Дональд Трамп – президент-реформатор?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Избранный президент Дональд Трамп 10 ноября сего года посетил Белый дом. И если впервые он побывал там в 1985 году вместе со своей первой женой Иваной на официальном ужине с тогдашним королем Саудовской Аравии, то в этот раз он посещал его со своей будущей первой леди Меланией для официальной встречи с действующим президентом США Бараком Обамой. Более того, нынешний и недавно избранный президенты встретились лично впервые. Может поэтому их встреча продлилась рекордные 90 минут?
Если все же отбросить все шутки в сторону, то основательно поговорить Обаме с Трампом было о чем. Ведь по многим государственным вопросам у них противоположные позиции. То же самое было и в последние месяцы 2008 года, когда Джордж Буш-младший обеспечивал плавную передачу власти новоизбранному Бараку Обаме. В этом и заключается один из основополагающих принципов американской политической системы – кто бы ни был у власти, национальные интересы Соединенных Штатов всегда будут на первом месте, и чтобы их реализовать политики должны договариваться даже в тех условиях, когда идейно их взгляды расходятся. Стоит отметить, что уже сделано множество публикаций и аналитики относительно будущего внутренней и внешней политики США при Дональде Трампе. Чтобы не повторяться слишком сильно, в данной статье я попробую взглянуть на это немного под другим углом и, возможно, найду ответ на вопрос: продолжит ли Дональд Трамп реформаторскую политику Барака Обамы?
Символично, что Обама и Трамп обсуждали будущую политику Трампа и в отношении развития вооруженных сил в очень важный для этих самых сил день – 10 ноября 1775 года был образован Корпус морской пехоты США, один из важнейших видов войск, расцениваемый Вашингтоном в качестве сил быстрого реагирования. Более того, встреча демократа с республиканцем произошла накануне одного из самых почитаемых американцами национальных праздников – Днем ветеранов, во время которого отдают честь всем тем, кто служил или продолжает служить в рядах вооруженных сил США. Что будет делать Трамп в отношении американских вооруженных сил пока трудно сказать. Будет ли он проводить радикальные реформы? Это маловероятно. Но Трамп, как неплохой бизнесмен, наверняка захочет повысить эффективность и при этом снизить расходы. И здесь он как раз вступит в противоречие с тем, чего на протяжении всех 8 лет своего президентства стремился достичь Обама.
Как президент-реформатор и представитель расового меньшинства, Обама стремился достучаться до самых разных слоев населения, и чаще до тех, кто больше всего чувствовал себя покинутыми и ущемленными. Вооруженные силы здесь не исключение. И дело тут не только в проблемах с реализацией социальных обязательств перед ветеранами и служащими. Это дело важное и Трамп эту инициативу точно будет развивать, пускай и в собственной манере. Проблема заключается в том, что Обама решительно взялся за решение наболевшего сексуального вопроса и стал первым президентом, открыто поддержавшим сексуальные меньшинства в вооруженных силах. Во время своего первого срока, Обама отменил скандальный законопроект «Не спрашивай, не говори», который в период с 1993 по 2010 гг. запрещал сексуальным меньшинствам проходить службу в рядах вооруженных сил, но при этом не обязывал этим лицам открыто декларировать о своей сексуальной принадлежности. Несмотря на свой очевидный положительный социальный эффект, инициатива повлекла за собой значительное увеличение расходов на оборону. Ведь теперь практически вся военная бюрократия требует обновленную документацию, а военная инфраструктура и того больше, начиная от новых специальных туалетов для неопределившихся со своим полом личностей и заканчивая специальными раздевалками, душевыми, увеличением числа психологов и т.д.
Из всего вышесказанного возникает вопрос: продолжит ли Дональд Трамп данную политику? Американские вооруженные силы с каждым годом требуют все больше и больше расходов из федерального бюджета. Так, в бюджете на 2017 г. на Министерство Обороны США запланировано порядка 601 млрд. долларов, в то время как в 2015 было потрачено 583 млрд. долларов. Трамп неоднократно высказывался за снижение расходов по всем статьям бюджета, включая расходы на оборону. В этом ключе он собирается действовать как профессиональный бизнесмен. И «военное лобби», скорее всего, мало повлияет на его решение. Но Трамп, в то же время, умело играет с публикой – результат прошедших выборов демонстрирует это лучше всего. Во время своей предвыборной кампании он старался обходить вопрос однополых браков, но на Национальной конвенции Республиканской партии, выдвинувшей его в качестве официального партийного кандидата, он поразил многих, подчеркнув, что, будучи президентом, он сделает все для защиты ЛГБТ сообщества от насилия и притеснений полной ненависти иностранной идеологии.
Как известно, сразу после оглашения окончательных результатов голосования начались протестные выступления, в которых приняли участие преимущественно представители разного рода меньшинств, включая сексуальных. 13 ноября в телепрограмме «60 минут» на канале Трамп высказался в поддержку ЛГБТ сообщества и всех реформ Барака Обамы, связанных с этим вопросов. Тем самым, избранный президент уже демонстрирует готовность следовать реформаторскому духу президента нынешнего. И это несмотря на колоссальное давление, оказываемое на Трампа его собственными сторонниками. Ведь официальная позиция Республиканской партии сводится к тому, что гомосексуальность явление не нормальное, а однополые браки должны быть запрещены на всей территории США. Трамп же, наоборот, в таком случае выступает поборником норм права и защитником судебной системы, так как именно Верховный суд 28 апреля 2015 года принял положительное решение об однополых браках.
Однако не стоит сводить приверженность избранного президента к проведению реформ только к вопросу о правах сексуальных меньшинств. Дональд Трамп вполне может продолжить обновление системы здравоохранения, начатое также Бараком Обамой. Безусловно, на протяжении всей избирательной кампании Трамп в самой разной форме негативно высказывался о «Законе о доступном медицинском обслуживании», более известном как «Обамакэр». Но, в тоже время, Трамп в интервью The Wall Street Journal от 11 ноября заявил, что намерен жестко поступать со страховщиками, отказывающими пациентам в силу наличия болезней, требующих постоянного внимания, а также выступает за предоставление родителям возможности получать большее покрытие для их детей. И это несмотря на то, что Трап признает затратность данного законопроекта и намеревается повысить эффективность и при этом снизить расходы.
То есть, он уже отходит от предвыборной риторики, направленной только на получение голосов протестных избирателей, а пытается спланировать и выстроить реформирование одной из самых больных социальных систем в Соединенных Штатах. Примечательно, что Барак Обама в своей первой пресс-конференции посвященной исключительно итогам выборов, отметил, что будет только рад, если Дональд Трамп сможет улучшить данный законопроект и сделать здравоохранение еще более доступным.
Говоря о будущей политике избранного президента, я намеренно опустил его внешнеполитическую риторику. Ведь начало президентского срока, или «Первые 100 дней», это особое явление в американской политической культуре. Впервые придуманная и реализованная Франклином Д. Рузвельтом во времена тяжелейшего экономического кризиса в американской истории в 1933 году, программа «Первые 100 дней» стала своеобразным мерилом эффективности президента. И, как правило, все американские президенты делали акцент преимущественно на решении внутриполитических проблем страны. На это сделал упор и Дональд Трамп в своем видео выступлении, в котором он за несколько минут обрисовал контуры своих «Первых 100 дней». Но как к его реформам отнесутся сами американцы? Политику Барака Обамы граждане США, согласно опросу института общественного мнения Gallup оценили положительно на 63%, тем самым 44-ый президент Соединенных Штатов стал четвертым в рейтинге американских президентов. Первым, к слову, является Джон Ф. Кеннеди с положительным рейтингом в 74%.
Будут ли американские граждане также положительно оценивать «Первые 100 дней» Дональда Трампа? Если ему удастся снизить накал страстей среди прогрессивной молодежи и различных видов меньшинств и решительно провести намеченные реформы, то за 55 % он точно пройдет, а это уже неплохой результат. Другое дело, если в оставшиеся дни ему не удастся сохранить необходимый темп. Впереди у Трампа будут так называемые «промежуточные выборы» в Конгресс в 2018 году. И если Демократической партии удастся найти нового лидера и сыграть на антитрамповских настроениях среди молодежи, то в оставшиеся 2 года у Трампа может и не быть столь важного большинства в Конгрессе. Сумеет ли он к этому подготовиться или сыграет на опережение? Трамп-агитатор сказал бы «справлюсь без проблем». Что скажет Трамп-президент?