Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.2)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Питер Теш

Бывший посол Австралии в Российской Федерации

Каковы особенности подхода Австралии к концепции Индо-Тихоокеанского региона? Какие перспективы видит Австралия для Квадро? Китай — главный партнер или конкурент Австралии? Какого место России в мировой политике? Его Превосходительство г-н Питер Теш, посол Австралии в Российской Федерации, делится своими мыслями по этим и другим вопросам.

Каковы особенности подхода Австралии к концепции Индо-Тихоокеанского региона? Какие перспективы видит Австралия для Квадро? Китай — главный партнер или конкурент Австралии? Какого место России в мировой политике? Его Превосходительство г-н Питер Теш [1], бывший посол Австралии в Российской Федерации, делится своими мыслями по этим и другим вопросам.

Сегодня некоторые страны, такие как Индонезия, Япония, США, Австралия, предлагают свои концепции Индо-Пацифики. В чем заключается особенность австралийского подхода? Сильно ли он разнится с американским?

С точки зрения географии, австралийская концепция охватывает пространство от Индийского до Тихого океана, где особое внимание уделено Индии, Северной Азии и Соединённым Штатам, а центральное положение занимают Юго-Восточная Азия и АСЕАН. С точки зрения политики, наша главная задача — содействовать развитию Индо-Пацифики как открытого, инклюзивного и процветающего региона, где с уважением относятся к правам всех государств. С этой целью мы расширяем сотрудничество с основными демократическими государствами региона, включая Индию и Индонезию, и делаем все возможное, чтобы укрепить свои позиции в качестве ведущего партнера в области безопасности, экономики и развития стран Юго-Восточной Азии и Тихого океана.

Термин «Индо-Пацифика» имеет большое значение для нас, потому что он отражает нашу географическую и стратегическую реальность. Мы уже давно используем его, в частности, он присутствует в нашей Белой книге по обороне 2016 г. и Белой книге по внешней политике 2017 г.

Я не могу пояснить подход США к ИТР — это должны делать американские дипломаты или комментаторы. Но могу сказать, что обе наши концепции во многом дополняют друг друга, поскольку оба наших государства хотят видеть регион, основанный на принципах открытости, инклюзивности и процветания, где споры разрешаются без угроз, применения силы или принуждения. Наша концепция чётко отражает не только нашу неизменную заинтересованность в активном участии США, которые помогают формированию безопасного и процветающего ИТР, но и в конструктивном взаимодействии с Китаем (для достижения той же цели).

Мы также уделяем большое внимание укреплению связей с такими странами региона как Индонезия, Индия, Япония, Сингапур, Папуа-Новая Гвинея и многими другими. Кроме того, в нашей концепции первостепенное значение отводится региональному сотрудничеству через такие институты, как Восточноазиатский саммит, а также придается большое значение экономической интеграции посредством, например, такой инициативы, как Всеобъемлющее региональное экономическое партнёрство (ВРЭП).

Что Вы думаете о перспективах Квадро (Австралия, Япония, США и Индия)?

Австралия твёрдо привержена формату «четвёрки». Мы рассматриваем Квадро как ценный стратегический диалог между демократиями-единомышленниками, который основан на общем видении процветания и безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе. Работа с партнёрами, включая Индию, Японию и Соединённые Штаты, по формированию открытого, инклюзивного и процветающего ИТР является главной целью, которая отражена в австралийской Белой книге по внешней политике 2017 г.

Высшие должностные лица ведомств по иностранным делам из этих четырёх стран провели уже три совместные встречи, последняя из которых состоялась в ноябре 2018 г. Официальные лица обсудили ряд стратегических задач, стоящих перед Индо-Тихоокеанским регионом и сосредоточили внимание на общих целях и областях практического сотрудничества, включая сотрудничество по морским делам, борьбу с терроризмом, вопросы нераспространения и проблемы кибербезопасности, а также устойчивое развитие инфраструктуры на основе согласованных принципов.

Взаимодействие через механизмы «четвёрки» — это только одна часть активной дипломатии Австралии в Индо-Пацифике. Мы рассматриваем Квадро как дополнение к нашим региональным действиям и усилиям в двустороннем, трёхстороннем и других форматах. Во многом «четвёрка» является продолжением существующих трёхсторонних соглашений (Австралия — Япония — США, Австралия — Индия — Япония, Индия — Япония — США), и естественно, что Австралия продолжает работать со странами-единомышленниками в рамках таких соглашений. Другие государства также взаимодействуют в составе ограниченной группы участников, являясь сторонами так называемых «министоронних» процессов. Россия, например, — участник «министоронних» процессов, включающих взаимодействие в рамках БРИКС, РИК и Китай-Россия-Монголия.

«Четвёрка» также усиливает роль Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Восточноазиатского Саммита (региональной архитектуры под руководством АСЕАН). Будучи убеждёнными сторонниками партнёрства по диалогу в рамках АСЕАН, все участники «четвёрки» являются также убеждёнными сторонниками главенства и центральной роли Ассоциации государств Юго-Восточной Азии.

Китай активно укрепляет свои позиции в Индо-Тихоокеанском регионе и Океании. В этой связи возникает вопрос, Пекин — это скорее партнёр Канберры или же её конкурент?

Китай для Австралии — важный партнёр, с которым у нас имеется широкий круг общих интересов.

Мы регулярно взаимодействуем с Китаем на высоком уровне и всегда ищем пути укрепления нашего Всестороннего стратегического партнёрства. Министр иностранных дел Австралии г-жа Марис Пейн посетила Китай в ноябре прошлого года и приняла участие в 5-м австралийско-китайском внешнеполитическом и стратегическом диалоге, организованном министром иностранных дел Китая Ван И, а наш министр обороны Кристофер Пайн был с визитом в Пекине в январе текущего года.

Существует обширная статистика, показывающая, насколько важен Китай для нас на экономическом фронте, и наоборот. В течение последних нескольких лет Китай был нашим крупнейшим партнёром в торговле товарами и услугами, в 2017–2018 гг. на его долю приходилось около 25% оборота (194,6 млрд долл. США). Китай также является нашим пятым по величине иностранным инвестором, его портфель постоянно растёт и диверсифицируется. Связи между людьми на личном уровне также сильны — в 2017 г. мы приняли около 185 тыс. китайских студентов и 1,4 миллиона туристов. И хотите верьте, хотите нет, но китайский язык сейчас второй по распространённости в Австралии после английского.

Конечно, как и в любых отношениях, Между Канберрой и Пекином имеются разногласия и спорные вопросы. По этой причине для нас важно, чтобы мы могли конструктивно взаимодействовать с Китаем, когда это необходимо. Мы не только приветствуем участие США в ИТР для создания открытого, инклюзивного и процветающего региона, но и хотим видеть участие Китая, который укреплял бы стабильность, поддерживал международное право и уважал интересы небольших стран.

Что касается роли Китая в Океании, то мы признаём, что сторонние партнёры играют важную роль в решении серьёзных проблем развития в нашем регионе. Естественно, как и Австралия, правительства многих стран тихоокеанского региона поддерживают отношения с Китаем, учитывая его экономический вес и глобальное значение. Канберра ясно дала понять, что мы приветствуем все инвестиции, которые поддерживают устойчивое развитие в соответствии с приоритетами и амбициями тихоокеанских островных государств, осуществляются прозрачно и не ведут к тяжелой долговой зависимости.

Являясь основным партнёром региона в области развития, Австралия привержена расширению сотрудничества и координации со всеми другими партнёрами по развитию, включая Китай, в целях максимального расширения возможностей всех сообществ в Тихоокеанском регионе для раскрытия своего потенциала. Наши партнёрские отношения в Океании важны для нас независимо от того, что делают Китай и другие государства, поскольку мы являемся частью этого региона.

Как растущая конкуренция США и Китая влияет на китайско-австралийские отношения?

Растущая конкуренция между США и Китаем влияет не только на Австралию, но и на всю систему международных отношений в целом. Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон на саммите «Группы двадцати» в Буэнос-Айресе в ноябре прошлого года отметил: «Мы не можем делать вид, что продолжающаяся напряжённость в области торговли не представляет реальной угрозы для мировой экономики».

Мы публично признали озабоченность США и других стран в отношении некоторых подходов Китая в сфере торговли и инвестиций, включая защиту интеллектуальной собственности и правила, регулирующие участие государственных структур в рыночных механизмах. Конечно, эти вопросы необходимо решить, но от торговой войны не выиграет никто. Одностороннее введение тарифов является плохим прецедентом для международного экономического сотрудничества. Мы по-прежнему призываем обе стороны урегулировать свои разногласия таким образом, чтобы это было в соответствии с принципами ВТО и обеспечивались равные условия для всех. ВТО остается ключевой организацией для международной торговой системы, и мы надеемся сотрудничать с другими странами по её реформированию и укреплению.

Одним из неблагоприятных последствий растущей напряжённости между США и Китаем является то, что она отвлекает внимание от важных региональных инициатив и отодвигает их на задний план. Когда мы смотрим на наш регион, и, в частности, на работу АСЕАН, мы видим, что уже много достигнуто в области региональной экономической интеграции, и много чего еще предстоит сделать. В последние несколько десятилетий мы также стали свидетелями ускорения роста регионального сотрудничества и помогли активизировать усилия в борьбе с транснациональными угрозами, такими как пиратство, терроризм, пандемии и пр.

Для нас здесь все предельно просто: интересы Австралии в области экономики и безопасности лучше всего обеспечиваются путём углубления региональной экономической интеграции. Успех АСЕАН был большой частью этого. В 2016 г. общий товарооборот со странами АСЕАН был больше, чем с США.

В Белой книге по внешней политике 2017 г. Австралия позиционирует себя как региональная держава с глобальными интересами. Как Канберра реализует свою роль региональной державы в наши дни?

Я думаю, что характеристика «региональная держава с глобальными интересами» — это хорошее условное обозначение для объяснения наших интересов и нашего подхода. Делая акцент на региональном элементе, мы подразумеваем, что наши экономические интересы очень тесно связаны с растущим процветанием Китая, Индии и Юго-Восточной Азии. Это также относится к позитивной руководящей роли, которую мы приняли на себя в Юго-Восточной Азии и Океании, в частности, путём содействия региональным институтам, экономическому росту и торговле, а также модели партнёрства, которая лежит в основе нашей программы содействия развитию.

«Глобальные интересы» относятся к целому ряду вещей, в том числе, к нашей заинтересованности в поддержании и укреплении глобальных экономических институтов, например, таких как Всемирная торговая организация. Здесь также можно отметить тот факт, что Австралия в течение определённого времени вносила значительный гуманитарный и материальный вклад в международную безопасность в районах, удалённых от нашего региона, в частности, на Ближнем Востоке и в Афганистане. То же самое относится к нашему активному участию в многосторонней дипломатии, в том числе в отношении ключевых режимов международной безопасности.

Что касается «выполнения нашей роли», я думаю, что слово «партнёрство» является ключевым. Мы гордимся нашей дипломатией и нашей способностью взаимодействовать и добиваться взаимовыгодных результатов с нашими партнёрами в регионе и за его пределами. Мы стремимся дать возможность другим странам добиться успеха — будь то подготовка иракских или афганских сил безопасности, укрепление сплочённости и эффективности АСЕАН или разработка программ с тихоокеанскими островными государствами по созданию устойчивых моделей для стимулирования экономического роста. Это в наших интересах.

И, как следует из Белой книги, «глобальные интересы» также относятся к огромному множеству общих проблем, с которыми все мы сталкиваемся: терроризм; транснациональная организованная преступность; технологические изменения; кибербезопасность; урбанизация; изменение климата; продовольственная, энергетическая и водная безопасность; безопасность в космосе и т.д.

Трамп демонстрирует своё негативное отношение к глобализации, свободной торговле и принял некоторые протекционистские меры. Что думают об этом официальные лица в Канберре?

В австралийской Белой книге по внешней политике сказано: «Мы должны предотвращать протекционизм». Это является для нас фундаментальным принципом. Мы получили огромную выгоду от открытой торговли и инвестиций. И как открытая страна, экономика которой во многом зависит от торговли, мы в равной степени уязвимы для любых тенденций в противоположном направлении. По этой причине наши официальные лица и министры активно проявляют инициативу во взаимодействии с США, Китаем и другими странами, а также действуют через такие форумы, как «Группа двадцати», чтобы гарантировать, что политика протекционизма не одержит верх.

Отмечу, что наша министр иностранных дел г-жа Марис Пейн 29 января находилась в Вашингтоне, где принимала участие в «Австралийско-американском диалоге по сотрудничеству в Индо-Тихоокеанском регионе» и говорила о ряде «взаимосвязанных подходов» между Австралией и США. Они включают «поддержку открытой интегрированной региональной экономики» и «прочные, продуктивные отношения с Китаем». Она также сказала, что в наших общих интересах сделать так, чтобы рост геополитической напряжённости «не ставил под угрозу длительный период стабильности и роста, который наблюдался в Индо-Тихоокеанском регионе и который вывел из нищеты сотни миллионов людей на благо всех нас».

Министр Пейн также подчеркнула тот факт, что Австралия и 10 других стран недавно завершили разработку Транстихоокеанского партнёрства (ТТП-11), и особо отметила, что Австралия будет приветствовать обмен мнениями с США, если когда-либо произойдет смена позиций. Возможно, вы помните, что ещё до выборов президент США Д. Трамп в ходе предвыборной кампании взял на себя политическое обязательство выйти из ТПП, как, впрочем, и Хиллари Клинтон, и он сделал это на третий день своего президентства. Но это не означает, что Соединённые Штаты никогда не будут заинтересованы возобновить участие в этом партнёрстве.

Что будет представлять собой глобальное управление через 10–15 лет? Какие силы будут, по Вашему мнению, определять будущий мировой порядок? И какое место должна занять Россия?

Я хотел бы думать, что мы увидим продолжение прочного международного сотрудничества и надлежащее функционирование глобального управления по ключевым направлениям.

Несмотря на текущее ухудшение отношений между Соединёнными Штатами и Россией, а также напряжённость в отношениях между Соединёнными Штатами и Китаем, остаётся важным глобальное сотрудничество в области международной безопасности, включая борьбу с терроризмом, регулирование ядерного, химического и другого оружия массового уничтожения и разумное совместное решение вопросов кибербезопасности и безопасности космического пространства.

Очевидно, что в предстоящие месяцы и годы все стороны должны будут приложить усилия и уделить много внимания тому, чтобы гарантировать устойчивость существующих режимов. А в тех областях, где имеющиеся договорённости не оправдывают ожиданий, все страны должны приложить усилия для их улучшения.

Мы признаём, что Россия продолжает играть важную роль в жизненно важных международных механизмах безопасности. Сохранение и упрочение международных соглашений, достигнутых в нелёгкой борьбе, служит интересам не только Австралии, но и всех остальных стран мира. Несмотря на нынешнее ухудшение отношений с США и снижение уровня доверия, мы надеемся, что в будущем Россия будет играть конструктивную роль.

При каких обстоятельствах могут улучшиться отношения между Россией и Австралией?

Прежде всего, нам важно увидеть некоторое реальное улучшение отношений между Россией и Украиной, что в краткосрочной перспективе не представляется особенно вероятным. Как вы, наверное, знаете, мы применяем адресные финансовые санкции и запрет на въезд физическим и юридическим лицам, связанным с претензией России на аннексию Крыма в марте 2014 г., а также поддерживающим пророссийских сепаратистов на востоке Украины. В ответ Россия запретила импорт определённых видов сельскохозяйственной продукции из Австралии и других стран. К сожалению, объём двусторонней торговли упал с 1,837 млрд австралийских долл. в 2014 г. до 903 млн австралийских долл., то есть составляет сейчас немногим менее половины уровня 2014 г.

Но мы можем и должны конструктивно взаимодействовать там, где это в наших интересах. В этом плане наши страны участвуют в ряде важных международных и многосторонних форумов, в том числе, связанных с вопросами нераспространения и региональной безопасности, таких как Восточноазиатский саммит.

Как вы, вероятно, знаете, Австралия также привержена задаче установления ответственности причастных к катастрофе рейса MH17 в июле 2014 г. и добиться справедливости для жертв и их близких. Наша цель — выяснить правду об обстоятельствах, приведших к катастрофе, гарантировать, чтобы подобное не повторялось, а также добиваться возмещения ущерба и восстановления справедливости для жертв катастрофы. С этой целью вместе с нашими голландскими коллегами мы взаимодействуем с российскими официальными лицами для выяснения всех обстоятельств, приведших к трагической гибели ни в чём не повинных людей, и ожидаем, что все будут конструктивно участвовать в этих переговорах. Но мы не хотим предвосхищать итоги этих переговоров.

Беседовала редактор сайта РСМД Анастасия Толстухина.

1.  29 марта 2019 г. г-н Питер Теш завершил свою миссию в качестве главы Посольства Австралии в Российской Федерации.


Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.2)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся