even those who remain nomadic. Even Ulaanbaatar has a ger district. But one generation from now most families will be settled in a new metropolitan environment. It’s just the way things are. So for our Mongolian audience, our mission is to become a video-history of true nomadic traditional culinary know-how. We are preserving traditions of our ancestors in an accessible, and dare I say it, fun format. We want to become the historical catalogue for generations to come, when our grandchildren grow nostalgic of being intertwined with nature as their ancestors were. The same goes for the audience at large and historians of Mongolia.

Our nomadic tradition is unique and as old as time itself. We go out of our way to find local experts in this minimalistic, condensed and conscientious art. True sages of traditional food from across Mongolia present their know-how in our videos. Thus, you see how we combine different strands of culture? Travel, etiquette, and cuisine? And lest we forget – what we see not only looks great but tastes amazing too! Otherwise, how would these dishes be around for so long?

Another aspect of our mission is to bring this plethora of flavours to the world. To entice audiences from across the globe in Mongolian tradition, travel and culture. We want people to come over and experience Mongolia for themselves. As I said, Mongolia is poorly documented worldwide and we are changing that video-by-video.

About Russia

Have you been to Russia? Do you speak Russian?

I speak Russian. My father graduated from university in Moscow, wrote poems and even books in Russian. I look forward going to Russia again.

And is your channel going to do work with Russia?

Absolutely. We plan to visit the regions of Buryatia, Tuva, Kalmykia and others. We want to continue our work to showcase nomadic cultures across borders. This is something very important to us. Later we want to work in Central Asia too, documenting, discussing, comparing and contrasting. We Mongols share a lot of culture with neighbouring Russian regions and Russia more broadly. ArtGer will document this for the attention of Mongols, Russians and the world.

Tomorrow’s Menu

What are your future plans?

ArtGer is going international. What started as a private hobby has become a production company making all sorts of videos apart from our usual, we’ve attracted a lot of attention and even supporting nods from the national government. It’s time to go further. We want to go abroad to bring new know-how to chefs of Asian and Mongolian food across the world. Keeping tradition is one thing, growing it is another great task. We are planning on bringing shows to Beijing and Tokyo, and then further afield.

Do you have other shows planned?

There will also be a great show called FunkyGer where Americans come to experience the Mongolian underground and nightlife scenes. Mongolia is becoming famous for great music, well perhaps its time to introduce where our young people hang out, our great rappers and metalheads?

Also, we are developing ArtGer Style – a programme about fashion and design. Mongolian visual art is just as deep as our cuisine, so it’s a fertile field to expand into.

And other projects?

As I said, part of our project is to introduce Mongolia to the world. We are developing a travel bureau, which can help wannabe explorers dive into our Great Steppe. So please ‘watch this space’ as they say, if you plan to come to Mongolia.

Conclusion

I hope that Javkha, Nargie and the team keep growing the ArtGer project. It is encouraging that there is growing demand for tradition, a transcendent nostalgia, one could say. And their mission of conversation is important.

For me, ArtGer is inspiring because it shows how a grassroots start-up with a grand mission can become a success. Food is an exciting and innovative medium to discuss culture, often forgotten or reduced to the basic ‘pizza or sushi’ argument. Culinary practice, as Javkha says, brings with it values, etiquette, ‘the way things are done’. It’s our people’s history, emotions and memory, but that we can taste. Seemingly an obvious idea, right? But today, these are innovative words.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся