Блог Дмитрия Полякова

Основные направления развития ситуации в сирийском Идлибе после военной операции «Рассвет над Идлибом 2» (2020 г.)

6 февраля 2022
Распечатать
Провинция Идлиб до сих пор остается не просто препятствием для урегулирования кризиса внутри Сирии, но и является его «пороховой бочкой». Регион, занятый не только мятежной оппозицией, но и группировками, признанными террористическими многими странами мира, зачастую выступает источником напряжения внутри страны. Более того, в последние годы проблема Идлиба является одной из определяющих в выстраивании отношений между Россией и Турцией на сирийском треке.idlib.jpgФото: Al-Arabiya Кто контролирует Идлиб?

На данном этапе сирийского кризиса «малый Идлиб» остается одним из последних регионов, который не контролируется официальным правительством. В большинстве своем, управление регионом осуществляет коалиция исламистских группировок, объединенных в «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ)*. Данная группировка неформально контролирует зонтичное Сирийское правительство спасения, которое выступает в роли светской администрации мятежного региона. Стоит также упомянуть наличие турецкого воинского контингента в Идлибе. Кроме этого, на территории провинции присутствует протурецкая Сирийская Национальная Армия (СНА), а также разношерстные оппозиционные режиму Башара Асада формирования и исламистские группировки.

Эскалация 2020 г.

Последняя крупная эскалация, произошедшая в начале 2020 г., во многом характеризовалась разным видением сторон на решение ситуации. Наиболее полная точка зрения на идлибскую проблему была озвучена Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Турецкой Республике А.В. Ерховым в интервью «Спутнику». Внимание было акцентировано на следующих тезисах:

  • Невыполнение Турцией Сочинских соглашений 2018 г. по Идлибу, которые подразумевали отделение умеренных оппозиционных боевиков от радикальных, разблокировка стратегических трасс М4 и М5, а также отвод тяжелых вооружений;
  • Возросшая активность со стороны радикальных боевиков и продолжающиеся атаки на авиабазу Хмеймим и на сирийскую армию;
  • Ряд турецких наблюдательных пунктов к настоящему времени оказались за линией фронта, став опорными пунктами турецкой армии;
  • Негативное влияние непризнания со стороны Анкары правительства в Дамаске;
  • Сирийская армия ведет боевые действия на своей территории и не будет отступать.

Ответом на данное заявление стала критика России со стороны Р.Т. Эрдогана. По его заявлению, Турция полностью соблюдает Астанинский процесс, а Москва игнорирует Сочинское соглашение, касательно создания демилитаризованной зоны вокруг обозначенного района. Ответом российской стороны последовало заявление пресс-секретаря президента Д.С. Пескова, в котором обозначалось, что: «РФ полностью выполняет свои обязательства в отношении Идлибской зоны деэскалации. Вместе с тем, мы с сожалением констатируем, что ситуация там оставляет желать лучшего».

На конец января 2020 г. ситуация действительно оставляла желать лучшего. 16 января Сирийская Арабская Армия (САА) официально возобновила операцию в Идлибе. Подразделения САА начали наступления сразу на нескольких рубежах: на юге провинции Идлиб и на западе провинции Халеб (Алеппо). Поводом послужили многочисленные провокации со стороны боевиков. 23 января Центр по примирению враждующих сторон и контролю за перемещением беженцев рапортовал, что: «с 9 января текущего года позиции правительственных войск в Идлибской зоне деэскалации подверглись атакам незаконных вооруженных формирований 30 раз». Целью операции стало также территориальное уменьшение идлибского анклава и занятие стратегических автомагистралей М4 и М5. Важным аспектом является блокирование 3 из 12 турецких наблюдательных пунктов, установленных по периметру Идлибской зоны деэскалации. 27 января САА заняла стратегический город Серакиб, который находится на пересечении двух трасс М4 и М5. В результате данных действий, Турция ответила масштабным военным развертыванием, что значительно затормозило наступление. Сильное обострение отношений между Россией и Турцией началось в начале февраля, когда за одну неделю погибло 14 турецких военных. За эти действия Р.Т. Эрдоган возложил ответственность не только на Дамаск, но и на Москву. Кроме того, президент Турецкой Республики потребовал от России остановить наступление САА до конца февраля, иначе Турция обещала начать полномасштабное наступление в Идлибе. В результате этого с 8 февраля начался долгий процесс Российско-Турецких консультаций, который привел к подписанию соглашений между двумя сторонами 5 марта 2020 г. Основными пунктами договоренностей стали:

  • Прекращение всех боевых действий по существующей линии соприкосновения в Идлибской зоне деэскалации с 6 марта 2020 г.;
  • Создание коридора безопасности шириной 6 км к северу и 6 км к югу от трассы М4;
  • Совместное российско-турецкое патрулирование по трассе М4 с 15 марта 2020 г.

Нереализованные мартовские соглашения

С момента подписания договора прошло больше года, соответственно, можно сделать некоторые выводы об эффективности его осуществления.

Одна из самых насущных проблем реализации соглашения – проведение совместных патрулирований трассы М4. Проблема проведения патрулей началась с самого первого случая, когда стороны не смогли провести запланированное мероприятие в установленную дату – 15 марта. Причиной послужили протесты местного населения и блокирование ими дороги. В результате, турецкой стороне было дано время на решение проблемы . Проведение совместных патрулирований осложняется не только саботажем местного населения, но и постоянными атаками на конвои. В результате патрулирование происходит на отдельных участках дороги, а прохождение всего участка удалось только с двадцать второй совместной попытки 23 июля 2020 г. Уже к осени 2020 г. мероприятия по патрулированию всего участка дороги превратились в совместные тренировки российских и турецких военнослужащих на случай нападения, подрыва и вынужденной эвакуации раненых.Следующая проблема – невыполнение положения о создании коридора безопасности шириной 6 км к северу и 6 км к югу вдоль трассы М4. Важным аспектом является то, что весь южный район, а не только 6 км к югу от трассы, по договору определяется как территория, контролируемая официальным правительством. Вместо этого, данная территория находится под контролем оппозиции, которую Турция не собирается отводить вглубь провинции.

Из-за невыполнения положения о создании зоны безопасности не соблюдается и прекращение огня, которое воспроизводится в подрывах патрульных конвоев и в атаках на позиции САА. Например, только в июле 2020 г. было зафиксировано более 140 нарушений режима прекращения огня.Последствия невыполненных договоренностей Анализируя нынешнее развитие ситуации в Идлибе и выявляя определенные тренды, стоит обратить внимание на то, что нынешняя политическая конъюнктура региона во многом развивается в логике невыполненных мартовских соглашений. Касательно невыполнения положения о создании коридора безопасности шириной 6 км к северу и 6 км к югу вдоль трассы М4, важно учесть, что создание южного коридора безопасности невозможно без перехода всего региона Джебель аз-Завия под контроль официального правительства. Турецкая сторона, при невыполнении возложенных на нее обязательств, отсылает к Сочинскому меморандуму 2019 г. по северу Сирии, а именно к пункту №6, в котором указано, что курдские формирования должны быть выведены из Манбиджа и Телль-Рифата . Соответственно, с позиции турецкой стороны, Москва взяла на себя невыполнимые обязательства по курдам, как и Анкара по Идлибу. Кроме того, данная территория может использоваться в новых Российско-Турецких договоренностях, касательно обмена турецкой зоны «Источник мира» на территорию Идлиба. Схожие обмены уже происходили между сторонами, например, когда территории юго-востока «Большого Идлиба» обменивались на курдский Африн. Возможность договоренностей между Россией и Турцией по обмену территорий Джебель аз-Завия в Идлибе взамен на наступление Вооруженных сил Турецкой Республики и СНА на позиции Сирийских демократических сил (СДС) в Манбидже и Телль-Рифате активно обсуждалась осенью 2021 г. Характерно, что обе стороны намеренно нагнетали ситуацию перед проведением переговоров. После встречи В.В. Путина и Р.Т. Эрдогана в Москве эскалация ситуации прекратилась, а лидеры двух стран согласились сохранить статус-кво в Идлибе и на подконтрольных СДС территориях. Соответственно, сложившаяся ситуация в Идлибе после военной операции весной 2020 г. является краткосрочной даже в условиях сирийского конфликта, имея под собой основу для силового решения ситуации. Важно уточнить, что дополнительный протокол марта 2020 г. и Сочинский меморандум 2019 г. не оставляют пространства для маневра ни для Москвы, ни для Анкары, создавая предпосылку, что идлибский кейс будет решаться вместе с курдским. По-видимому, на нынешнем этапе и Россия и Турция согласились сохранять тактический статус-кво в регионе, с периодическим нагнетанием ситуации для собственных конъюнктурных целей.Процессы внутри «малого Идлиба» Нельзя оставить без освещения внутреннюю ситуацию в Идлибе. Большая часть территорий подконтрольна Сирийскому правительству спасения, которое подчинено «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ), остальная же часть подконтрольна Сирийской Национальной Армии (СНА) и различным радикальным группировкам. Подписание мартовского соглашения между Россией и Турцией также определило внутренний ход событий в Идлибе. Со стороны ХТШ начался процесс подавления революционных фракций. Весной 2020 г. усилились операции по ликвидации и переподчинению иностранных группировок со стороны ХТШ. Так, «Катиба Таухид валь-Джихад»*, батальон, объединяющий боевиков из Средней Азии, был частично переподчинен и частично ликвидирован силами ХТШ. Похожая ситуация произошла с группировками, созданными выходцами с Северного Кавказа, «Джундулла» и «Джунд аш-Шам»* летом-осенью 2021 г., которые после столкновений с ХТШ были вынуждены расформироваться, а личный состав был вынужден влиться в состав шариатских патрулей, подконтрольных ХТШ. Говоря об иностранных боевиках на территории Идлиба, важно упомянуть ликвидацию главаря «Имарат Кавказ»* Абдуллу Цумада на территории провинции и его последующую дискредитацию, в ходе которой он был обвинен в сотрудничестве с российской разведкой. Схожей дискредитации и обвинениях в работе на органы безопасности стали подвергаться главари боевых формирований из СНГ на территории Идлиба, что показывает общую тенденцию к снижению роли иностранных боевиков со стороны ХТШ. Кроме этого, важно отметить борьбу ХТШ с более радикальными элементами. Данная борьба вылилась в вооруженное столкновение между «Хайат Тахрир аш-Шам» и оперативным штабом «И будьте стойкими», который консолидируется вокруг нового правопреемника «аль-Каиды»* в Сирии - «Хурас ад-Дин» (ХаД). Важно напомнить, что «Джебхат ан-Нусра»* после ребрендинга летом 2016 г. в «Джебхат Фатх аш-Шам» разорвала связи с «Каидат аль-Джихад», а уже в январе 2017 г. образовала вокруг себя «Хайат Тахрир аш-Шам». Новым правопреемником «аль-Каиды» в Сирии стала группировка ХаД, которая была сформирована из бывших полевых командиров ХТШ. Формальными причинами противоборства между группировками стала жесткая политика ХТШ и аресты членов штаба «И будьте стойкими», а неформальным поводом – общее недовольство политикой ХТШ. В результате боевых действий сопротивление ХаД было подавлено силами ХТШ. Как итог, ХТШ постановило, что запрещают создавать какой-либо оперативный штаб, группировку или отряд под предлогом сведения счетов, а для «военной работы» существует оперативный штаб «Явная победа» / «Аль-Фатх аль-Мубин», тем самым запрещая создавать иные неподконтрольные оперативные штабы. Процессы связанные, как с силовым роспуском группировок иностранных боевиков, так и со снижением влияния или вовсе ликвидацией радикальных и недоговороспособных формирований со стороны ХТШ, демонстрирует тренд на получение «Хайат Тахрир аш-Шам» монополии с целью замкнуть на себе как внешние связи и помощь, так и выступать от их имени на площадках по мирному урегулированию. Позиция Турции, касательно «Хайат Тахрир аш-Шам», неоднозначна. С одной стороны, Анкара признает ХТШ террористической организацией. С другой – Турецкая Республика рассматривает ХТШ как основную силу, способную контролировать ситуацию в Идлибе. С помощью «Хайат Тахрир аш-Шам» Анкара пытается вытеснить из региона радикальные и связанные с аль-Каидой группировки, как «Хурас ад-Дин». Кроме того, можем наблюдать процесс некой легитимации ХТШ. Со стороны Анкары активно проводится политика по дерадикализации имиджа группировки в глазах общественности. Преимущественно, данная политика направлена на западную аудиторию. Продвигается нарратив, в котором ХТШ является исключительно внутрисирийской группировкой, не несущей угрозы внешним странам, тем-более западным. В качестве основной задачи провозглашается борьба исключительно с режимом Б. Асада. Все это может свидетельствовать об еще одном тренде в Идлибе – процессе легитимации ХТШ, в условиях которого Сирийское правительство спасения сможет стать признанной некоторыми странами политической силой. Вероятность новой эскалацииНемаловажно определить и дальнейшую эскалацию неразрешенного конфликта. «Краеугольным камнем» нынешнего состояния Идлибского конфликта является невыполнение со стороны Турции положения о создании коридора безопасности шириной 6 км к северу и 6 км к югу вдоль трассы М4. Говоря о южной территории данного участка, то создание там зоны безопасности невозможно без силового вмешательства. Это доказывается тем, что 6-км зона, к югу от трассы, полностью отрежет район, который контролируется ХТШ, что, соответственно, и предполагает военную операцию. Подводя итог, стоит сказать, что более чем за год после мартовских договоренностей, нельзя выявить положительные тенденции, которые бы вели к выходу из сложившейся ситуации в Идлибе. Более того, кризисные моменты не уходили с повестки дня. В связи с этим, скорее всего, вероятна новая эскалация, а значит, и новые российско-турецкие договоренности для его решения.* Организация запрещена в РФ.Впервые опубликовано в " Поляков Д.С.Основные направления развития ситуации в сирийском Идлибе после военной операции «Рассвет над Идлибом 2»(2020 г.)//Перспективы процессов дестабилизации на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в Сахеле и на Африканском Роге: материалы конференции. — М.: Московская редакция издательства «Учитель», 2021. - 152 с."

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся