Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

15 октября 2014 г. прошла трехсторонняя встреча Джона Керри, Кэтрин Эштон и Мохаммада Джавада Зарифа. Согласно договоренности стран «шестерки» и Ирана, 24 ноября 2014 г. должно состояться историческое подписание всеобъемлющего договора, призванного положить конец разногласиям вокруг ядерной программы Ирана. Насколько это возможно? Ситуацию комментирует Владимир Сажин, к.и.н., старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, эксперт РСМД.

15 октября 2014 г. прошла трехсторонняя встреча госсекретаря США Джона Керри, Верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа. Согласно договоренности стран «шестерки» и Ирана, 24 ноября 2014 г. должно состояться историческое подписание всеобъемлющего договора, призванного положить конец разногласиям вокруг ядерной программы Ирана и открыть путь к снятию с него экономических санкций. Насколько это возможно? Что еще необходимо сделать, чтобы решить проблему, которая не теряет своей актуальности на протяжении тридцати пяти лет? Ситуацию комментирует Владимир Сажин, к.и.н., старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, эксперт РСМД.

На Ваш взгляд, был ли прогресс на прошедших переговорах между Ираном и «шестеркой» по вопросу иранской ядерной программы?

Все стороны крайне заинтересованы в разрешении ядерной проблемы Ирана. Прежде всего, это важно для самого Ирана и для США. Именно эти две страны на протяжении практически тридцати пяти лет с момента создания Исламской Республики Иран находятся в конфронтации. До недавнего времени ни о каких официальных переговорах речи быть не могло. Однако с приходом к власти относительно либерального (по иранским меркам) президента Хасана Роухани сместились акценты во внешней политике Тегерана, произошли изменения и по линии отмены санкций. Санкции могут быть сняты только в случае полного разрешения иранской ядерной проблемы. Последний год в этом направлении активно работает группа «5+1» (ее еще называют «шестеркой») совместно с Ираном. Была проделана огромная работа, проведено семь раундов переговоров. В целом за 2014 г. было сделано гораздо больше, чем за предыдущие одиннадцать лет.

Владимир Сажин

Работа ведется в двух форматах: первый – техническая работа физиков-ядерщиков в рамках МАГАТЭ, второй – переговоры по линии группы «5+1» (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН плюс Германия). В ходе переговоров решаются, главным образом, политические вопросы, связанные с иранской ядерной программой. При этом оба процесса идут параллельно.

Кроме того, в рамках переговорного процесса осуществляется непосредственная подготовка документов. 22 октября 2014 г. в Вене начались двухдневные переговоры экспертов Ирана и «шестерки», которые будут заниматься подготовкой документов для последующей работы представителей «шестерки» на более высоком уровне.

По утверждению специалистов, уже подготовлено 95% текста окончательного всеобъемлющего договора, который призван снять озабоченность мирового сообщества в отношении иранской ядерной программы. В настоящее время решается вопрос о масштабах допустимого обогащения урана в Иране, а также обсуждаются методика и алгоритм снятия антииранских санкций. Напомню, что с 2006 г. на Иран были наложены санкции в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН. Последняя наиболее жесткая резолюция была принята летом 2010 г. Кроме того, действуют односторонние санкции, введенные рядом государств. Наиболее жесткие санкции (в отношении банковской системы Ирана, страхования, нефтяной отрасли) были введены в 2012 г. Соединенными Штатами и Евросоюзом, к которым присоединились многие страны. 2012 год сильно ударил по экономике Ирана и вынудил его руководство пойти на определенные компромиссы с «шестеркой» по решению ядерной проблемы.

Уже подготовлено 95% текста окончательного всеобъемлющего договора, который призван снять озабоченность мирового сообщества в отношении иранской ядерной программы.

В нынешней ситуации Соединенные Штаты и Иран чрезвычайно заинтересованы в разрешении иранской ядерной проблемы, поэтому перспективы окончательного принятия договора хорошие. Президент Х. Роухани участвовал в предвыборной борьбе за пост президента ИРИ под лозунгом решения иранской ядерной проблемы, но без ущемления национальных интересов. Он также обещал прекратить противостояние Ирана и Запада. Барак Обама в своей последней предвыборной кампании тоже говорил о необходимости решить иранский вопрос.

Однако дело осложняется тем, что и в Иране, и в США есть много противников снижения напряженности между двумя странами. В Соединенных Штатах это – Республиканская партия, которая считает, что США и «шестерка» идут на слишком большие компромиссы, фактически предоставляя Ирану возможность в будущем создать ядерное оружие. В Иране это – противники Х. Роухани, представители консервативных и радикальных кругов, прежде всего, из Корпуса стражей исламской революции. Они рискуют потерять доходы от гонки вооружений. Есть еще группа шиитских клерикалов, которые считают, что, идя на компромиссы с Западом, Х. Роухани и его сторонники подрывают устои исламской революции.

REUTERS/Heinz-Peter Bader
Игорь Иванов:
Возвращение Ирана

Самое главное, что обе администрации, как Х. Роухани, так и Б. Обамы, заинтересованы в решении этой проблемы. Х. Роухани озабочен снятием санкций с Ирана и нормализацией отношений с Западом как с потенциальным поставщиком инвестиций и высоких технологий. Иранская экономика сегодня находится в сложном положении, и без иностранных инвестиций и высоких технологий Ирану будет трудно. Без США даже при большом желании Евросоюза идти на такое сближение крайне затруднительно. В свою очередь, Б. Обама стремится к изменению вражеского статуса ИРИ и к новой расстановке американских приоритетов в регионе. Он хочет установить своеобразный баланс Вашингтона между Саудовской Аравией, Израилем и Ираном. Не случайно позиция США за довольно короткое время эволюционировала от требования полного свертывания Тегераном работы по обогащению урана до признания ядерного Ирана. Сейчас вопрос о полном обнулении всех достижений Ирана в ядерной сфере не стоит. Главное, что необходимо учитывать в предстоящем всеобъемлющем договоре, – это контроль. И здесь встает вопрос о выполнении Ираном требований дополнительного протокола к соглашению с МАГАТЭ, который был им подписан в 2003 г.

Главное, что необходимо учитывать в предстоящем всеобъемлющем договоре, – это контроль.

Каждая страна, подписавшая соглашение с МАГАТЭ и вступившая в эту организацию, обязана предоставлять свою ядерную структуру для контроля со стороны МАГАТЭ. Но есть еще дополнительный протокол, который требует более жесткого контроля. Речь идет о том, что если страна подписала и выполняет дополнительный протокол, МАГАТЭ имеет право в любое время без дополнительной договоренности посылать своих инспекторов в эту страну и проверять любые объекты. На протяжении трех лет после подписания Тегеран выполнял требования дополнительного протокола, несмотря на то, что меджлис (парламент) его не ратифицировал. Однако с приходом к власти в 2005 г. Махмуда Ахмадинежада Иран перестал выполнять эти требования. Если вопрос контроля будет прописан во всеобъемлющем договоре, то это решит многие проблемы.

Следует также отметить, что 24 ноября 2013 г. Иран и «шестерка» подписали план совместных действий (Женевское соглашение), в соответствии с которым Иран в течение полугода (с 20 января до 20 июля 2014 г.) должен был выполнить определенные требования «шестерки». В свою очередь, «шестерка» и США должны были предоставить ИРИ 4,2 млрд долл.

Кроме того, к 20 июля 2014 г. должен был быть подписан всеобъемлющий договор. Иран выполнял все требования, американцы тоже размораживали иранские риалы. Но, к сожалению, переговорщикам не удалось согласовать текст договора и подписать его в намеченный срок. Было решено продлить работу до 24 ноября 2014 г. Теперь все основные участники переговорного процесса говорят, что уложатся до 24 ноября, и документ будет готов. Однако вполне вероятно, что работа будет продолжена. Я считаю, что дата подписания договора не так важна. Важно, чтобы он был качественным и снимал все вопросы по ядерной программе Ирана и по процессу отмены антииранских санкций, тем более что администрация США не может сделать это без одобрения Конгресса. Самое главное – качество документа.

Материал подготовила Мария Гурова, программный ассистент РСМД.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся