Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Интервью

Распад СССР затронул многие области нашей жизни на экономическом и на политическом уровнях. Он также оказал огромное влияние на нашу культуру, в том числе и на киноискусство. В интервью известный режиссер-постановщик Алексей Мурадов делится своим взглядом на произошедшие изменения, рассказывает о достоинствах и недостатках российского кинематографа и его роли в мире.

Интервью

Распад СССР затронул многие области нашей жизни на экономическом и на политическом уровнях. Он также оказал огромное влияние на нашу культуру, в том числе и на киноискусство. В этом интервью известный режиссер-постановщик Алексей Мурадов, поделится своим взглядом на произошедшие изменения, расскажет о достоинствах и недостатках российского кинематографа и его роли в мире.

Собеседник: Алексей Мурадов, режиссер-постановщик, автор и режиссер свыше 20 документальных телефильмов и телепрограмм. С 2000 года работает в «большом» кино. Награжден медалью Министерства обороны РФ. Обладатель многочисленных премий, в том числе и международных: «ТЭФИ», «Сталкер», «Кинотавр», «Созвездие», «Золотой овен», «Золотой глобус» (США), Золотая Медаль ЮНЕСКО и многие другие. Среди его фильмов «Червь», «Тульский-Токарев», «Катя: Продолжение», «Жуков» и другие. В настоящее время А. Мурадов снимает по заказу телеканала ОРТ фильм «Власик» , премьера которого состоится в 2014 году.

Интервьюер: Игорь Осипов, магистр НИУ ВШЭ и блоггер РСМД.

Фото: Алексей Мурадов

Алексей Борисович, что и в каком направлении изменилось в российском кино после распада Советского Союза?

Есть три направления, где произошли изменения: финансирование, производство и творчество. И во всех трех случаях есть большие проблемы. На первый взгляд может показаться, что изменения начались в сфере финансирования, но на самом деле – были затронуты все три области, каждая из которых очень важна.

Раньше государство выступало в качестве продюсера, и именно оно диктовало режиссерам и сценаристам, что зрители должны видеть в кинотеатрах. В то время государство уделяло пристальное внимание киноиндустрии, и как сейчас говорят, это был налаженный и прибыльный бизнес. Существовала огромная отрасль со своим производством, заводами, фабриками, рабочими и инженерами. В результате, были огромные очереди, как на отечественное так и на зарубежное кино, практически на каждый сеанс. И государство, вкладывая деньги, получало прибыль. Но не стоит забывать, что помимо финансовой прибыли, оно также получало «моральную выгоду» и улучшало свой имидж за рубежом. Давайте вспомним такие имена как С.Параджанов, А.Тарковский, А.Герман, А.Смирнов и многие другие. Эти люди были воплощением советского искусства и кино. С помощью замечательных режиссеров и актеров, которые признавались во всем мире, советское правительство получало огромные моральные дивиденды. Эта была колоссальная индустрия, которая решала немалое количество проблем, в том числе идеологических.

Что произошло в 1990е годы, и как правительство умудрилось загубить такую отрасль как советское кино, очень сложно понять. Мне тяжело об этом говорить, но, на мой взгляд, российского кино как индустрии больше не существует. Существуют отдельные личности, которые пытаются поддерживать высокий уровень кино, но не более того. Все девальвировалось и превратилось в «купи и продай», что на самом деле не особо отличается от торговли сосисками на базаре. Главное сейчас - это получить легкую прибыль фактически из ниоткуда, все свелось к тому, чтобы как можно больше заработать, сняв кино, неважно какого качества. Я не против перемен, и капитализм - замечательная вещь, но проблема в том, что реального капитализма в России нет. Вместо этого мы наблюдаем засилье спекулянтов, которые пришли к рулю и превратили все в источник личной выгоды. Надо было думать, как наши учителя: о творчестве, народе, морали, и задавать высокие планки. Тогда все можно было бы спасти.

Фото: kinoros.ru / Михаил Марчук
Татьяна Самойлова на съемках фильма
"Летят журавли", 1957, режиссер Михаил
Калатозов, Золотая пальмовая ветвь
Каннского кинофестивала 1958 г.

Правительство США играет значимую роль в Голливуде, будь то финансовая поддержка фильмов или одобрение использования вооруженных сил страны для съемок блокбастеров. Какую роль играет правительство России в российском кинематографе?

Я не могу сейчас привести точную цифру, но российское правительство выделяет достаточно большие средства на кинематограф и на искусство в целом. К сожалению, они используются либо непрофессионально, либо не по назначению. Ощутимой отдачи от государственной поддержки на данный момент нет. Также возникает вопрос относительно конкурсов, в которых участвуют такие замечательные режиссеры как А.Миндадзе, А.Прошкин, и много других людей, которые подтвердили свой профессионализм и высокие творческие амбиции не одним своим собственным фильмом, не получают заслуженного финансирования. А есть люди и фирмы, которые всегда снимали кино очень низкого качества и продолжают его снимать, но при этом все равно получают финансирование. Кажется, что на данный момент правительство не уделяет необходимого внимания киноиндустрии или не желает «навести порядок» в ней. Принимая во внимание произошедшие изменения – это задача не из легких.

В чем заключается роль российского кинематографа?

Наша страна не оскудела талантливыми людьми, но, к сожалению, у них не всегда есть возможность проявить свой талант. Зрители с благодарностью относятся к тем, кто преподносит им сказку, правдивую или неправдивую, злую или добрую. Главное, чтобы кинематограф «вытаскивал» людей из той серости, которая окружает их, чтобы зритель мог отвлечься и прожить полтора часа в другом мире. Это связано не только с кино, но и с музыкой, балетом, цирком и другими видами искусства.

С момента развала СССР я могу выделить несколько всплесков изменения общественного настроения: сначала люди хотели стать бандитами, потом брокерами или директорами, и так далее, а сейчас многие мечтают стать чиновниками. Эта мода постоянно меняется, как в хорошую, так и в сомнительную сторону. Но я думаю, настанет момент, когда людям станет вновь необходимо вернуться к своему детству, к сказке, к хорошим эмоциям и именно в этот момент наше кино сыграет свою роль.

Фото: ruskino.ru
Андрей Прошкин на съемках фильма "Орда",
2012

Кто является основной целевой аудиторией российского кино? Нацелено ли оно, в первую очередь, на российского зрителя или оно призвано «просвещать» зарубежную аудиторию относительно России? Является ли российское кино инструментом глобальной «мягкой силой» страны?

Советское кино всегда затрагивало определенные болевые точки не только русского или советского народа, но и международные. Но на данный момент утерян высокий уровень, характерный для нас прежде. Россия богата талантливыми людьми, и остаются еще те, кто до сих пор пытается привлекать внимание зрителя к проблемам. Но это только отдельные люди, а не вся киноиндустрия. Если у таких людей было бы больше возможностей, мы смогли бы восстановить эту «мягкую силу».

Если обратить внимание на США, то в течение ее истории Голливуд не один раз помогал стране пережить тяжелые времена. Голливуд постоянно давал надежду своей обширной аудитории из всех частей общества, он давал им цель, будущее, раскрывал пути, веселил, заставлял людей переживать, плакать или думать.

У итальянского и французского кино почти та же история. Это касается и немецкого кино, тем более после Второй Мировой войны. То есть, кино, как любой вид искусства, показывает, что выход возможен и дает людям надежду, а это и есть основное предназначение кино, тем более в трудные для страны времена. Россия до сих пор переживает сложный период, и наше кино могло бы помочь зрителю его преодолеть.

Как Вы думаете, каковы перспективы российской киноиндустрии в ближайшем будущем?

Фото: vedomosti.ru
Алексей Герман и Леонид Ярмольник на
съемках фильма "Трудно быть богом", 2013

С уходом многих талантливых людей исчезла целая школа кинематографии. Эту школу надо заменять новыми людьми и, как раньше, развивать целую отрасль. Для этого, надо заняться творчеством, финансированием и производством фильмов. Но, к сожалению, сейчас наблюдается скатывание к уровню, когда время на телевизионном эфире оценивается только в долларах. Однако наше кино имеет огромный потенциал и может давать зрителю необходимую надежду.

Есть и другие серьезные проблемы. Во время перестройки Россию захватила «Кока-Кольная» и «джинсовая» культура. Было бы еще полбеды, если вещи были бы качественные и настоящие, а не поддельные. Эта поддельность и убивает российскую культуру, науку и искусство. Помню, раньше, даже в метро большая часть людей читала книги замечательных авторов. Я не могу сказать мировой ли это феномен, поскольку все люди на земле разные. Но в России всегда было много людей, которые понимали что такое искусство, слушали Бетховена и Рахманинова, смотрели фильмы А.Тарковского и А.Германа, ходили на балет, в театры и музеи. Сейчас, к сожалению, число таких людей сильно сократилось. Чтобы улучшить эти показатели или хотя бы восстановить прежний уровень, необходимо начать с детей, с будущего нашей страны. Надо вернуть зрителям отечественные мультфильмы, сказки, наших художников, таких поэтов как Пушкин и Лермонтов. Надо задумываться какие спектакли ставить, какое снимать кино. Особенно, когда мы видим что на главной сцене Кремля, проводятся такие мероприятия как «Шансон Года». Требуется воля государства. На данный момент, как говорилось в древнем Риме, у людей есть хлеб и зрелище, и им этого вполне достаточно. Это конечно, лучше, чем было десять лет назад, но народ, как неорганизованная масса, сам не может культурно расти. Для этого его надо направлять и подталкивать.

Съемки многосерийного фильма "Власик", реж. Алексей Мурадов

Фотографии предоставлены Сергеем Давыденковым и Игорем Осиповым.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся