Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Интервью

В приводимом интервью Мишель Гриффин (Michelle Griffin), директор по планированию политики ООН в Административной канцелярии Генерального секретаря, рассказывает об основных направлениях и потенциальных трудностях в работе Генерального секретаря и делится своими мыслями о том, какой видит ООН и свою роль в этой организации Генеральный секретарь.

Интервью

Интервью с директором по планированию политики ООН Мишель Гриффин

Пытаясь учесть интересы всех 193 стран-членов Организации Объединенных Наций, ее Генеральному секретарю приходится разбираться с самыми сложными проблемами мира, не имеющими простых решений. Пан Ги Мун предпочитает тихую дипломатию громким заявлениям с высокой трибуны, и такой подход обеспечил ему единодушную поддержку со стороны членов ООН, переизбравших его на второй срок. В приводимом интервью Мишель Гриффин (Michelle Griffin), директор по планированию политики ООН в Административной канцелярии Генерального секретаря, рассказывает об основных направлениях и потенциальных трудностях в работе Генерального секретаря и делится своими мыслями о том, какой видит ООН и свою роль в этой организации Генеральный секретарь.

Собеседник: Мишель Гриффин, директор отдела планирования политики Административной канцелярии Генерального секретаря ООН

Вопросы задавала: Мария Просвирякова, Российский совет по международным делам

Фото: Мишель Гриффин, директор отдела
планирования политики Административной
канцелярии Генерального секретаря ООН

Какие вопросы будут приоритетными для Пан Ги Муна в 2013 году?

Приоритеты устанавливают страны-члены организации. Поэтому Генеральный секретарь старается не пользоваться словом «приоритеты», однако понятно, что его задача – помочь странам-членам ООН определить, в каких областях их энергия и коллективные действия могли бы принести наибольшую пользу.

Генеральным секретарем были намечены пять основных областей, в которых, как он полагает, во всем мире существуют наибольшие потребности и в которых особенно остро требуются коллективные действия, тогда как возможности для коллективных действий особенно значительны. Тематически это следующие вопросы:

  • Устойчивое развитие и изменение климата. Изменение климата – определяющий вопрос для всего срока полномочий Генерального секретаря, и всем понятно, что проблема эта будет только нарастать. Разумеется, прямо сейчас в ООН продолжаются широкие обсуждения темы устойчивого развития, а также того, как обеспечить наибольший рывок вперед теперь, когда подходит к концу срок для Целей тысячелетия в области развития. Кроме того, мы думаем о следующем за Целями развития тысячелетия этапе, который получил название «Программа развития на период с 2015 года».
  • Предупреждение. Генеральный секретарь отдает себе полный отчет в том, что мы не прилагаем достаточных усилий к предупреждению катастроф и насильственных конфликтов, и считает, что мы должны уделять этому больше внимания. В этом очень сложно убедить политиков, у которых обычно сиюминутные задачи. Мне кажется, в этом вопросе голос Генерального секретаря мог бы прозвучать особенно убедительно.
  • Более безопасный мир. Урегулирование текущих или назревающих конфликтов благодаря более продуманным миротворческим операциям и партнерству с другими организациями, предоставление гуманитарной помощи нуждающимся. Мы видим на примере Сирии, что даже тогда, когда политики прилагают все силы к поиску политического решения, существует огромное количество беженцев, которое устремляется из Сирии, и не меньше число тех, кто внутри страны отчаянно нуждается в помощи. И ООН пытается, вместе со своими партнерами, оказать эту помощь.
    В это общее направление попадают также разоружение, борьба с терроризмом и противодействие незаконному обороту наркотиков и международной организованной преступности. Если взять районы сахель в Западной Африке, Афганистан, Сомали, Йемен, то мы увидим, что в мире все больше регионов, где преступность, нехватка ресурсов, высокий уровень бедности, насилие и экстремизм сплетаются в ужасный клубок проблем, от которых страдает население. Устранение этих проблем выходит за рамки возможностей одного государства или организации.
  • Переходные государства. На память приходит «арабская весна», но для Генерального секретаря переход имеет более широкое значение, чем просто политические переходные процессы – это и экономический переход. В мире происходит так много изменений – в политике, в окружающей среде и в экономике. Генеральный секретарь очень серьезно относится к необходимости организовывать коллективные действия в поддержку стран, переживающих серьезные переходные изменения, и делать это так, чтобы правительства этих стран несли ответственность перед своим народом, чтобы его голос был услышан.
  • Женщина и молодежь. По мнению Генерального секретаря, страны-члены ООН должны уделять больше внимания поддержке женщин, помогая им быть стать более активными участницами экономической и политической жизни в своих странах. То же относится и к молодежи – дать им больше возможностей решать, какой должна быть их жизнь и будущее. С целью привлечь дополнительное внимание к этому вопросу Генеральный секретарь недавно назначил собственного специального представителя по делам молодежи.

Вот таковы пять глобальных вопросов. Разумеется, есть еще географические, региональные и страновые проблемы, которые занимают внимание Генерального секретаря каждый день: Сирия, Афганистан, Мали, Демократическая Республика Конго. Недавно Генеральный секретарь добился подписания рамочного соглашения, на основе которого страны региона и другие заинтересованные страны мира попытаются объединить усилия, чтобы помочь Демократической Республике Конго выйти из кризисной ситуации в области безопасности, особенно на востоке страны. Другой проблемой, которая заботит нас, является оказание поддержки народу Гаити в устранении последствий землетрясения и непрекращающихся политических проблем. Это лишь некоторые из примеров того, что ежедневно заботит Генерального секретаря.

Какие трудности и риски могут возникнуть на пути к этим целям?

Можно по-разному относиться к таким проблемами и рискам. Немалые политические трудности встают, когда мы пытаемся привлечь внимание стран ООН в этой сложной и перенасыщенной проблемами и трудностями ситуации, в которой оказывается каждая из них. Как, например, убедить страны в том, что сегодня нужно заниматься Демократической Республикой Конго, когда у каждой из них масса проблем у себя дома? Мы живем в сложном мире, в котором решением стоящих перед нами глобальных проблем должны заниматься многие и самые разные участники, и не только правительства.

Совсем непросто убедить политических лидеров, что им необходимо отдать свой политический капитал и внимание этой, а не другой проблеме. Трудно добиться политической воли и придать импульс усилиям, направленным на решение любого из стоящих вопросов. Политические императивы в столицах мира обычно определяются так: Что пишут в газетах? Что беспокоит моих избирателей? В чем главные проблемы дома?



Фото: infosurhoy.com
Миссия ООН в Гаити

Генеральный секретарь обращается к главам государства и министрам иностранных дел и пытается убедить их подняться над своими узкими интересами и обратить внимание на то, что происходит в другой половине мире, потому что рано или поздно это будет иметь последствия и для их народов.

Кроме того, наша организация и сама сталкивается с рисками по всему миру, так как мы находимся на передовой линии, пытаясь решить многие из этих проблем. Всегда не хватает денег, и никогда нет достаточно персонала для решения любого из вопросов; нам всегда приходится изворачиваться, чтобы найти средства и людей и хоть как-то повлиять на проблемы. То же можно сказать и о внутренней ситуации в странах, когда министрам иностранных дел и министрам финансов приходится делать все, чтобы у себя в стране разъяснить, «почему нам необходимо отдать 0,7% нашего ВВП на помощь развитию за рубежом, когда у нас самих люди голодают или находятся без работы». Сегодня, во времена жесткой экономии, это особенно непростая задача.

Для ООН весьма велик и репутационный риск. Генеральному секретарю приходится заботиться о работоспособности организации, ее репутации, которая должна служить нам не только сегодня, но и завтра. Мы каждый день занимаемся оказанием помощи, добиваемся разрешения кризиса или объединения людей, и в какой-то степени мы рискуем стать «козлом отпущения», если дела идут плохо. Действительно, никто ведь не обращается в ООН за решением проблем, ели они поддаются решению: зачем, если их можно решить самостоятельно и поставить это себе в заслугу. Поэтому мы в основном занимаемся вопросами, у которых нет решений.

Нередко Генеральному секретарю приходится высказываться по проблемам, по которым у членов ООН нет согласия. Поэтому, если бы меня попросили выделить ряд конкретных трудностей и рисков, как они видятся с позиции Генерального секретаря, то мы должны были бы говорить о наиболее остро стоящих глобальных проблемах, по которым между странами-членами ООН нет согласия. Иногда они не могут договориться не только о решении, но и о том, в чем собственно заключается проблема. Мы это видим в отношении изменений климата или Сирии. У Генерального секретаря нет иной власти, кроме силы убеждения. Поэтому по-настоящему трудно помогать странам объединяться вокруг подлинного решения, а не решения, основанного на наименьшем общем знаменателе.

Самый первый Генеральный секретарь, Трюгве Хальвдан Ли, говорил своему преемнику Дагу Хаммаршёльду: «Вы будете заниматься самой невозможной работой на земле». И действительно, должно быть совсем непросто балансировать между национальными интересами каждого из стран ООН и необходимостью одновременно отстаивать ценности и моральную репутацию ООН. Учитывая это, как г. Пан Ги Муну удается развивать свое политическое и стратегическое видение?

Сказав о балансировании, Вы сами ответили на вопрос. Роль Генерального секретаря и заключается, прежде всего, в балансировании. У нас 193 члена, но это не просто 193 голоса, потому что по вопросам, обсуждаемым в ООН, в каждой из столиц государств существует не один голос. Поэтому нередко складывается ситуация, когда в самих странах по одному и тому же вопросу нет единодушия. Государство, являющееся членом Совета Безопасности, может предоставить нам мандат на Совбезе, а затем, на Генеральной Ассамблее, когда принимается бюджет для выполнения этого мандата, оказаться не столь щедрым. Поэтому у каждой из 193 стран-членов ООН есть свои собственные интересы и свои собственные устремления, а также двухсторонние отношения, о которых необходимо заботиться даже в многостороннем контексте.



Фото: www.southcom.mil
Доставка гуманитарной помощи

Существует еще и сложная система ООН, во главе которой стоит Генеральный секретарь. Есть ООН как арена для стран-членов организации, и есть ООН как самостоятельный участник, и во всех частях системы ООН существуют собственные руководящие структуры, состоящие из различных подмножеств стран ООН, и свои собственные структуры финансирования с разными стимулами, относящимися к разным строкам в бюджете и разным министрам, и со своими собственными мандатами на местах. Иногда гуманитарные структуры системы, основная цель которых быть на передовой линии, доставляя людям продукты питания, помогая беженцам, спасая жизни, не хотели бы ассоциаций с политическими задачами ООН, которые определяются, в частности, Советом Безопасности. А Генеральный секретарь находится там, где все это сходится воедино. Как совместить спасение жизней с необходимостью поиска политической области взаимодействия, оказания поддержки правительству, которое, возможно, не всем нравится, или проведения военных операций. Найти такой баланс непросто, при этом в таких ситуациях никогда нельзя забывать о безопасности наших сотрудников на местах.

Существует также нормативная программа: у ООН есть своя позиция. Мы не являемся чисто технической, исполняющей организацией. В нашей Хартии говорится о мире, справедливости и развитии; мы разработали Всеобщую декларацию прав человека, международное гуманитарное право, закон о беженцах; существует огромный объем норм, стандартов и принципов, которые ООН отстаивает в мире.

От нас ждут защиты этих норм и стандартов, но вполне реально случаются ситуации, когда эти нормы начинают конкурировать с другими целями. Например, Генеральный секретарь может назначить специального представителя или посредника на переговорах по мирному соглашению; этот посредник нередко садится за один стол с теми, кто совершал военные преступления и должен нести ответственность за эти военные преступления. Но ему необходимо добиться того, чтобы эти люди в неотложном порядке подписали мирное соглашение, и тем самым положить конец гибели людей и прекратить насилие против гражданского населения со стороны солдат и сторонников этих лиц. Мы никогда не выступали за отложенное правосудие, но нам нередко приходится устанавливать очередность действий так, чтобы сохранить как можно больше жизней и как можно быстрее остановить кровопролитие.

Некоторым не нравится, что нам иногда приходится класть на весы наши интересы, но такова реальность. Как мы уже говорили, у Генерального секретаря нет иной власти, кроме силы убеждения. Он пользуется этой силой убеждения, иногда громко, называя имена и призывая к ответственности, чтобы заставить действовать, а иногда незаметно, за кулисами. Заставить людей совершать правильные поступки тоже требует достижения баланса, к которому он постоянно стремится.

Как Вы считаете, повлияла ли личность и стиль Пан Ги Муна на посту Генерального секретаря на отношение к ООН в мире и каким образом?

Фото: gdb.rferl.org
Совместная операция ООН и Африканского
союза в Дарфуре

Совершенно очевидно, что Пан Ги Мун отличается от своих предшественников. Мне кажется, что в истории Организации Объединенных Наций каждый из ее генеральных секретарей был своеобразным: они все были из разных частей света, и все были очень разными людьми. Кроме того, невозможно отделить личность от обстановки, в которой она действует.

Пан Ги Мун заступил на должность в то время, когда глобальный финансовый кризис только начался, и ему пришлось возглавлять нашу организацию во время жесткой экономии, а также во времена колоссальных перемен во всем мире. Все эти факторы не могли не сказаться ни на том, что ему удалось сделать, ни на том, куда он направляет свою энергию.

Аналогичным образом, он находится на своем посту во времена, когда меняется климат, и четко вырисовываются границы и пределы, к которым мы можем подтолкнуть нашу планету.

Трудно выделить в том, чем занимался Генеральный секретарь, что-то, что определялось бы исключительно его личными качествами или тем, что он из Южной Кореи, а не из другой части мира. Но, естественно, и это сказывается. Генерального секретаря отличает то, что он, возможно, первый генсек, который ребенком пережил опыт, напрямую столкнувший его с тем, что символизирует ООН. Он пережил войну, он был беженцем, видел вмешательство ООН в своей родной стране. Поэтому он очень близко к сердцу принимает все, что собой символизирует ООН. Каким бы несовершенным или политизированным ни был этот институт, нельзя отрицать, что Пан Ги Мун, как личность, глубоко прочувствовал важность того, что мы пытаемся делать в мире.

Я лично считаю, что из его слов и действий видно, насколько искренне его приверженность, и это по-настоящему вдохновляет. Он негромкий человек, он не всегда готов выйти и начать громко вещать. Своей высокой трибуной он пользует осмотрительно. Может быть, в течение своего второго срока по некоторым вопросам он будет использовать ее более энергично. Я не могу этого предсказать, но полагаю, что он предрасположен к тихой дипломатии, и я сама видела, насколько это может быть эффективно. Особенно потому, что это подкрепляется его личной, полной самоотверженностью в решаемых вопросах.

Каким Пан Ги Мун видит будущее направление развития ООН? Какова его позиция в отношении реформы Совета Безопасности (его расширения и права вето)?

Реформирование Совета Безопасности – дело членов нашей организации, и они продолжают переговоры и обсуждения этого вопроса. Это очень сложный процесс, где явно просматриваются разные интересы. Генеральный секретарь официально заявлял, что реформирование Совета Безопасности и актуально и давно назрело.

Важно не сводить реформу Совета Безопасности только к праву вето или расширению состава. Многое можно сделать, чтобы изменить и совершенствовать методы работы Совбеза и его прозрачность, даже в ходе обсуждения наиболее сложных вопросов расширения и/или права вето. Если взглянуть в перспективе и посмотреть на функционирование Совбеза на протяжении всего времени, можно увидеть, что на самом деле это очень динамичный орган, который существенно менялся и адаптировался во времени. Со временем значительно выросло число вопросов, которым он занимается, и это признание растущей сложности процессов мира и безопасности в мире и той степени, в которой вопросы развития, окружающей среды, болезней и нехватки ресурсов влияют на проблемы мира и безопасности.

При отсутствии ограничений количеству сроков, в течение которых генеральный секретарь может оставаться на своем посту, исторически никто из генсеков не занимал этой должности больше двух сроков. У Тхант и Хавьер Перес де Куэльяр отказались переизбираться на третий срок, а на третий срок Курта Вальдхайма свое вето наложил Китай. Не рассматривал ли Пан Ги Мун возможность переизбрания на третий срок?

Я ни разу не слышала, чтобы он говорил что-либо подобное.

Г-жа Гриффин, большое Вам спасибо за интервью.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся