Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей

15 июля в пресс-центре РИА Новости в беседе с президентом РСМД Игорем Ивановым экс-генеральный секретарь ООН Кофи Аннан представил свою книгу "Interventions: A Life in War and Peace". В интервью РСМД Кофи Аннан рассказал о вызовах, стоящих перед ООН, путях ее реформирования, применении концепции «Ответственности по защите», ситуации в Сирии.

15 июля в пресс-центре РИА Новости в беседе с президентом РСМД Игорем Ивановым экс-генеральный секретарь ООН Кофи Аннан представил свою книгу "Interventions: A Life in War and Peace". В интервью РСМД Кофи Аннан рассказал о вызовах, стоящих перед ООН, путях ее реформирования, применении концепции «Ответственности по защите», ситуации в Сирии.

О реформе ООН

К реформе Организации Объединенных Наций я приступил сразу же после того как стал ее генеральным секретарем. Вначале, мы определили, что ООН может делать самостоятельно, где необходима кооперация с другими институтами, а что необходимо переложить на плечи других. Цель реформ – сделать ООН эффективным международным институтом. Спустя полтора месяца после того, как я вступил в должность, в одном из ведущих американских изданий вышла статья о том, что я провалил реформу. После этого у меня была встреча с членами Совета Безопасности, и на мой комментарий на эту тему, Сергей Лавров, Постоянный представитель РФ при ООН в то время, напомнил, что даже у Бога было шесть дней на сотворение мира. «Однако у Бога, – ответил я, – было большое преимущество: он работал один».

В реформе был один ключевой момент. По моему мнению, ООН должна была сосредоточиться на трех аспектах, которые являются основой нашей работы во всем мире: поддержка демократических обществ, верховенство права и соблюдение прав человека. Именно на правах человека я сосредоточил работу в рамках Совета безопасности ООН.

ООН нуждается в реформировании и сейчас. Текущая ситуация и структура СБ ООН отражает геополитическую ситуацию 1995 года, но мир поменялся, и ООН должна отвечать новым реалиям. Я был разочарован тем, что не смог до конца провести эти реформы в то время, когда занимал пост генерального секретаря. В любом случае, были предложены конкретные меры по реформированию, и рано или поздно реформы должны пройти. Я думаю, что это произойдет скоро, иначе ООН столкнется с рядом проблем.

В частности, Совет Безопасности определенно должен быть расширен. Индия с миллиардным населением, Бразилия, один из лидеров Латинской Америки. Эти страны должны иметь право голоса. За общим столом Совета должны сидеть ведущие державы, способные ответить новые вызовы международному сотрудничеству.

Еще один момент, требующий реформ, связан с механизмом принятия решений. Сейчас решения принимаются на основе консенсуса, единогласного решения. Необходимо внедрение демократических, но, при этом, более эффективных инструментов для принятия решений.

Вмешательство в конфликты

Работа Совета безопасности в межгосударственных конфликтах стала принципиально иной. Раньше силы ООН задействовались только после того, как были подписаны соглашения о мире в межгосударственном конфликте. Сейчас же мы столкнулись с ситуациями, требующих иных решений: Сомали, Руанда, Югославия. Неудача в Руанде стала большой трагедией для меня. Тогда я понял, что необходимо принимать другие обязательства по защите населения в международных конфликтах. Мы подняли вопрос о необходимости новых решений, после чего Канадой была предложена новая концепция «Ответственность по защите», обязывающая международное сообщество принимать необходимые меры для предотвращения гуманитарных катастроф.

На правительствах лежит ответственность защиты населения от геноцида, гуманитарных и международных преступлений. На международном сообществе лежит та же ответственность, когда государство не справляется. ООН может оказывать воздействие на то или иное государство для того, чтобы оно принимало решения по защите своего населения. При этом, интервенция не всегда означает использование силы – это может быть и использование дипломатических усилий, коммерческого и торгового давления.

Я считаю, что самым лучшим примером в применении инициативы «Ответственность по защите» была Кения в 2007 году. После выборов возник конфликт между выигравшей партией и оппозицией. На разрешение конфликта мы получили мандат от Африканского союза. Через неделю после начала конфликта были наложены экономические меры, ограничивающие экономическую жизнь Кении. Мы работали сообща, мы достигли согласия, и было принято решение о разделении власти в зависимости от количества голосов. В результате была разработана обширная программа реформ для того, чтобы искоренить все проблемы, приведшие к конфликту.

Сирийская проблема

Когда возникла конфликтная ситуация в Сирии, я как посредник участвовал в попытках найти компромисс. Я думаю то, что происходит в Сирии, это настоящая трагедия. В июне прошлого года на конференции в Женеве, где я выступал в роли Специального посланника ООН и ЛАГ в Сирии, мы приняли коммюнике, в котором все согласились с тем, что необходимо принять решение о политическом урегулировании и необходимо создать переходное правительство. Идея была в принятии мер по устранению хаоса в стране, организации защиты сирийцев. В июле прошлого года я покинул пост посредника и сказал что необходимо политическое усилие, в том числе президента Обамы, чтобы продвинуться вперед. Официальные лица не говорили, что ООН потерпела поражение в Сирии, но это говорила пресса. Тем не менее данный вопрос должен быть решен государствами-членами ООН. Мы должны всегда осознавать, что ООН состоит из членов-государств, у которых есть свои мандаты, есть влияние, есть ресурсы, есть власть, которые могут быть использованы для того, чтобы тот или иной конфликт был прекращен, а ООН – это всего лишь секретариат. Не надо перекладывать ответственность исключительно на секретариат ООН.

Совет Безопасности может быть эффективным только тогда, когда он выступает единым фронтом, когда он говорит одним голосом. Если есть разделение мнений в Совете, то миссия не выполняется. Я видел, что происходит раздробление мнений, и было очень сложно поместить всех в одну лодку, убедить двигаться в одном направлении. Первая Женевская конференция проходила именно с этой целью. Мы смогли сесть за одним столом – все страны, которые оказывают свое влияние в регионе, в том числе пять постоянных членов СБ ООН. Но мы не смогли достичь соглашения с Ираном. Позиция Саудовской Аравии также не была представлена, и в конечном итоге наша работа оказалась неэффективной.

Необходимо проделать большую работу для того, чтобы новая конференция в Женеве по урегулированию оказалась эффективной. Противостоящие стороны должны заговорить друг с другом, должно состояться обсуждение конфликта в той или иной форме.

Думаю, что ситуация в Сирии будет дальше ухудшаться и пройдет время, прежде чем появятся первые признаки улучшения. Я надеюсь, что новая Женевская конференция будет собрана в ближайшем будущем, и государства согласятся работать сообща. Мы должны принять и тот факт, что Иран должен быть одной из сторон, принимающих решение.

Презентация книги Кофи Аннана, 15 июля 2013

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся