Блог Ильи Кравченко

Барак Обама и Дональд Трамп, или как не просто передать бразды правления

20 января 2017
Распечатать

2017 год для политической жизни США начался стремительно. После первой сессии нового 115-го Конгресса сразу начались слушания по утверждению в должности номинантов избранного президента Дональда Трампа. На фоне этого с финальным обращением к своим сторонникам выступил действующий президент Барак Обама, а с журналистами впервые после победы на выборах побеседовал избранный президент Дональд Трамп.

 

Спустя неделю после наступления нового года в США произошли два важных, но в то же время кардинально отличающихся по своему посылу события: финальное обращение Барака Обамы к своим сторонникам и первая пресс-конференция избранного президента Дональда Трампа. Оба эти события представляют собой публичные выступления опытных ораторов, которые умело используют не только свой лексический запас, но и эпатажные выпады, вроде вытирания слез или провокационного выпада в адрес журналистов, задающих вопросы. Однако в первом случае политик подводил итог своего восьмилетнего нахождения на высшем государственном посту, а во втором — его преемник обозначал переход от предвыборной риторики в сторону реальной политики.  

 

Коллаж: globalekonomi.com.tr

 

Барак Обама — один из популярных американских президентов со средним уровнем поддержки населения в районе 55% на протяжении двух своих президентских сроков. Этому способствовали сама личность Б. Обамы, тот факт, что он — первый афроамериканец на посту президента США, ряд его смелых инициатив вроде Obamacare (реформы здравоохранения), жесткая политика по отношению к несоблюдению международного права — осуждение действий России в Крыму, Сирии и на Украине. Но главный посыл Б. Обамы был направлен не в сторону своих уже существующих сторонников, преимущественно представителей разного рода меньшинств, а в сторону тех, кто предпочел жить во время президентства одиозного республиканца Дональда Трампа. Проблема заключается в том, что избранный президент еще до своего официального вступления в должность, которое состоится 20 января, уже заявил, что после восьми лет его президентства Америка будет намного сильнее, чем при Б. Обаме. То есть Д. Трамп открыто говорит, что точно будет баллотироваться на второй срок. Этого Б. Обама допустить не может.

 

Б. Обама осознает, что победа Дональда Трампа на президентских выборах 2016 г. может перечеркнуть многие его достижения, часть из которых, например, пресловутая реформа Obamacare, уже стала происходить. Ведь Сенат 12 января проголосовал за отмену данной программы. Сам факт того, что после восьми лет президентства на выборах победил бизнесмен-шоумен, уже является своеобразным провалом политики Б. Обамы. Он не смог обеспечить преемственность своих политических убеждений.  

 

Именно поэтому в своем выступлении Б. Обама так много говорил о проблемах расизма, иммиграции, свободы и равенства (особенно отмечая важность следования заветам отцов-основателей США), глобального потепления, здравоохранения — то есть о вопросах, по которым его позиция кардинально расходится с видением Дональда Трампа.

 

Символично и то, что финальное обращение Б. Обама провел в Чикаго — городе, в котором началась его политическая карьера. Более того, в отличие от многих американских президентов, Б. Обама отнюдь не намерен бросать политическую жизнь. Его семья останется жить в Вашингтоне, а он будет оказывать консультации по тем или иным политическим вопросам.

 

В противоположность ему Дональд Трамп во время пресс-конференции использовал свой напористый слог, чтобы сперва отбить все нападки и обвинения в свой адрес, а затем перейти в агрессивное наступление. Говоря о первом аспекте, имеется в виду «хакерский скандал», вызванный информацией, содержащейся в опубликованных материалах как официальных органов власти (Конгресс, ФБР), так и в средствах массовой информации (BuzzFeed, CNN). Основная мысль — хакерские атаки со стороны России поспособствовали победе Д. Трампа на президентских выборах в ноябре 2016 г., а у Москвы вдобавок еще и имеется компромат на избранного президента. В итоге Д. Трамп за словом в карман не полез и, обозвав журналистов вышеуказанных изданий «лжецами» и «мусором», вовсе не дал им слова.

 

Это все, конечно, лексические приемы. И пусть это анализируют филологи. В нашем случае интересно другое — Д. Трамп впервые официально признал факт хакерских атак со стороны России. Да, он добавил, что подобные действия совершают и другие государства, например, Китай. Но это опять лишь красивый слог. А вот признание факта хакерских атак — важный содержательный аспект. На этом Д. Трамп не остановился и вопросительно добавил: «Вы правда верите, что Хиллари была бы жестче с Путиным, чем я?». Заслуживает внимания и заявление Д. Трампа о том, что Россия будет уважать США сильнее, чем раньше. Является ли это сильным сдвигом в его риторике? Безусловно, да. И подтверждением этому служат речи людей, которые будут работать с ним в одной команде. В частности, во время слушаний в Сенате относительно утверждения в должности государственного секретаря Рекса Тиллерсона, тот заявил, что считает действия России в отношении Крыма «аннексией», а президента России Владимира Путина пусть и не открыто, но отнес к военным преступникам, при этом добавив, что такие вопросы должен решать суд. То есть Д. Трамп и его ближайшее окружение медленно, но верно отходят от условно нейтральных заявлений в отношении выстраивания политики с Россией в сторону следования общему политическому вектору, доминирующему сейчас в Вашингтоне.

 

Ко всему прочему, в пятницу 13 января Б. Обама продлил еще на год действие антироссийских санкций, а в Конгрессе готовится законопроект, известный как «Акт о противостоянии враждебным действиям России 2017» (Countering Russian Hostilities Act of 2017). Но санкции со стороны исполнительной власти — одно, а готовящийся законопроект (для его принятия республиканцам придется договариваться с демократами, так как простого большинства им будет не достаточно) повлечет за собой куда более плачевные последствия для российско-американских отношений, ведь он будет иметь силу закона, и президент не сможет легко его отменить.

 

 

Продолжая тему антироссийских санкций, следует обратиться к интервью, которое избранный президент дал 16 января представителям одних из ведущих европейских СМИ — британской TheTimes и немецкому Bild. Помимо «классических» для Д. Трампа тем, таких как иммиграция (он раскритиковал действия А. Меркель в этом вопросе), НАТО (Д. Трамп подчеркнул важность организации, но отметил, что «большинство членов не платят столько, сколько должны, а это нечестно по отношению к США») и протекционизм (пригрозил автомобильному концерну BMW введением 35%-ной пошлины на импорт в США, если тот построит завод в Мексике), будущий глава Белого дома неоднозначно высказался и в отношении России.

 

С одной стороны, по мнению Д. Трампа, Вашингтон и Москва нуждаются друг в друге для борьбы с терроризмом, в частности, с «Исламским государством». С другой стороны, действия России в Сирии привели к «ужасной гуманитарной ситуации», да и вообще «очень плохие». Избранный президент не исключает выстраивания нормальных отношений с Россией и лично с В. Путиным, особенно в контексте сокращения ядерного вооружения. Но при этом Д. Трамп «на некоторое время» оставит в действии существующие санкции против России, введенные столь часто критикуемой им же администрацией Б. Обамы.

 

За несколько дней до инаугурации действующий президент Б. Обама дал свою последнюю пресс-конференцию в качестве главы исполнительной власти в США. Данное мероприятие в каком-то смысле еще более символично подытоживает два срока президентства Б. Обамы. Общаясь с журналистами, он прокомментировал и дал ответы на множество громких вопросов, таких как его недавнее решение освободить Челси Мэннинг (военнослужащий Бредли Мэннинг сменил пол в 2014 г.), осужденной за передачу секретных материалов WikiLeaks, или отмену политики «сухих и мокрых ног» (кубинские мигранты, если добирались до побережья США, по истечении одного года могли обращаться с просьбой о предоставлении им вида на жительства). По сути, эти решения идеально описывают политику Б. Обамы — негативное отношение к любым формам дискриминации; неотвратимость, но в то же время справедливость наказания; и стремление к налаживанию отношений между государствами на равноправной основе. Говоря о России, Б. Обама выразил сожаление, что странам не удалось прийти к пониманию по множеству вопросов, хотя особенно подчеркнул, что с его стороны было много попыток это сделать. И как бы продолжая эту линию, отвечая на вопрос журналистки CBSNews Маргарет Бреннан о будущем санкций и американской политики в отношении России при Д. Трампе, Б. Обама подчеркнул, что если избранному президенту удастся нормализовать отношения (например, в сфере ядерного разоружения), то это будет похвально, однако отметил, что во время второго срока также пытался это сделать, но в Москве «не желали вступать в переговоры».

 

Намерен ли все-таки Д. Трамп продолжить антироссийский вектор американской политики или же будет пытаться воплотить в жизнь свои предвыборные обещания, станет известно уже совсем скоро. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что Трамп-президент будет явно отличаться от Трампа-кандидата в президенты.

 

Смотрите также

Круглый стол «Инаугурация Дональда Трампа: повестка российско-американских отношений»

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся