Системы транспорта углеводородов (УВ) в Арктике включают системы локальных и магистральных нефте- и газопроводов, системы грузовых перевозок по железным дорогам и морским транспортным флотом. Среди восьми стран, чьи территории — полностью или частично — находятся за Полярным кругом (Канада, Россия, США, Исландия, Норвегия, Королевство Дания, Швеция, Финляндия), только пять имеют выход в Северный Ледовитый океан (Россия, Норвегия, Дания, Канада и США), и только в четырех активно ведется реализация нефтегазовых проектов (Россия, США, Канада и Норвегия). Соответственно, основные пути транспорта нефти и газа в Арктике приходятся на четыре последние страны — тем не менее, часть из этих транспортных систем имеет трансграничный характер.
Целью настоящей статьи является анализ данных транспортных систем, а также определение ключевых перспектив развития данной системы в России, включая возможность применения успешного зарубежного опыта