Распечатать
Регион: Европа
Тип: Интервью
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

На очередном саммите ЕС председателем Европейского совета был избран бывший премьер-министр Польши Дональд Туск. На этом посту он сменит Хермана ван Ромпея, чье председательство было отмечено отсутствием инициативы и политической воли. Также новым лицом европейской дипломатии стала итальянка Федерика Могерини. Удастся ли новым политическим лидерам усилить голос Евросоюза на международной арене, где обстановка сейчас далека от стабильной? Как будут выстраиваться отношения с Россией? Ситуацию комментирует д.полит.н., зав. отд. исследования европейской интеграции ИЕ РАН Ольга Потемкина.

30 августа 2014 года на очередном саммите ЕС председателем Европейского совета был избран бывший премьер-министр Польши Дональд Туск. На этом посту он сменит Хермана ван Ромпея, чье председательство было отмечено отсутствием инициативы и политической воли. Также новым лицом европейской дипломатии стала итальянка Федерика Могерини. На протяжении многих десятилетий ЕС не может избавиться от имиджа «политического карлика». Удастся ли новым политическим лидерам усилить голос Евросоюза на международной арене, где обстановка сейчас далека от стабильной? Как будут выстраиваться отношения с Россией на фоне украинского кризиса? Ситуацию комментирует д.полит.н., зав. отд. исследования европейской интеграции Института Европы РАН, эксперт РСМД Ольга Потемкина.

В наднациональных органах ЕС произошла смена власти. Принимая во внимание непростой политический климат, сложившийся в Европе, как Вы можете прокомментировать назначение Дональда Туска и Федерики Могерини на руководящие посты ЕС?

Прежде всего, стоит выявить главное отличие вновь назначенных политиков от их предшественников. Это фигуры, безусловно, компромиссные («баланс между старыми и новыми членами, между крупными и малыми странами, между левыми и правыми, между севером и югом, западом и востоком и, наконец, немаловажный в последнее время гендерный баланс» – постпред России при ЕС В. Чижов). Однако при этом будущие руководители ЕС обладают большей политической значимостью и харизмой, даже Федерика Могерини, основным недостатком которой называют отсутствие опыта во внешнеполитической сфере. Это означает, что они смогут играть более заметную роль в руководстве Евросоюзом, как, впрочем, и Ж.-К.Юнкер, новый Председатель Комиссии ЕС, а, следовательно, их политические предпочтения будут иметь значение. Изначально считалось, что Председатель Европейского совета и Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности уравновешивают друг друга: «дружелюбно» настроенная к России Ф. Могерини vs. «хардлайнер» Д. Туск. Однако немедленно после избрания Ф. Могерини изменила тональность выступлений, «дружелюбие» уступило место почти такой же жесткости. Следует ли, что Ф. Могерини становится на враждебные России позиции? Во-первых, заявив, что Россия больше не стратегический партнер Евросоюза, Ф. Могерини сказала чистую правду: партнерство заканчивается там, где начинаются санкции. Во-вторых, известно, что именно попытка более-менее объективного подхода к украинскому кризису чуть было не лишила Ф. Могерини возможности избрания Верховным представителем. По-видимому, в данный острый момент действующие европейские политики не будут отклоняться от мейнстрима – страха перед «российской угрозой» европейской безопасности, которую можно предотвратить давлением и санкциями. В то же время Ф. Могерини подчеркнула, что дипломатический путь урегулирования конфликта остается открытым.

Ольга Потёмкина

Херман ван Ромпей отличался умеренностью и отсутствием инициативы в принятии решений общеевропейского масштаба. Каким будет Дональд Туск на посту главы Европейского совета? Видный польский политический деятель, будет ли он враждебно настроен по отношению к России?

Если позицию Хермана ван Ромпея можно было не принимать во внимание при формировании политической повестки дня Евросоюза (эта позиция особенно и не озвучивалась), то Дональд Туск сразу заявил о своих приоритетах: обратить внимание ЕС на восточноевропейское направление и, в частности, на отношения с Россией; воспрепятствовать выходу Великобритании из ЕС; преодолеть разделение между странами еврозоны и государствами ЕС, в нее не входящими. Восточное направление названо первым пунктом программы Д. Туска; многие эксперты полагают, что его назначение свидетельствует о повышении внимания ЕС к проблемам «новых членов ЕС». Представляется, что это некоторое преувеличение: для соблюдения баланса интересов государств-членов один из руководящих постов должен был быть непременно отдан именно представителю «нового Евросоюза». Кроме того, назначение Д. Туска стало «утешительным призом» для Д. Кэмерона, потерпевшего неудачу при назначении Председателя Комиссии ЕС. Новый Председатель Евросовета Дональд Туск много сделал для укрепления германо-польских отношений и будет поддерживать инициативы Германии, дорожа вниманием А.Меркель. В то же время он характеризуется как «атлантист», а значит, будет продвигать переговоры ЕС и США о зоне свободной торговли, как и Ж.-К.Юнкер. Д. Туск также станет горячим сторонником Юнкера на пути углубления европейской интеграции.

Эксперты цитируют высказывание министра иностранных дел Украины Павла Климкина о том, что «в коридорах Брюсселя» назначение Д. Туска называют чуть ли не «наибольшей санкцией против РФ», «вызовом» для России. Конечно, назначение Д. Туска – не самый хороший вариант для отношений России и ЕС, но и не самый плохой. В «прошлой жизни», до украинского кризиса, Д. Туск не отличался русофобией (вспомним благоприятный для России период председательства Польши в ЕС). Кроме того, он не склонен к истерикам и характеризуется как крайне прагматичный политик.

ОEC Audiovisual Service
Дональд Туск

Какой позиции будет придерживаться Д. Туск в процессе урегулирования украинского кризиса?

Как будущий Председатель Евросовета официально Д. Туск сможет придерживаться какой-либо позиции лишь с 1 декабря 2014 года. Эта позиция будет основана на конкретном положении дел: прекратятся ли к тому времени военные действия и появится ли ясность с политическим устройством Украины. В зависимости от этого отношения России и ЕС могут и дальше развиваться в сторону конфронтации и закручивания санкционной спирали или сторонам надо будет думать о помощи в восстановлении разрушенных городов, возвращении беженцев, подготовке к холодам. В последнем случае такая помощь могла бы стать отправной точкой для восстановления сотрудничества России и ЕС, хотя ущерб, нанесенный отношениям, придется восстанавливать очень долго. К сожалению, пока в своих высказываниях Д. Туск, больше ориентирован на продолжение санкций и давление на Россию. В то же время Д. Туск может использовать украинский кризис как повод для консолидации внешнеполитических позиций государств-членов, для усиления Европейской политики безопасности и обороны.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся