Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 4.5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Месут Озджан

Профессор, директор Академии дипломатии Министерства иностранных дел Турецкой Республики

23 октября 2018 г. в Российском совете по международным делам состоялась III Международная конференция «Россия и Турция: стратегические направления многопланового партнерства». Редактор сайта РСМД Анастасия Толстухина на полях конференции побеседовала с Месутом Озджаном, директором Дипломатической академии Министерства иностранных дел Турецкой Республики о роли дипломатии второго трека в международной политике, текущих негативных и позитивных трендах в российско-турецких отношениях, возможных совместных действиях двух стран в Западной Азии и о других проблемах.

23 октября 2018 г. в Российском совете по международным делам состоялась III Международная конференция «Россия и Турция: стратегические направления многопланового партнерства». Редактор сайта РСМД Анастасия Толстухина на полях конференции побеседовала с Месутом Озджаном, директором Дипломатической академии Министерства иностранных дел Турецкой Республики о роли дипломатии второго трека в международной политике, текущих негативных и позитивных трендах в российско-турецких отношениях, возможных совместных действиях двух стран в Западной Азии и о других проблемах.

Какие у Вас сложились впечатления от конференции «Россия и Турция: стратегические направления многопланового партнерства»? Каково, на Ваш взгляд, ее значение для российско-турецких отношений?

Месут Озджан: Прежде всего, мне бы хотелось отметить очень тесное и плодотворное сотрудничество турецкой стороны с РСМД. Установив отношения всего пару лет назад, мы организуем совместные мероприятия в Анкаре и Москве, а также готовим совместные публикации в различных изданиях. Это говорит о прочной основе нашего сотрудничества. Данная конференция является той площадкой, которая дает нам возможность не только обсудить различные аспекты наших отношений, но и внести свой вклад в их укрепление, поскольку регулярные встречи подобного рода способствуют развитию двусторонних связей между нашими странами. С моей точки зрения, данная конференция внесла большой вклад в академическое измерение российско-турецких отношений, и я надеюсь, что такое взаимодействие продолжится и в будущем. У Турции и России, как соседних стран, есть много общего. Да, у нас имеются определенные разногласия, но, с другой стороны, оба государства проявляют политическую волю к укреплению отношений, чему способствует развитие и культурных, и общечеловеческих связей.

В этом контексте было бы интересно узнать ваше мнение о значении дипломатии второго трека для международной политики.

Месут Озджан: В современном мире дипломатия второго трека — очень хорошее дополнение к отношениям на официальном уровне. К ней все чаще прибегают различные игроки, особенно при обсуждении региональных проблем, в частности, Ближнего Востока или Кавказа. Таким образом, дипломатия второго трека приобретает все большее значение, поскольку ее инструменты предоставляют политикам необходимые для принятия решений материалы, а, учитывая, что проводимые в ее рамках встречи носят неформальный характер, их участники могут свободно обсуждать любой вопрос очень детально и без особого ограничения по времени. Это позволяет им лучше узнать точку зрения другой друга, а также свободно высказывать тезисы по существующим проблемам, проявляя больше терпимости и уважения.

Политики же на своих встречах, как правило, не должны выходить за рамки позиций своих государств и выражают сугубо официальную точку зрения. Неформальные встречи, в свою очередь, могут заставить изменить позицию сторон, посмотреть на мир глазами своих партнеров, понять их опасения и узнать ожидания. Вот почему такие дипломатические инструменты оказывают помощь политикам и содействуют установлению более дружественной среды.

Давайте поговорим о российско-турецких отношениях. Какие факторы оказывают негативное влияние на их текущее состояние?

Месут Озджан: У нас есть определенные разногласия по ряду региональных проблем, касающихся, например, Черного моря, Кавказа, так называемого «армянского вопроса» и Ближнего Востока. Но иметь расхождение во взглядах между соседними странами вполне естественно, даже если они союзники. Турция имеет свое видение на региональные проблемы, так что в несовпадениях во взглядах по некоторым вопросам между Турцией и Россией нет ничего удивительного и необычного. С другой стороны, чтобы лучше понимать точку зрения своих партнеров как раз и необходимы подобные мероприятия — они позволяют минимизировать негативные последствия, направлять обсуждение вопросов в конструктивное русло для снижения напряженности, а также всячески развивать разностороннее сотрудничество.

А что Вы можете сказать по поводу позитивных тенденций?

Месут Озджан: О позитивных тенденциях можно говорить в разных измерениях. С обеих сторон проявляется политическая воля. Все 25 лет после окончания холодной войны мы занимались выстраиванием отношений. Несмотря на то, что за этот период в них были и взлеты, и падения, у нас всегда сохранялась основа для поддержания хороших отношений. В дополнение к развитию политических связей, мы добились установления стабильного экономического сотрудничества, несмотря на имевшиеся политические разногласия по отдельным вопросам. В этом плане в 1980-х и 1990-х годах, да и сегодня мы наблюдаем весьма позитивные тенденции. Более того, налицо очень позитивная тенденция с точки зрения общечеловеческих связей. Турцию посещает много россиян, и турки приезжает в Россию, что способствует установлению прочных межличностных контактов. Во многих турецких городах есть постоянно живущие русские. Они не только являются членами семей, но и владеют недвижимостью и другой собственностью в Турции. Постоянно проживая в различных частях страны, они содействуют развитию связей между двумя государствами и их народами. Это очень позитивные тенденции в плане укрепления двусторонних отношений.

Как вы думаете, может ли Турция, будучи членом НАТО, каким-то образом придать импульс к реанимации отношений между Россией и Альянсом?

Месут Озджан: Да, сегодня утром мы обсуждали аналогичный вопрос. Действительно, между членами НАТО и Россией существуют разногласия по определенным региональным вопросам, но, с другой стороны, не все члены НАТО ввели санкции против России. Турция не стала к ним присоединяться. Чтобы уменьшить напряжение и избежать нежелательного развития событий, обе стороны должны поддерживать контакты. Свою роль в этом процессе могут сыграть разные игроки, в том числе и Турция. Как вы справедливо отметили, поскольку Турция является важным партнером Альянса, она может внести свой вклад в восстановление отношений России и НАТО. Между Турцией и другими членами организации существуют свои расхождения, но, вместе с тем, обладая второй по величине армией в НАТО, Турция, несомненно, имеет большое влияние и может содействовать, прежде всего, снятию напряженности и, возможно, разрешению других имеющихся проблем.

Какие совместные действия могут предпринять Москва и Анкара на Ближнем Востоке для формирования новой архитектуры региональной безопасности?

Месут Озджан: На Ближнем Востоке мы имеем дело со своего рода вакуумом власти, который необходимо заполнить. Во-первых, многие государства региона находятся в состоянии распада. Это относится и к Сирии, и к Йемену, и к Ливии, и, в определенной степени, к Ираку. Мы видим, что государства не могут обеспечить надлежащую безопасность из-за действий ряда игроков, группировок повстанцев, вооруженных формирований и других субъектов, которые заполняют существующий вакуум. Необходимо создать региональный механизм безопасности, парламентаризм, государственные институты, которые смогут обеспечить безопасность для всех граждан, независимо от их этнической и религиозной принадлежности. Таким образом, должны существовать некие ответственные государственные структуры, а региональные игроки, такие как Турция, Россия и другие, в свою очередь, могут сыграть важную роль в определении направления деятельности этих структур, а также предоставления этим странам помощи. То, что мы наблюдаем в Сирии, Ираке, Йемене, Ливии и других странах, говорит об отсутствии в этих государствах необходимых возможностей для обеспечения безопасности; возможно, такими возможностями они располагали раньше, но в настоящее время у них их нет. Это привело к своего рода вакууму власти, чем воспользовались вооруженные формирования и группировки повстанцев. И эти проблемы безопасности затронули Турцию, Россию и многие другие государства в экономическом, политическом и социальном плане, поскольку проблемы миграции и вооруженных формирований выходят за рамки Ближнего Востока, распространяясь далеко за пределы региона. Анкара и Москва могут содействовать формированию и функционированию эффективных механизмов обеспечения безопасности, укрепляя прозрачные и контролируемые государством системы защиты своих граждан. Так, Турция стала участником коалиции против ИГИЛ в Ираке, она содействует подготовке иракских вооруженных сил, предоставляя им оборудование и знания. Усилия международного сообщества должны охватывать и другие части региона. И в этом Турция и Россия могут сыграть важную роль. Чтобы ответить на эти вызовы, они как страны, наиболее остро ощутившие негативные последствия происходящих на Ближнем Востоке процессов, должны увеличить свой вклад в формирование надлежащих региональных структур безопасности.


Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 4.5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся