Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 4.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Вольфганг Рихтер

Полковник, старший научный сотрудник отдела исследований международной безопасности Немецкого института международных отношений и безопасности

24 октября 2019 г. Российский совет по международным делам провел городской завтрак на тему «Контроль над вооружениями: удастся ли России и НАТО договориться?», посвященный презентации доклада ОБСЕ «Сокращение рисков, исходящих от сдерживания с помощью обычных вооружений в Европе». Полковник Вольфганг Рихтер — один из соавторов доклада — рассказал в интервью о подходах к деэскалации конфликтов, меняющейся природе контроля над вооружениями и связи между восприятием угрозы и военным потенциалом.

24 октября 2019 г. Российский совет по международным делам провел городской завтрак на тему «Контроль над вооружениями: удастся ли России и НАТО договориться?», посвященный презентации доклада ОБСЕ «Сокращение рисков, исходящих от сдерживания с помощью обычных вооружений в Европе». Полковник Вольфганг Рихтер — один из соавторов доклада — рассказал в интервью о подходах к деэскалации конфликтов, меняющейся природе контроля над вооружениями и связи между восприятием угрозы и военным потенциалом.

Г-н Рихтер, поделитесь своим видением того, как избежать эскалации конфликта, вызванного принятием усиленных контрмер

Сегодня восприятие внешней угрозы существует и носит политический характер. Страны Балтии начали опасаться повторения сценария украинского кризиса на своей территории. НАТО, отреагировав на эту обеспокоенность, предприняла ряд шагов по укреплению обороны. Затем для снятия опасений стран Балтии последовала инициатива Германии, связанная с решением варшавского саммита НАТО 2016 года. Крайне важно, чтобы мы соблюдали Основополагающий акт Россия–НАТО, который запрещает размещение существенных боевых сил на постоянной основе.

Во время моей службы в Генеральном штабе и проведения переговоров с российской делегацией мы решили, что будут дислоцированы войска численностью «приблизительно одной бригады». Если посмотреть на четыре батальона, размещенные на территории, простирающейся от Эстонии до Польши, то их общая численность составляет примерно одну бригаду. Мы не стали ее наращивать, чтобы не допустить ситуацию, когда один неверный шаг может спровоцировать принятие контрмер. Таким шагом могло бы, в частности, стать проведение непрозрачных военных учений, на которые другая сторона ответит контрмерами. Подобные действия могут восприниматься как угроза, после чего обе стороны продолжат принимать дополнительные меры защиты, и расстояние между их войсками на границе будет постоянно сокращаться. Нельзя забывать и о разведывательных полетах в международном воздушном пространстве над международными водами, что создает атмосферу напряженности и вполне может привести к возникновению непредвиденного инцидента. В ситуациях высокого риска ключевым фактором для деэскалации является установление факта враждебных намерений другой стороны.

Вы упомянули, что в вопросе урегулирования конфликтов сегодня нет никакой необходимости заново изобретать колесо. Насколько актуальны существующие инструменты и концепции контроля над вооружениями, если глобальный мир постоянно меняется?

Во-первых, мы видим, что в конфликтах на Украине или в Сирии высокотехнологичное оружие, которым мы обзавелись на будущее, не применяется. Скорее, в боевых действиях используются обычные вооружения, которые применялись 30–40 лет назад и ограничены ДОВСЕ (Договор об ограничении обычных вооруженных сил в Европе). При этом Россия ввела односторонний мораторий на исполнение ДОВСЕ, а НАТО не стала ратифицировать необходимое Соглашение об адаптации ДОВСЕ из-за своего расширения на Восток. Страны Балтии никогда не присоединялись к Договору, поэтому сейчас мы сталкиваемся с эскалацией напряженности в регионе. Вот почему мы должны принять срочные меры. Вместе с тем для многих стран Договор по-прежнему сохраняет актуальность. Это предоставляет необходимую основу для прозрачности, что позволяет нам выдвигать предложения, опираясь на имеющийся опыт.

Кроме того, у нас есть обязательства согласно Основополагающему акту Россия–НАТО. В 1999 году в Заключительном акте переговоров по адаптации ДОВСЕ в Стамбуле Россия взяла на себя обязательство по сдержанности, а у Германии есть обязательство по сдержанности в восточной части страны. Наличие таких соглашений помогает использовать существующие инструменты.

Как бы Вы определили концепцию восприятия угрозы в сфере контроля над вооружениями, и какие меры по деэскалации следует предпринять?

В нашем докладе мы говорим о субъективности восприятия угрозы. Оценки ее серьезности разными сторонами могут отличаться. Одна сторона может переоценить намерения и возможности другой. При этом, однако, восприятие угрозы в значительной степени зависит от текущей политической реальности, поэтому необходимо учитывать все угрозы и работать с ними независимо от того, насколько они обоснованы на самом деле. Удостоверившись, что подобная угроза действительно существует, например, после проведения крупномасштабных учений или, если есть основания полагать, что возможность неожиданного нападения действительно рассматривается всерьез, необходимо принять соответствующие меры. Это означает, что для сведения напряженности к минимуму нужно обеспечить прозрачность и предсказуемость, а также содействовать обмену информацией и проверке.

Где, по-вашему, проходит грань между военным потенциалом и намерением?

Намерение является категорией политической и может легко измениться, тогда как на изменение потенциала понадобятся годы. Вот почему если кто-то ограничивает свой военный потенциал, то тем самым демонстрирует отсутствие заинтересованности в нападении. Масштабное военное строительство требует огромных ресурсов и многих лет работы, поэтому перестройка вооруженных сил обычно ни для кого не является неожиданностью. В этом заключалось одно из безусловных достоинств ДОВСЕ, обеспечившего существенное сокращение вооруженных сил. Кстати, на самые большие сокращения пошла Россия, а затем, вскоре после воссоединения, и Германия. Их примеру последовали и другие страны, что стало большим достижением. Это показало, что уменьшением своего военного потенциала стороны демонстрируют миролюбивые намерения.


Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 4.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся