Ридер РСМД

Разработка морских нефтегазовых ресурсов Арктики
Текущее состояние и перспективы

Фото: ПАО "Газпром"
В лонгриде рассматривается текущее состояние разработки континентального шельфа Арктики приарктическими государствами — Россией, США, Канадой, Данией и Норвегией, анализируются основные проблемы, с которыми сталкиваются нефтегазовые компании при осуществлении своих проектов, и факторы, влияющие на их деятельность.

Фото: Glenn Beltz/Flickr
Иван Паничкин
эксперт Минэнерго России, преподаватель МГИМО МИД России, эксперт РСМД
Снижение мировых цен на нефть, начавшееся летом 2014 г., несет риски для реализации целого ряда крупных проектов в нефтегазовой сфере, в частности по добыче нефти и газа из сланцевых пород, глубоководных шельфовых проектов и проектов на арктическом шельфе.

В настоящее время уровень добычи нефти в мире по-прежнему превышает уровень ее потребления. Тем не менее актуальным остается вопрос об источниках поддержания в среднесрочной и долгосрочной перспективе текущего уровня добычи нефти и газа и обеспечения его роста для удовлетворения потребностей мировой экономики.

По оценкам ОПЕК и Международного энергетического агентства, к 2040 г. потребление первичной энергии населением Земли вырастет по сравнению с 2010 г. на 40–60%. При этом нефть в мировом энергобалансе по-прежнему будет занимать ведущее место — на ее долю будет приходиться 25–27%, а на долю газа — 24–26% против нынешних 35% и 26% соответственно. В 2040 г. значительная доля потребления нефти и газа придется на месторождения, которые еще не разведаны.

Прогнозируемый объем неразведанных запасов арктического континентального шельфа сегодня оценивается в 90 млрд баррелей нефти и 47 трлн м3 природного газа [Gautier D. et al. Assessment of Undiscovered Oil and Gas in the Arctic // Science, 29.05.2009. Vol. 324. № 5931. Pp. 1175–1179]. С учетом этих оценок морские нефтегазовые ресурсы Арктики в среднесрочной и долгосрочной перспективе могут занять значительное место в поддержании как текущего уровня добычи нефти и газа, так и его роста.

Рассмотрим, как обстоят дела с разработкой месторождений и осуществлением морских нефтегазовых проектов в Арктике в приарктических государствах.

В настоящее время на континентальном шельфе США, Норвегии и России в Арктике реализуются лишь единичные проекты. По оценкам экспертов, до 2030 г. на арктическом шельфе будут проводиться главным образом геологоразведочные работы и подготовка месторождений к последующему масштабному освоению.

Фото: ПАО "Газпром"
1
Россия
Разработка морских нефтегазовых ресурсов Арктики

Фото: Reuters / Andrei Pronin
Активная работа по освоению арктического шельфа в СССР развернулась в начале 1980-х гг. Перспективы освоения связывались в первую очередь с Печорским и Карским морями. После распада СССР, в 1991–1998 гг., российский буровой флот работал практически исключительно на шельфе Западной Европы, Азии, Африки и Южной Америки.

Фактическое прекращение геологоразведочных работ в Арктике после 1991 г. и утрата арктического бурильного флота привели к тому, что на сегодня степень разведанности арктического континентального шельфа Российской Федерации остается крайне низкой: Баренцево море – 20%, Карское – 15%, Восточно-Сибирское, море Лаптевых и Чукотское море – 0%.

Всего на российском континентальном шельфе в Арктике открыто 25 месторождений, причем все они находятся в Баренцевом и Карском морях (включая Обскую и Тазовскую губы) и имеют извлекаемые запасы промышленных категорий более 430 млн т нефти и 8,5 трлн м3 газа.

Первый и пока единственный нефтегазовый проект, реализуемый на российском арктическом шельфе, – разработка нефтяного месторождения «Приразломное», открытого в 1989 г. в Печорском море. Запасы месторождения оцениваются в 72 млн. т нефти. Лицензией на его разработку владеет компания «Газпром нефть шельф». В августе 2011 г. сюда была доставлена морская ледостойкая нефтедобывающая платформа «Приразломная» проектной мощностью до 6,5 млн т в год. Промышленная разработка месторождения началась в декабре 2013 г. В 2014 г. с платформы было отгружено и доставлено в порт города Роттердам 300 тыс. т нефти (около 2,2 млн. баррелей). Добываемая нефть получила название «Arctic Oil» (ARCO). В 2015 г. компания планирует удвоить объемы ее добычи и отгрузки.

Группа «Газпром» продолжает подготовку к реализации еще одного проекта в Печорском море, связанного с разработкой Долгинского нефтяного месторождения. На месторождении, извлекаемые запасы которого оцениваются более чем в 200 млн т нефтяного эквивалента, пробурены уже четыре разведочные скважины. К разработке месторождения планируется привлечь вьетнамскую компанию «PetroVietnam». Начало добычи запланировано на 2020 г., а к 2026 г. планируется достичь пика добычи на уровне 4,8 млн т нефти в год.

Сохраняет свою актуальность и проект разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения, открытого в 1988 г. Запасы оцениваются в 3,9 трлн мі газа и 56,1 млн т газового конденсата.

Всего «Газпром» владеет 7 лицензионными участками в Баренцевом море, 3 – в Печорском, 13 – в Карском море, 8 – в Обской губе и одним участком в Восточно-Сибирском море.

Другая российская компания – НК «Роснефть» – владеет 6 лицензионными участками в Баренцевом море, 8 – в Печорском, 4 – в Карском, 4 – в море Лаптевых, 1 – в Восточно-Сибирском море и 3 – в Чукотском. Для выполнения своих лицензионных обязательств компания заключила в 2011 и 2012 гг. соглашения о стратегическом сотрудничестве с «ExxonMobil», «Statoil» и «Eni».

В августе 2014 г. компанией «Карморнефтегаз», совместным предприятием «Роснефти» и «ExxonMobil», в результате разведочного бурения на лицензионном участке Восточно-Приновоземельский-1 в Карском море было открыто нефтяное месторождение «Победа» с извлекаемыми запасами 130 млн т нефти и 500 млрд м3 газа. В 2014 г. «Роснефть» заключила с норвежской «North Atlantic Drilling» долгосрочное соглашение об использовании до 2022 г. шести морских буровых установок на шельфовых проектах компании, в том числе и в Арктике. С целью расширения доступа к буровому флоту «Роснефтью» в том же году было заключено рамочное соглашение с компаниями «Seadrill Limited» и «North Atlantic Drilling Limited» об обмене активами и инвестициях.

Во второй половине 2014 г. в связи с позицией России по украинскому кризису целый ряд государств (США, страны ЕС, Норвегия и др.) ввели против нее секторальные санкции.

Эти санкционные ограничения уже привели к фактической приостановке участия ряда иностранных нефтяных и нефтесервисных компаний, включая «ExxonMobil», в проектах на российском арктическом шельфе. Следует также отметить, что в настоящее время российский нефтегазовый сектор сильно зависит от использования оборудования и услуг из стран, наложивших санкции на Российскую Федерацию.

Перенос международной напряженности в Арктику в совокупности с сохранением санкционной политики будет способствовать рассмотрению Российской Федерацией вопроса о привлечении к сотрудничеству внерегиональных государств, прежде всего из Азии. В этих условиях международное сотрудничество в арктическом регионе может быть серьезно переформатировано, а объем заказов у западных производителей оборудования для разработки арктического шельфа существенно снижен.

Подробнее: Разведать и освоить. Проблемы освоения российского арктического шельфа
2
Дания / Гренландия
Разработка морских нефтегазовых ресурсов Арктики

Фото: Flickr / Hans E. Kratholm Rasmussen
Разработка нефтегазовых ресурсов континентального шельфа Гренландии берет начало в 1970-е годы. В 1976 и 1977 гг. американские и европейские компании пробурили на гренландском шельфе 5 разведочных скважин. В связи с тем, что они оказались «сухими», интерес к продолжению разведочных работ был утрачен. Следующие попытки найти коммерческие запасы нефти и газа были предприняты в 1990-е годы, но и они не увенчались успехом.

В 2006–2007 гг. правительство Гренландии выдало 8 лицензий в море Баффина компаниям «Dong Energy» (Дания), «Exxon» (США), «Husky Energy» (Канада), «PA Resources» (Швеция) и «Cairn Energy» (Шотландия). Последняя пробурила в 2010–2011 гг. 8 разведочных скважин. Часть из них показала наличие нефти, но ее оказалось недостаточно для начала коммерческой эксплуатации. Затраты компании составили 1,2 млрд долл.

В 2012 г. консорциумом нефтяных компаний в составе «ConocoPhillips» (США), «GDF Suez» (Франция), «Nunaoil» (Гренландия), «Maersk» (Дания), «Statoil» (Норвегия), «Cairn Energy» (Шотландия) и «Shell» (Нидерланды, оператор) были пробурены 11 разведочно-поисковых скважин на мелководье в заливе Баффина, однако коммерческих запасов нефти найти не удалось.

Снижение мировых нефтяных цен повлияло на планы нефтегазовых компаний по поиску нефти. Многие из них отказались от продолжения работы на гренландском шельфе. Несмотря на это, правительство Гренландии планирует выставить на торги в 2016–2018 гг. ряд лицензий на западном побережье острова.

Смотрите также: Стратегия Дании в освоении Арктики
3
Норвегия
Разработка морских нефтегазовых ресурсов Арктики

Фото: ship2shore.it
В последнее время в связи с падением уровня добычи на крупных месторождениях в Северном и Норвежском морях правительство Норвегии активизировало работу по привлечению нефтегазовых компаний к разработке ресурсов нефти и газа в Баренцевом море.

Сегодня на арктическом континентальном шельфе Норвегии в промышленной эксплуатации находится только одно месторождение – «Snøhvit» («Белоснежка») с запасами 193 млрд м3 газа и 113 млн баррелей газового конденсата. Оно было открыто еще в 1984 г. в 150 км от норвежского побережья. Добыча газа здесь началась в 2007 г. Для разработки месторождения был построен производственный комплекс, состоящий из 19 добычных скважин, скважины для закачки углекислого газа, подводного трубопровода протяженностью 160 км и СПГ-комплекса «Hammerfest LNG» мощностью 4,3 млн т сжиженного природного газа в год. Оператором выступает компания «Statoil», доля которой в проекте составляет 33,53%.

На завершающей стадии ввода в эксплуатацию находится проект освоения нефтяного месторождения «Goliat» («Голиаф»), открытого в 2000 г. с запасами 174 млн баррелей нефти и 8 млрд м3 газа. Весной 2015 г. сюда была доставлена плавучая платформа Sevan FPSO 1000, которая будет использоваться также в качестве хранилища для 1 млн баррелей нефти и плавучего терминала по ее отгрузке.

Помимо указанных, в Баренцевом море открыты еще несколько месторождений, обладающих коммерческими запасами нефти, в частности «Johan Castberg», «Gohta», «Alta» и «Wisting Central». Однако инвестиционные решения по их разработке пока не приняты, поскольку в связи с падением мировых цен на нефть требуется пересмотр финансово-экономических и технических параметров проектов. Следует отметить, что в нескольких проектах принимают участие российские компании «Роснефть» и «Лукойл».

В феврале 2014 г. правительство Норвегии приступило к подготовке проекта перечня лицензионных участков, которые планируется распределить в первой половине 2016 г в рамках 23-го лицензионного раунда. В перечень предварительно включен 61 участок, из которых 34 относятся к юго-восточной части Баренцева моря, 20 — к другим районам южной части Баренцева моря и только 7 — к Норвежскому морю. Отдельные участки находятся к северу от 75° северной широты (севернее любого из уже распределенных участков) и в пределах границы распространения полярных льдов. Решение норвежского правительства вызвало широкую волну критики со стороны как политических партий, так и общественных организаций страны. Они настаивают на приостановке выдачи лицензий в районах частичного или постоянного присутствия льда из-за отсутствия апробированных технологий устранения последствий разливов нефти в ледовых условиях.

Смотрите также: Норвежские исследования в Арктике
4
Канада
Разработка морских нефтегазовых ресурсов Арктики

Фото: groundtruthtrekking.org
Первая морская скважина на арктическом континентальном шельфе Канады была пробурена в море Бофорта в 1973 г. компанией «Imperial Oil». Всего с 1973 по 1989 гг. на канадском шельфе в Арктике пробурили 141 скважину, затем последовал длительный перерыв. 142-я скважина была пробурена американской компанией «Devon» в 2005 г.

Развитие нефтегазовой деятельности на канадском арктическом шельфе было связано с предоставлением правительством Канады субсидий и дотаций нефтяным компаниям, работающим в море Бофорта. В середине 1980-х годов они были отменены, что в совокупности со снижением мировых цен на нефть в тот период привело к полному прекращению буровых работ в этом море в 1989 г.

Несмотря на большой объем поисково-разведочных работ, крупных месторождений в канадском секторе моря Бофорта открыть так и не удалось.

В 1997 г. правительство Канады возобновило выдачу лицензий на проведение геологоразведочных работ в море Бофорта. В последующие годы лицензии были предоставлены американским компаниям «Burlington Resources» (в 2006 г. куплена «ConocoPhillips»), «Anadarko», «Chevron», «ConocoPhillips», «Devon», английским – «Shell», «BP», «Franklin Petroleum», канадским – «Petro-Canada», «Imperial Oil», «MGM Energy» и «Encana».

Результаты разведочного бурения, проведенного компанией «Devon» в зимне-весенний период 2005–2006 гг. в заливе Белуга в море Бофорта, показали наличие извлекаемых запасов углеводородов, но их оказалось недостаточно для начала коммерческого освоения.

Компании «Imperial Oil» и «BP» совместно с «ExxonMobil» создали предприятие для проведения разведочных работ, которое, как ожидается, сможет приступить к бурению не ранее 2020 г. «Chevron» и «Statoil» также планировали начать совместное бурение в 2020 г., однако в декабре 2014 г. «Chevron» заявила о намерении приостановить подготовку к буровым работам на неопределенный срок из-за падения мировых цен на нефть и связанного с этим сокращения операционных расходов.

Согласно докладу Национального энергетического совета Канады, по состоянию на ноябрь 2014 г. на островах канадского Арктического архипелага было обнаружено только одно углеводородное месторождение («Hecla») с предварительными запасами 75 млрд м3 газа и 31 млн баррелей нефти. В море Бофорта разведано всего 178 млрд м3 газа и 667 млн баррелей нефти [Для справки: в 2013 г. добыча нефти в Канаде составила 193 млн т нефти (1,6 млрд баррелей), природного газа – 154 млрд м3.].

Смотрите также: Стратегия Канады в освоении Арктики
5
США
Разработка морских нефтегазовых ресурсов Арктики

Фото: nationalgeographic.com
В настоящее время на арктическом континентальном шельфе США ведется добыча только нефти и только в море Бофорта. При этом добыча осуществляется либо с материковой части с помощью горизонтального бурения, либо с искусственных островов, сооруженных на небольших глубинах (до 10 м). Морские платформы в море Бофорта сейчас не используются.

В целом уровень добычи остается достаточно низким. Так, среднесуточная добыча составляет: на месторождении «Endicott» – около 5 тыс. баррелей, на «Point McIntyre» – 18 тыс. баррелей, на «Nikaitchuq» – 25 тыс. баррелей нефти.

Все морские нефтяные проекты в море Бофорта осуществляются на удалении не более 10 миль от побережья. По Трансаляскинскому нефтепроводу [Пропускная мощность нефтепровода – 2,1 млн баррелей в день. В 2013 г. из-за продолжающегося снижения нефтедобычи на Аляске среднесуточный объем нефти, транспортируемой по нефтепроводу, составил 0,53 млн баррелей.], к которому все они подключены, нефть поставляется в терминал в порту города Валдиз на юге Аляски.

Наибольшее количество участков в морях Бофорта и Чукотском в настоящее время арендует компания «Shell». Кроме того, в качестве арендаторов выступают «Statoil» (Норвегия), «BP» (Англия), «ConocoPhillips» (США), «Eni» (Италия), «Murphy Oil Corporation» (США), «Iona Energy» (Канада), «OOGC America» (дочернее предприятие Китайской национальной нефтегазовой корпорации) и «Repsol» (Испания).

В результате геологоразведочных работ, проводившихся компанией «Shell» в морях Бофорта и Чукотском еще в 1970–1980-х годах, были открыты несколько месторождений нефти и газа. Однако их разработка в тот период была экономически нерентабельной. В 2005 г. компания вернулась в Арктику и арендовала в море Бофорта, а в 2008 г. в Чукотском море участки, расположенные на расстоянии 60–100 миль от берега. Несмотря на затраченные усилия, найти значительные запасы нефти «Shell» до сих пор не удалось.

Следует отметить, что начиная с 2007 г. арктическая программа «Shell» осложнялась противодействием со стороны природоохранных организаций США, инициировавших череду судебных разбирательств как против самой компании, так и против американского правительства. На работе компании отразилось и ужесточение требований безопасности, последовавшее за аварией на нефтяной платформе «Deepwater Horizon» в Мексиканском заливе в 2010 г.

С 2005 г. по настоящее время компании «Shell» удалось провести бурение лишь двух разведочных скважин в 2012 г. в море Бофорта и Чукотском море, которое сопровождалось чередой аварий на буровом судне «Noble Discoverer» [Судно было построено в 1966 г. и предназначалось для перевозки древесины, однако впоследствии было переделано в буровое.] и нефтяной платформе «Kulluk» [Ледостойкая платформа «Kulluk» была построена в 1983 г. японской компанией «Mitsui Engineering & Shipbuilding». До 1993 г. она эксплуатировалась канадской компанией «Gulf Canada Resources» в арктических водах Канады, после чего была законсервирована. В 2005 г. платформу купила «Shell». После аварии у побережья Аляски в декабре 2012 г. она была отбуксирована в Китай для утилизации.].

Вернуться в моря Бофорта и Чукотское «Shell» планировала в летне-осенний период 2015 г. По оценкам компании, общие затраты на работы в этих морях уже превысили 6 млрд долл.

Смотрите также: Аляска — золотое руно политической элиты США
Подпишитесь на обновления
Скоро мы подготовим карту нефегазовых ресурсов в Арктике
Идея: Дарья Хаспекова и Тимур Махмутов.
Над проектом работали: Мария Смекалова и Александр Тесля.
© 2015 Российский совет по международным делам, russiancouncil.ru