Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

В современную эпоху информационных технологий существенная часть мирополитических процессов перемещается в Интернет, все большую роль играют социальные сети. Заместитель директора Департамента информации и печати МИД России Мария Захарова поделилась своим мнением о том, как следует искать, обрабатывать и подавать информацию.

В современную эпоху информационных технологий существенная часть мирополитических процессов перемещается в Интернет, все большую роль играют социальные сети. Заместитель директора Департамента информации и печати МИД России Мария Захарова поделилась своим мнением о том, как следует искать, обрабатывать и подавать информацию.

Какой стратегии формирования имиджа российского МИДа Вы придерживаетесь?

У нас нет стратегии формирования имиджа именно МИДа России. Я считаю, что нельзя формировать образ внешнеполитического ведомства искусственно, используя сугубо PR-стратегии. Он складывается из текущей работы, ежедневной рутины, из того, как внешнеполитические инициативы освещаются средствами массовой информации и воспринимаются обывателем.

Именно поэтому в нашем случае речь идет об информационном сопровождении внешней политики России и деятельности Министерства. Мы используем широкий спектр профессиональных средств и возможностей. К традиционным относятся публикации пресс-релизов, ведение сайтов МИДа и наших загранучреждений, пресс-конференции, брифинги, интервью, статьи, выступления, организация публичных мероприятий и т.п. Из современных методов можно выделить работу в социальных сетях, ведение блогов, создание корпоративной сети аккаунтов.

Отличается ли форма подачи информации для российских граждан и для иностранцев?

Капитальных различий в подаче информации, рассчитанной на внутреннюю и зарубежную аудиторию, у нас нет, если не считать переводы информационных материалов на иностранные языки. Мы исходим из того, что информация о внешнеполитической деятельности должна быть четкой, фактологической, без пустых пропагандистских клише, но с наличием оценок. МИД не просто может, а обязан давать политические оценки тем или иным событиям, не создавая при этом пропагандистской шелухи и мыльных пузырей, которые часто появляются у наших зарубежных коллег.

При этом нужно отдавать себе отчет в том, что есть разные аудитории. Если мы говорим о географической составляющей, то это сфера ответственности наших загранучреждений: в одном регионе мира интересна одна тематика, в другом – абсолютно иная. Не забываем и о соотечественниках, которые проживают в разных точках мира, но при этом интересуются всем, что происходит в России и вокруг нее.

Кроме того, при работе на определенную аудиторию нужно учитывать типы средств массовой коммуникации, наиболее ей подходящие. Например, на нашем сайте публикуются официальные заявления, написанные традиционным для Министерства иностранных дел дипломатическим языком. В социальных сетях мы чувствуем себя намного свободнее, не потому что нам так хочется, а потому что публика не воспринимает тяжелый язык международных договоренностей.

Вы говорили, что с момента начала активной деятельности в социальных сетях наметился серьезный рост количества откликов от иностранных граждан и представителей СМИ. Тенденция сохраняется?

Да, конечно. Если говорить о моем личном аккаунте, то я каждый день получаю сообщения из разных стран, будь то Восточная Европа, Западная Европа, СНГ или Азия. Люди пишут, высказывают свое мнение, комментируют, критикуют, поддерживают,  о чем-то спрашивают или что-то уточняют. Интерес сейчас действительно очень большой.

Вы активно ведете свои личные страницы. Есть опасность того, что Вашу личную точку зрения будут воспринимать как официальную?

Я с подобной проблемой не сталкивалась. Официальная точка зрения озвучивается руководством МИД, распространяется в ходе соответствующих мероприятий для СМИ, публикуется на сайте Министерства и т.д. Все, что пишу я в социальных сетях и блогах, публикуется на ресурсах МИД в рубрике «Мнение» как экспертная оценка. Подобный метод информационной работы активно используется нашими зарубежными коллегами.

Газета.Ru окрестила Вас нашим ответом Джен Псаки. Как Вы относитесь к подобным параллелям?

Я отношусь к подобным параллелям как к журналистским клише. Считаю, что они упрощают ситуацию и, собственно говоря, не раскрывают тему.

По роду своей деятельности Вы обладаете широким доступом к информации. Как следует подходить к выбору информационных источников людям, не имеющим подобной возможности?

В последнее время зачастую получается так, что журналисты обладают большей полнотой информации, чем некоторые эксперты, поскольку они глубоко занимаются темой, изучают предмет и много общаются, у них широкий круг источников, снабжающих их различными материалами: от реальных документов до откровенной «дезы».  

Поэтому при работе с информацией нужно обязательно ориентироваться на несколько источников.

Я бы посоветовала всем сделать одну простую вещь: читая ту или иную публикацию, содержащую некие прогнозы на будущее, краткосрочные или долгосрочные, запомните их и сравните впоследствии с результатами, сбудутся они или нет. Тогда вы сможете оценить,  нужно ли доверять этому источнику и способен ли он предложить качественную аналитику. На мой взгляд, это очень интересный и показательный эксперимент.

Например,  выборы. Каждый раз журналисты делают аналитические прогнозы. Запомните «предсказание» и отложите статью до момента подведения итогов выборов. Далее сравните с результатами. Это же относится и к назначениям, и к возможным тенденциям развития. Таким образом проверяются и аналитические способности, и серьезность средства массовой информации.

Что, на Ваш взгляд,  станет главным вызовом для России в 2015 году?

На данном этапе и у России, и у мира столько вызовов, что очень хочется, чтобы не появлялись новые.

Беседовала Мария Смекалова, редактор интернет-портала РСМД.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся