Блог Дмитрия Полякова

Тень Ближнего Востока над «Женевой»

30 июня 2021
Распечатать

Анонс: На первый взгляд итог первой двусторонней встречи нового президента США Дж.Байдена с российским коллегой В.В. Путиным не кажется значимым из-за отсутствия подписанных соглашений, однако, разговор, проведенный лидерами двух стран, может вывести двусторонние отношения из неуправляемого хаоса в состояние, пусть и конфронтационной, но стабильности. Для поддержания стабильности необходимо четкое определение желаний оппонента и сопоставление их с иерархией национальных интересов. Среди первоочередных направлений, где от сторон ожидают проявление сдержанности, является сфера стратегической стабильности и кибербезопасность, а между тем ближневосточный трек, обделенный массовым вниманием, может стать именно той площадкой, где стороны попытаются вновь учитывать чувствительные моменты друг друга.

sputnik-mikhail-metzel.jpg

Источник: SPUTNIK/Mikhail Metzel

Встреча без иллюзий

Одним из главных событий начала лета 2021 года стала встреча лидеров России и США в Женеве. Переговоры отразили основной посыл, который закладывался еще задолго до встречи – Москва и Вашингтон не питали иллюзий от саммита. Собственно, это и подтвердил В.В. Путин, на пресс-конференции по итогу саммита, отвечая на вопрос А.Колесникова о том, что «иллюзий никаких нет и быть не может»1. Сама встреча не несла в себе перезагрузки российско-американских отношений. Более того, речь даже не шла о разрядке. Стороны не ставили перед собой эти цели. Показательным моментом встречи стало то, что ни Россия, ни США больше не скрывают свое противостояние, а открыто обозначают его. К тому же, ни Москва, ни Вашингтон не готовы отказаться от противостояния на данном этапе. Однако, крутые виражи, которые Россия и США прошли в самом начале президентского срока Дж.Байдена, и общая тенденция к полной деградации взаимодействия между странами заставили стороны решать хаос в двусторонних отношениях.

Администрация 46-президента Соединенных Штатов не раз подчеркивала, что нацелена выстроить стабильные и предсказуемые отношения с Москвой. Российская сторона также выразила готовность содействовать выстраиванию устойчивых отношений. Об этом накануне женевской встречи заявил В.В. Путин в интервью американскому телеканалу NBC, назвав «предсказуемость» главной ценностью в международных делах2. Соответственно, основной целью встречи лидеров двух стран в Женеве стала выработка стабильных отношений. Причем, стабильных – не значащих положительных. Также не планируется и отход от соперничества, скорее вырабатывается тенденция к его упорядочиванию. В данном контексте стабильность и предсказуемость предполагают отход от резких колебаний по ключевым вопросам. Оценивая ситуацию с этой точки зрения, важно обозначить красные линии для двух сторон и понять, какие вопросу беспокоят Москву и Вашингтон, а также определить те области двусторонних отношений, где не стоит занимать жесткую позицию, провоцируя оппонента, а разумнее проявить сдержанность.

Видимые и невидимые итоги саммита

Саммит не принес много договоренностей в количественном плане. Стороны договорились о запуске двустороннего диалога по стратегической стабильности3, о начале консультаций по кибербезопасности, а также о возвращении послов двух стран на места их пребывания. Невидимым итогом саммита стал диалог по ключевым направлениям двусторонних отношений. Одним из таких направлений является Ближний Восток. На пресс-конференции российского президента регион был обделен вниманием и по нему не задали ни одного вопроса. Однако на пресс-конференции американского президента значительная часть вопросов была посвящена именно Ближнему Востоку. С другой стороны, позицию России возможно определить по интервью В.В.Путина для телеканала NBC, в котором репортер К.Симмонс гораздо больше внимания уделил региональной повестке, что во многом говорит о гораздо значительном интересе к ближневосточным делам у американской аудитории, нежели у российской. Важно отметить и опубликованную Госдепартаментом стенограмму брифинга, посвященную встречи В.В. Путина и Дж.Байдена4. Из нее следует, что на повестке встречи закрытых переговоров фигурировали Иран, Сирия и Афганистан. Именно по данным вопросам интервьюировал американский репортер президента России. На повестку дня женевской встречи были вынесены вопросы, являющиеся либо первоочередными для одной из сторон, либо те, по которым договоренности зашли в тупик, а Кремль и Белый Дом заняли по ним жесткую позицию. Примечательно, что многие ближневосточные вопросы не несут одинаковую ценность в иерархии национальных интересов для двух стран, поэтому вычерчивание красных линий и определение истинных желаний каждой из сторон вкупе с возможностью проявления сдержанности в определенные моменты поможет выстроить стабильные и предсказуемые отношения на ближневосточном треке.

Противоположные отношения с Ираном

Примечательно, что первый вопрос, которой задал репортер NBC российскому президенту, был акцентирован на информации американских СМИ, исходя из которой, Москва готовится поставить Тегерану передовую спутниковую систему, способную значительно усилить систему наведения иранских ракет. В.В.Путин категорически отверг данную информацию, но подтвердил, что Российская Федерация имеет планы сотрудничества с Исламской Республикой в военно-технической сфере. Перед самим саммитом многие американские информационные агентства продолжали тиражировать сообщения о продаже российской спутниковой системы иранской стороне5. Наполнение информационной повестки стало неслучайным и явилось конкретным сигналом вычерчивания красных линий США в отношении Ирана. Часть из них обозначил Дж.Байден на пресс-конференции по итогу саммита, заявив о необходимости содействия тому, чтобы Иран не приобрел ядерное оружие6.

Упомянутые моменты характеризуют позицию Вашингтона к отношениям между Москвой и Тегераном. Иран для США представляет угрозу не только основным интересам в регионе, которые представлены безопасностью стратегических союзников (Израиля, Монархий Залива), но и жизненным интересам, которые представлены безопасностью американского военного контингента в Ираке, Сирии и в зоне Персидского залива. Соответственно, Белый Дом учитывает сотрудничество в сфере ВТС между Москвой и Тегераном, которое стало возможно после снятия оружейного эмбарго ООН в октябре 2020г. Однако Вашингтон готов проявлять сдержанность к сотрудничеству между Россией и Исламской Республикой до тех пор, пока США имеют возможности сдерживать военный потенциал Ирана в регионе. Именно поэтому, красными линиями для Вашингтона выступают поставки из РФ в ИРИ таких системы, которые выведут наступательный потенциал Ирана на уровень, превышающий оборонные возможности Соединенных Штатов в регионе. Поэтому Москве целесообразно учитывать данные положения и проявлять сдержанность, чтобы лишний раз не усугублять двусторонние отношения с Вашингтоном.

Разница в оценке сирийских проблем

Для России и для США сирийская повестка являет собой разный уровень в иерархии национальных интересов. Если для Москвы ее положение в Арабской Республике представляет основной интерес, то для Вашингтона сирийский вопрос играет второстепенную роль в иерархии. Однако взаимодействие между Россией и Соединенными Штатами по Сирии выступает одним из основных векторов двусторонних отношений. Соответственно, данная проблема была рассмотрена и на саммите в Женеве. Нынешний камень преткновения между Россией и США представлен в отсутствие консенсуса по проблеме открытия трансграничных гуманитарных коридоров. 10 июля этого года истекает мандат Совета Безопасности ООН на проход гуманитарной помощи через пограничный пункт Баб аль-Хава, расположенный на сирийско-турецкой границе. Причем Россия воздержалась от голосования по этому вопросу в прошлом году. Позиция Москвы также четко отражена в интервью В.В.Путина телеканалу NBC, в котором российский президент заявил о необходимости организовывать гуманитарную помощь через центральное правительство в Сирии при содействии международных организаций Красного Креста/Красного Полумесяца. Также В.В.Путин отметил, что в Идлибскую зону гуманитарная помощь попадает при участии Турции, а помощь со стороны ООН разворовывается боевиками.

Что касается позиции США, то она была отражена в пресс-конференции Дж.Байдена по итогу саммита, в которой 46-президент отметил важность взаимодействия с Россией по Сирии, особенно акцентируя на том, что Баб аль-Хава является приоритетом для США. Показательно, что на пресс-конференции президент США заявил, что Б.Асаду не может быть оказано доверие из-за якобы организованной химической атаки.

В данной ситуации Кремлю и Белому дому разумнее прийти к осуществимому компромиссу, который бы заключался в уступке России и продлении Резолюции 2533 в обмен не только на увеличение помощи со стороны Запада, но и проход ее также через переходные пункты, контролируемые правительством в Дамаске. Кроме того, транспарентность и содействие международных организаций в доставке гуманитарной помощи снизили бы подозрения с обеих сторон. Помимо этого, для Москвы компромисс с США станет менее болезненным, если Вашингтон окажет давление на Анкару с целью борьбы с радикалами и содействию ситуации, при которой гуманитарная помощь будет значительно реже попадать в руки боевиков. Учитывая данную ситуацию и то, какую роль положение России в Сирии играет в иерархии национальных интересов Москвы, Вашингтон в состоянии проявить сдержанность и пойти на компромисс.

Общая заинтересованность в Афганистане

Афганистан для России представляет угрозу жизненно важным интересам, которые расположены севернее Исламской Республики в странах Центральной Азии. Точнее, не сам Афганистан представляет угрозу, а ситуация внутри страны, осложненная выводом войск США, и способная оказать дестабилизирующее значение на сопредельный регион между Москвой и Кабулом. Существуют разные оценки последствий присутствия США в Афганистане, но довольно редко упоминается то, что Вашингтон стал гарантом безопасности в Центральной Азии, а государства региона получали эту помощь при минимальном участии. Сложившаяся ситуация отрывает дверь для проникновения хаоса в регион ЦА, вынуждая основные государства, заинтересованные в региональной безопасности принимать поспешные меры. В нынешнем положении для России главная задача – создать условия в Афганистане и в сопредельных государствах Центральной Азии для наиболее безболезненного вывода американского военного контингента.

Афганистан для Соединенных Штатов не является угрозой для жизненных национальных интересов, не дестабилизирует ситуацию вблизи границ, но все равно представлен уровнем основных интересов, т.к. присутствие в стране позволяет влиять на положение дел на Ближнем Востоке, в Центральной Азии, а также оказывать давление на Россию, Китай, Индию, Пакистан. В такой ситуации поражение афганского правительства и возрождение Исламского Эмирата поставит под угрозу американские активы в стране.

Хоть Афганистан представляет для России и для США разный уровень в иерархии национальных интересов, стороны могут найти способы совместной работы. На пресс-конференции Дж.Байден заявил о намерении Вашингтона координировать работу с Москвой по предотвращению возрождения терроризма в Исламской Республике. Также американский президент коснулся темы безопасности вывода войск из страны и способствования этому со стороны России. Ключевым тезисом Дж.Байдена стало высказанное желание В.В.Путина о том, чтобы Вашингтон продолжал поддерживать некоторый мир в Афганистане, а также высказанное заявление президента России о полной готовности Москвы содействовать этому.

Стоит также учитывать, что взаимодействие России и США на афганском треке имеет хрупкую основу, которое может быть разрушено из-за пренебрежения интересами друг друга. Таким моментом может стать возвращение американских войск в Центральную Азию, которое наблюдалось до 2005г. в Карши-Ханабаде (Узбекистан) и до 2014г. в Манасе (Киргизия). Именно регион ЦА является зоной жизненных интересов для Москвы и полноценное присутствие Вашингтона в нем может разрушить будущее взаимовыгодное афганское сотрудничество.

В данных условиях будет целесообразно для США отказаться от размещения американских войск в Центральной Азии, но сосредоточиться на ограниченном партнерстве с государствами региона. С другой стороны, России придется усилить взаимодействие со всеми внутриафганскими силами и активизировать межрегиональное партнерство в рамках приграничной безопасности с Афганистаном.

Потенциал апробации «женевских постулатов» в регионе

Хотя саммит в Женеве и не привел к подписанию конкретных документов, была заложена база для утверждения предсказуемых и стабильных отношений, успешное поддержание которых базируется на четком обозначении и соблюдении красных линий, а также понимании иерархии национальных интересов каждой из сторон. Взаимодействие двух стран на ближневосточном треке не является исключением, также базируется на упомянутых постулатах. Более того, именно сдержанный подход к сотрудничеству в регионе может стать основой для поддержания устойчивых двусторонних отношений.

Сноски

1.Пресс-конференция по итогам российско-американских переговоров 16 июня 2021 года//Президент России,2021. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65870 (дата обращения: 23.06.2021)

2.Интервью американской телекомпании NBC 14 июня 2021 года//Президент России,2021. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65861 (дата обращения: 23.06.2021)

3.Совместное заявление Президентов России и США по стратегической стабильности 16 июня 2021 года//Президент России,2021. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5658 (дата обращения: 23.06.2021)

4.Briefing with a Senior Administration Official, June 16, 2021// U.S. Department of State,2021. URL: https://www.state.gov/briefing-with-a-senior-state-administration-official/ (дата обращения: 23.06.2021)

5.Warrick J.Russia is preparing to supply Iran with an advanced satellite system that will boost Tehran’s ability to surveil military targets, officials say//The Washington Post, 2021. URL: https://www.washingtonpost.com/national-security/iran-russia-satellite/2021/06/10/d28978f0-c9ab-11eb-81b1-34796c7393af_story.html (дата обращения: 24.06.2021)

6.Remarks by President Biden in Press Conference, June 16, 2021//The White House, 2021. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/06/16/remarks-by-president-biden-in-press-conference-4/ (дата обращения: 24.06.2021)


[1] Пресс-конференция по итогам российско-американских переговоров 16 июня 2021 года//Президент России,2021. URL:

http://www.kremlin.ru/events/president/news/65870 (дата обращения: 23.06.2021)

[2] Интервью американской телекомпании NBC 14 июня 2021 года//Президент России,2021. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65861 (дата обращения: 23.06.2021)

[3] Совместное заявление Президентов России и США по стратегической стабильности 16 июня 2021 года//Президент России,2021. URL:

http://www.kremlin.ru/supplement/5658 (дата обращения: 23.06.2021)

[4] Briefing with a Senior Administration Official, June 16, 2021// U.S. Department of State,2021. URL:

https://www.state.gov/briefing-with-a-senior-state-administration-official/ (дата обращения: 23.06.2021)

[5] Warrick J.Russia is preparing to supply Iran with an advanced satellite system that will boost Tehran’s ability to surveil military targets, officials say//The Washington Post, 2021. URL:

https://www.washingtonpost.com/national-security/iran-russia-satellite/2021/06/10/d28978f0-c9ab-11eb-81b1-34796c7393af_story.html (дата обращения: 24.06.2021)

[6] Remarks by President Biden in Press Conference, June 16, 2021//The White House, 2021. URL:

https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/06/16/remarks-by-president-biden-in-press-conference-4/ (дата обращения: 24.06.2021)

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся