Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 4.33)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Анатолий Бояшов

Аспирант СПбГУ, научный сотрудник Билефельдского университета

Олег Лешенюк

Директор Центра международных исследований Белорусского государственного университета

Елена Довгань

Профессор кафедры международного частного и европейского права факультета международных отношений Белорусского государственного университета, спецдокладчик ООН по вопросу негативного влияния санкций на права человека

В марте 2020 г. Совет ООН по правам человека назначил спецдокладчика по вопросу негативного влияния санкций на права человека. Им стала Елена Довгань — профессор кафедры международного частного и европейского права факультета международных отношений Белорусского государственного университета. Мандат пришелся на непростое время — в июне 2020 г. впервые в истории был поднят вопрос об ответственности международных организаций. 11 июня 2020 г. президент США Дональд Трамп подписал исполнительный указ «О блокировании собственности отдельных лиц, связанных с Международным уголовным судом». Как санкции влияют на международное право и соблюдение прав человека? И как американские санкции отразятся на развитии международного права? Об этом — в интервью с Еленой Довгань.

В марте 2020 г. Совет ООН по правам человека назначил спецдокладчика по вопросу негативного влияния санкций на права человека. Им стала Елена Довгань — профессор кафедры международного частного и европейского права факультета международных отношений Белорусского государственного университета. Мандат пришелся на непростое время — в июне 2020 г. впервые в истории был поднят вопрос об ответственности международных организаций. 11 июня 2020 г. президент США Дональд Трамп подписал исполнительный указ «О блокировании собственности отдельных лиц, связанных с Международным уголовным судом». Как санкции влияют на международное право и соблюдение прав человека? И как американские санкции отразятся на развитии международного права? Об этом — в интервью с Еленой Довгань.

Елена, здравствуйте! Расскажите, почему санкции привлекают столько внимания? Можно ли относиться к ним нейтрально, как к одному из методов ведения международной борьбы?

Елена Довгань

Добрый день! Действительно, сегодня санкции отдельных государств и региональных организаций применяются все шире. Они крайне негативно влияют на экономику находящихся под санкциями государств, равно как и на права затрагиваемых лиц. При этом нужно отметить, что санкции оказывают влияние на весь спектр прав человека, начиная от права на жизнь, заканчивая экономическими и социальными правами. Учитывая их многочисленность и тот факт, что мы слышим о них каждый день, санкции, к сожалению, перестают рассматриваться как исключение, и воспринимаются как нечто обыденное. Вместе с тем их статус в международном праве отнюдь не однозначен.

Современная система международных отношений основывается на Уставе Организации Объединенных Наций, который закрепил основополагающие принципы международного права: принцип неприменения силы и угрозы силой, принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства во внутренние дела государств, принцип соблюдения международных обязательств. Согласно документу, только Совет Безопасности ООН наделен полномочиями применять санкции к государствам и только в ситуациях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. Государства же могут применять силу в порядке самообороны, если на них произошло вооруженное нападение.

Закрепленный в Уставе ООН подход отнюдь не означает, что государства никак не могут повлиять на другие страны. Исходя из принципа свободы договора, они сами решают, с какими государствами сотрудничать и в какой форме. Отказ от сотрудничества не является применением санкций. Вместе с тем в своей деятельности государства не могут нарушать принципы международного права и принятые на себя международные обязательства, включая нормы соглашений о сотрудничестве, торговле, инвестициях, договоры в области прав человека.

Согласно международному праву, государства могут нарушить международные обязательства только в ответ на нарушение такого обязательства государством-партнером, чтобы побудить его к выполнению соответствующего договора. Допускается также реакция на нарушение так называемых коллективных обязательств, например, в случае совершения в государстве геноцида, грубого массового нарушения основополагающих прав человека. Но даже в этом случае предпринимаемые действия должны быть действительно необходимыми, пропорциональными, не могут нарушать принципы международного права, обязательства по соблюдению прав человека, международного гуманитарного права. Таким образом, государства могут применять лишь такие меры давления, которые не представляют собой нарушения международного права, либо противоправность которых исключается в соответствии с международным правом в указанных выше случаях.

К сожалению, на практике, значительное число действий, называемых односторонними санкциями, не соответствуют указанными критериям и представляют собой нарушение международных обязательств, включая обязательства по защите прав человека.

Какие санкции самые распространенные?

Санкции сегодня весьма разнообразны. Особое место занимают санкции Совета Безопасности ООН, принимаемые им на основании главы VII Устава ООН. Совет Безопасности ООН очень активно вводил санкции в 1990-х гг. — этот период даже получил название «декада санкций». Однако впоследствии Совбез стал более осторожно подходить к их введению, поскольку даже те санкции, правомерность которых не оспаривалась, были недостаточно эффективными, но при этом имели крайне негативно влияли на население. Впоследствии все более активно Советом Безопасности ООН стали применяться так называемые целевые санкции, направленные против конкретных лиц или организаций, чьи действия, по мнению Совета, угрожают международному миру и безопасности.

Односторонние санкции сегодня, к сожалению, применяются все чаще, несмотря на отсутствие соответствующей правовой базы и одобрения Совета Безопасности ООН. В частности, все шире применяются целевые санкции, но не в ситуациях угрозы миру или нарушения мира, а по весьма широкому кругу оснований без проведения судебного разбирательства и предоставления государствам возможности защитить свои права и репутацию.

Все большее распространение получают и так называемые секторальные санкции, применяемые неизбирательно — ко всем или многим организациям, действующим в конкретном государстве в конкретной сфере (например, речь может идти о финансовом и нефтяном секторе в Венесуэле или о финансовой, энергетической, горнодобывающей и железнодорожной промышленности России. На практике такие секторальные санкции весьма близки по своему эффекту к применению санкций против государства в целом. Их соблюдение обеспечивается угрозой уголовного преследования и штрафов для резидентов вводящих санкции государств или включения нерезидентов в санкционные списки. Так, например, в США нарушитель может быть подвергнут штрафу в размере до 289 тыс. долл. в рамках гражданской ответственности или быть осужденным до 10, а в отдельных случаях — 20 лет тюремного заключения в рамках уголовной ответственности.

Сегодня крайне часто применяются экономические или торговые санкции, запрещающие закупку товаров в государстве, находящемся под санкциями, или блокирующие поставку в них товаров в целом, конкретного вида товаров или товаров, содержащих более определенной доли комплектующих, произведенных, например, в США; финансовые санкции, включающие в себя замораживание счетов национального банка или других банков, запрещающие оплату или перевод денег, например, в долларах США, или запрещающие платежи конкретным субъектам; кибер-санкции, не дающие государствам или граждан государства пользоваться конкретными приложениями или платформами. В качестве меры давления в условиях пандемии можно назвать и блокирование США запросов Ирана, Венесуэлы, Кубы и Судана на предоставление кредитов у Международного Валютного Фонда и Всемирного банка.

Целевые санкции чаще всего включают запрет на выдачу виз или въезд на территорию государства, замораживание счетов и имущества.

В чем суть недавних мер США против Международного уголовного суда?

5 марта 2020 г. Апелляционная палата Международного уголовного суда (МУС), ссылаясь на принцип универсальной юрисдикции, одобрила проведение расследования по обвинению военнослужащих США и подконтрольных США иных подразделений в совершении военных преступлений в ходе операции в Афганистане, несмотря на тот факт, что США не признали юрисдикцию МУС.

В ответ на это 11 июня 2020 г. президент США подписал исполнительный приказ, которым выразил резкий протест против расследования МУС обвинений против должностных лиц США и их союзников в совершении международных преступлений, признал расследование таких преступлений угрозой национальной безопасности и суверенитету США и санкционировал введение запретов на выдачу виз судьям МУС, иным должностным лицам, членам их семей, а также иным лиц, поддерживающим усилия МУС; закрепил возможность замораживания их счета и наложения ареста на любое иное имущество, находящееся под их контролем и расположенное в США.

Как Вы считаете, какое воздействие будут иметь меры против персонала МУС на права человека?

Поскольку введение санкций направлено на то, чтобы предотвратить проведение персоналом МУС расследования, ареста, заключения или выдвижения обвинений против персонала США без согласия США или против персонала союзников США, такие действия представляют собой вмешательство в дела МУС и способны подорвать возможность судей, прокурора и должностных лиц МУС беспристрастно осуществлять свои должностных обязанности. Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах (МПГПП), независимость судей является основополагающим звеном обеспечения прав и свобод человека, особенно когда речь идет об ответственности за совершение международных преступлений. Аналогичные правила описаны и в международном праве — в части независимости прокуроров. Введение целевых санкций в отношении международных судей и иных сотрудников МУС лишает их привилегий и иммунитета международных служащих, а также представляет собой нарушение права на справедливое судебное разбирательство (ст. 14 МПГПП), права на свободу передвижения (ст. 12 МПГПП), права на защиту личной и семейной жизни (ст. 17 МПГПП).

Закрепление в исполнительном приказе возможности применения санкций против лиц, оказывающих помощь должностным лицам МУС, нарушает права правозащитников и правозащитных организаций. И самое главное — такие действия лишают жертвы военных преступлений последнего шанса на эффективную защиту и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления в отношении них или их родственников.

Как Вы считаете, какое воздействие будут иметь меры против персонала МУС на развитие международного права? Как реагирует международное сообщество, в частности, механизмы ООН, на меры США против МУС?

Применение односторонних санкций против судей и сотрудников МУС, членов их семей и иных, оказывающих им помощь в расследовании лиц, противоречит международному праву. Как и на национальном уровне, в международном праве совершение противоправных действий не меняет правовую норму и не создает новую. Именно поэтому МУС в заявлении 11 июня 2020 г. заявил о недопустимости принимаемых США мер, которые препятствуют объективному проведению расследования и беспристрастному судебному разбирательству.

Аналогичная позиция была озвучена пресс-секретарем Генерального Секретаря ООН, Верховным представителем ЕС по внешней политике, рядом государств ЕС, Швейцарией, 34 специальными докладчиками ООН и значительным числом международных неправительственных организаций.


Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 4.33)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся