Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Владислав Иноземцев

Основатель и директор Центра исследований постиндустриального общества, член РСМД

Чудес в этой жизни не бывает — в этом мы убедились дважды за один день на примере одного и то же человека. Вчера прошла информация о том, что сверхинновационный проект партии из 500 юристов и не состоящего в ней лидера — «Гражданская платформа» им. М.Д.Прохорова — все же имеет шанс превратиться в нормальную политическую партию. Уникальный концепт, созданный, как подчеркивал его спонсор, талантом лучших политтехнологов, приказал долго жить, ничем в политике не отметившись. И аккурат в тот же день стало известно, что другое концептуальное начинание политика — пресловутый Ё-мобиль — не выедет за ворота сборочного цеха раньше конца 2014 г.

Если в первом вопросе олигарха подвели политтехнологи, то во втором — американские поставщики... кузовов. Мы-то привыкли к тому, что сложности бывают в основном с двигателями и коробками передач, технологиями которых с россиянами никто не хочет делиться, а тут — кузова. Ну да ладно. Хотя проблема лежит, как мне кажется, куда глубже.

Даже не будучи специалистом в автомобилестроении, можно заметить, что с середины 1990-х годов в мировом автопроме началась волна слияний. Renault и Nissan; Volkswagen, Skoda и Seat; Toyota и Daihatsu; Ford и Mazda; Fiat и Chrysler — все они объединяются, стремясь к укрупнению. И их можно понять: в условиях растущей конкуренции выживают только компании, производящие 2-3 млн. и более машин в год. Параллельно происходит унификация комплектующих, а головные конструкторские бюро превращаются в своего рода дизайн-центры, передающие значительную часть производства на аутсорсинг. В новые проекты инвесторы не входят без их всесторонней оценки, а обновление модельного ряда происходит один раз в 2-3 года.

Ё-мобиль — исключение из всех правил. Проект, разработанный в Германии, трижды был признан не достойным финансирования в Европе, прежде чем попал на глаза гипербогатому российскому олигарху. Машина практически полностью собирается из уникальных комплектующих, производство которых при ожидаемом первоначальном объеме выпуска в 20 тыс. автомобилей в год заведомо убыточно (в большинстве случаев новая модель авто эконом-класса окупается при выпуске 700-800 тыс. штук — самые успешные модели, ныне находящиеся в производстве — Ford Focus и Toyota Corolla — продаются по 1,1-1,2 млн. штук в год). Ё-мобиль выйдет на этот объем лет через 20. При этом вся машина разрабатывается «с нуля», и возможность экономии на стандартизации равна нулю. Предполагается выпускать и версию электромобиля — в стране, где нет не только зарядных станций, но и подземных всепогодных паркингов, где их можно было бы разместить.

Ё-мобиль анонсировался как машина, цена которой не превысит 360 тыс. рублей и которая появится на рынке к концу 2012 г. Сейчас оценка повышена до 490 тыс. рублей, а сроки сдвинуты на два года. За три года работ освоено уже $80 млн. денег олигарха — приблизительно столько же, сколько ушло на его неудавшееся партийное строительство и более успешную президентскую кампанию. Гендиректор проекта вчера подал в отставку, но главный инвестор продолжает уверять, что все идет по плану.

Может, так оно и есть. Ведь политические консультанты г-на Прохорова исходят из того, что нужно сначала завести любой проект в тупик, а потом героически из него выйти. Но эта тактика, не блестяще проявившая себя даже в российских условиях, может оказаться и вовсе несостоятельной в игре с мировыми автомобильными грантами.

Так что остается ждать, что случится раньше: поедет по дорогам Ё-мобиль или его создатель станет Президентом России. Хотя скорее всего не произойдет ни того, ни другого.
 

Источник - Московский комсомолец.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся