Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Интервью

Эффективность логистики страны становится все более важным фактором экономического роста, диверсификации и сокращения бедности. Она также служит индикатором развития. В 2007 году Всемирный банк совместно с Университетом г. Турку (Финляндия) впервые применил Индекс эффективности логистики (LPI) для оценки уровня развития логистики в различных странах. В интервью РСМД инициатор и соавтор Индекса эффективности логистики Всемирного банка доктор Лаури Оджала рассказывает о самом Индексе, его динамике и показателях России.

Интервью

Эффективность логистики страны становится все более важным фактором экономического роста, диверсификации и сокращения бедности. Она также служит индикатором развития. В 2007 году Всемирный банк совместно с Университетом г. Турку (Финляндия) впервые применил Индекс эффективности логистики (LPI) для оценки уровня развития логистики в различных странах. В интервью РСМД инициатор и соавтор Индекса эффективности логистики Всемирного банка доктор Лаури Оджала рассказывает о самом Индексе, его динамике и показателях России.

На вопросы Марии Просвиряковой (РСМД) отвечает профессор логистики Школы экономики Лаури Оджала г. Турку, Финляндия

Что отражает Индекс эффективности логистики?

Фото: Доктор Лаури Оджала

Индекс эффективности логистики (LPI) используется для оценки торгово-логистической среды. Другими словами, насколько легко или трудно совершать экспортно-импортные и транзитные операции с точки зрения компаний, осуществляющих торговые перевозки, экспедирование и логистику. Основными группами респондентов являются профессионалы экспедирования грузов и ряд крупных логистических компаний по всему миру. Это означает, что Индекс, скорее, характеризует положение дел в транспортировке промышленных товаров, а не сырья, например, нефти, железа или угля, поскольку перевозкой сырья транспортно-экспедиторские компании не занимаются.

Какие основные факторы влияют на эффективность логистики стран?

Собранные нами данные являются результатом всемирного опроса. Исследование состоит из двух частей. Первая – это международный LPI. Он сравнивает страны друг с другом и обеспечивает качественную оценку положения дел в той или иной стране ее торговыми партнерами – профессионалами логистики, работающими за пределами данной страны.

Оценка осуществляется по следующим шести аспектам организации торговых операций:

  • простота организации международных перевозок;
  • возможность отслеживания прохождения грузов (не обязательно в режиме реального времени ИТ-решений, но с точки зрения обладания информацией о том, где находится груз, на случай возникновения проблем, или когда ожидать поставки);
  • качество обслуживания, или как воспринимается уровень компетентности людей, имеющих дело с логистическими операциями в конкретной стране;
  • своевременность поставок грузов, под которой понимается надежность или предсказуемость поставок, и насколько вероятно, что груз будет доставлен в срок;
  • эффективность таможенного и пограничного оформления;
  • качество транспортной инфраструктуры (железнодорожного сообщения, дорог, портов или аэропортов).

Итак, мы задаем вопросы по этим шести аспектам торговой логистики. Вопросы отражают опыт повседневной работы транспортно-экспедиторских компаний, которые отвечают за организацию всех логистических операций.

Вторая часть исследования – это внутренний LPI. Он опирается на качественные и количественные оценки специалистов по логистике, работающих в самой стране. Эта часть включает в себя подробную информацию о логистической среде, основных процессах логистики, институтах, сроках исполнения и стоимости.

Фото: The top 10 performers on the LPI

Какие ключевые тенденции в логистике удалось выявить за 6 лет, прошедших со дня опубликования первого Индекса по итогам 2007 года? Чем они объясняются?

Это исследование проводится раз в два года. Мы уже провели три исследования и сейчас готовим отчет 2014 года, который будет опубликован весной. Еще раз хочу подчеркнуть, что это – исследование, а не документирование фактологии. Хотя демографически респонденты весьма схожи, но состав их группы каждый раз меняется.

И все же, можно констатировать, что одной из главных тенденций за шесть лет с 2007 по 2012 гг. является неизменное возрастание общего количества баллов, которые набирают 155 стран (при первом исследовании их было 150). Хотя в отдельных странах показатели могут меняться в ту или иную сторону в зависимости от местных особенностей, в целом, положение дел по шести указанным аспектам явно улучшилось.

Это так же означает, что если страны, находящиеся в средней части рейтинга, не хотят допустить сползания вниз, им надо поддерживать хорошие условия работы. Вот почему сам отчет называется «Связи во имя конкуренции». Необходимо постоянно укреплять эти связи и повышать надежность операций, поскольку именно от них зависят простота или сложность ведения торговли. И, наконец, следует отметить, что распределение стран в верхней и нижней частях рейтинга, в целом, не претерпевает существенных изменений.

А как отличаются развитые и развивающиеся страны по уровню эффективности логистики? И каковы основные причины этих различий?

Существуют четкие различия между более развитыми и развивающимися странами. Следует иметь в виду, что для таких больших стран, как Россия, Соединенные Штаты, Китай или Бразилия, Индекс показывает уровень эффективности логистики применительно к крупным административным единицам этих государств, ориентированным на торговлю. В других частях больших стран ситуация может быть кардинально иной. Мы рассматриваем логистику в этих странах как единое целое, хотя признаем, что это является упрощением.

Неудивительно, что страны Европейского Союза, Соединенные Штаты и Канада, Австралия, Сингапур, Южная Африка, Турция и даже Китай получают высокий рейтинг. Развитые страны, как правило, имеют высокие баллы по всем шести оцениваемым параметрам, особенно те из них, что находятся на верхних строчках рейтинга. Страны в нижней части рейтинга показывают неудовлетворительные результаты по отдельным аспектам.


Фото: Input and outcome LPI indicators

А что можно сказать об эффективности логистики в России (она занимает 95-е место в списке из 155 стран), исходя из динамики LPI? Как она соотносится с мировыми тенденциями?

Если посмотреть на данные по странам бывшего СССР или СНГ, то создается впечатление, что в силу ряда причин (язык, наследие прошлого) торговля между ними осуществляется гораздо проще, чем со странами внешнего мира.

Что касается России, то в плане организации и планирования торговых операций она воспринимается извне как проблемная и непредсказуемая страна. В России, например, особенно слабыми в глазах стороннего наблюдателя выглядят позиции таможенного прохождения.

Что можно сделать, чтобы улучшить показатели России?

Тут следует говорить не об одной только России, а вообще обо всех странах, находящихся в нижней части рейтинга. Нет какой-то одной позиции, которая могла бы кардинально изменить ситуацию к лучшему. Скорее, нужно резко повысить эффективность работы сразу по нескольким направлениям. России следует уделить особое внимание повышению эффективности и прозрачности своих таможенных и других пограничных ведомств. Трудно понять, как функционируют другие причастные организации (не только таможня), сколько их процедуры займут времени, или сколько это будет стоить (принимая во внимание официальные, а иногда и неофициальные платежи).

Положительную роль сыграло бы и прояснение ряда вопросов, связанных с членством России в ВТО и параллельным развитием Таможенного союза Казахстана, Беларуси и России. Наладить параллельную работу вовсе не просто, но это, безусловно, повысило бы общие показатели России в этом отношении.

А в чем заключается практическая ценность информации, предоставляемой Индексом?

Одной из главных причин разработки Всемирным банком данного показателя, было, в первую очередь, выяснить, насколько удобными или неудобными торговыми партнерами воспринимаются страны Балтии. А когда этот показатель обрел более широкое и конкретное наполнение, он стал ориентиром для многих правительств, которые начали пристально следить за этим рейтингом.

Ряд стран, например, Южная Африка, Таиланд, Индонезия и Малайзия стали использовать LPI в качестве индикатора развития. Они пытаются сохранить достигнутый уровень. В политическом плане правительствам удобно оперировать Индексом для аргументации и обоснования своей позиции.

В качестве показателя уровня развития Индекс используют Всемирный банк, Азиатский банк развития, Африканский банк развития и другие организации.

Многонациональные корпорации наряду с другими показателями регулярно учитывают LPI при подготовке, в частности, технико-экономических обоснований рентабельности инвестиций, выборе мест для распределения своей продукции и так далее.

Кроме того, этим Индексом пользуются ученые при проведении исследований по целому ряду направлений. Таким образом, сфер практического применения Индекса существует немало. Конечно, он не является идеальным показателем, но только он дает общее представление о положении дел с логистической эффективностью в конкретной стране.

Профессор Оджала поделился своими личными соображениями, которые не являются официальной точкой зрения Всемирного банка.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся