Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 1)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Сергей Лавров

Министр иностранных дел Российской Федерации, председатель Попечительского совета РСМД, член РСМД

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Федеральным министром европейских, интеграционных и иностранных дел Австрийской Республики К.Кнайсль, Москва, 12 марта 2019 года                                 

Уважаемые дамы и господа,

Мы провели хорошие, подробные и насыщенные переговоры по широкому кругу вопросов, представляющих обоюдный интерес.

Отношения между Россией и Австрией, несмотря на известную непростую ситуацию в Европе, развиваются поступательно в различных сферах. В этих общих усилиях трудно переоценить роль, которую играет насыщенный, регулярный и интенсивный диалог на высшем уровне. Мы также дали положительную оценку межпарламентским, межведомственным, межрегиональным обменам. Высказались в пользу углубления сотрудничества с опорой на хорошо зарекомендовавшие себя форматы взаимодействия, а также за поиск новых.

В центре нашего внимания было состояние торгово-экономических и инвестиционных связей. Австрия остается важным экономическим партнером России. Мы приветствовали стабильный рост взаимной торговли, которая только за прошлый год увеличилась на 42,7 %, приблизившись к 6 млрд. долл. США. Невзирая на известные обстоятельства, включая т.н. санкции, австрийские предприниматели не уходят с российского рынка. Взаимные инвестиции продолжают расти.

Констатировали полезную и эффективную роль Смешанной Российско-Австрийской комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству, которая возобновила практику созыва своих полноформатных сессий. Отмечаем результативную и заинтересованную работу Российско-Австрийского делового совета.

Проанализировали ход реализации наиболее значимых совместных проектов, включая строительство ширококолейного железнодорожного полотна Кошице-Вена. Высоко оценили уровень взаимодействия в энергетической сфере, где ПАО «Газпром» и австрийский концерн «OMV» традиционно сотрудничают в реализации целого ряда инфраструктурных проектов.

Динамично продвигаются гуманитарные обмены. В 2018 г. успешно реализован проект «перекрестного» Года музыки и культурных маршрутов. На историко-мемориальном направлении плодотворно функционирует двусторонняя Комиссия историков. Обсудили программу российско-австрийского Года молодежных обменов – 2019, в рамках которого состоятся многочисленные концерты, выставки, творческие фестивали. Договорились согласовать взаимную выдачу бесплатных виз в максимально упрощенном режиме для участников и организаторов мероприятий в рамках Года молодежных обменов.

О взаимном настрое на расширение контактов по линии научных и деловых кругов, гражданского общества свидетельствует и подписанное нами сегодня Совместное заявление о создании российско-австрийского Форума общественности «Сочинский диалог». Напомню, что решение о запуске данной площадки было принято президентами России и Австрии в ходе визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Вену в июне 2018 года. Сопредседателями Форума являются помощник Президента Российской Федерации А.А.Фурсенко и президент Ассоциации европейских торгово-промышленных палат К.Ляйтль. В Координационный комитет войдут авторитетные общественные деятели двух стран. Первое заседание планируется провести в Сочи уже в этом году. Условились способствовать его эффективной деятельности.

В ходе обмена мнениями по ключевым международным вопросам большое внимание уделили обстановке на нашем общем континенте. Рассмотрели перспективы отношений между Россией и Европейским союзом. С обеих сторон есть заинтересованность вернуть эти отношения на траекторию нормального развития. Высказали озабоченность нынешним кризисом в Совете Европы, который связан с лишением российской делегации законных, полагающихся ей по Уставу СЕ прав в ПАСЕ.

Говорили об урегулировании ситуации на востоке Украины. Выступаем за полное и последовательное выполнение минского «Комплекса мер». С нашей стороны мы привлекли внимание к действиям украинских властей, которые ведут к подрыву этого важнейшего документа, одобренного Советом Безопасности ООН.

Много говорили о ситуации на Ближнем Востоке и Севере Африки, в том числе о сирийском урегулировании. Мы выступаем за его продвижение на основе резолюции 2254 СБ ООН. Со своей стороны рассказали о том, что делает Россия на этом направлении, прежде всего по линии «астанинского формата». Согласились с необходимостью оказания гуманитарной помощи сирийскому народу, а также реконструкции разрушенной инфраструктуры в Сирии для того, чтобы жители могли возвращаться к своим очагам. Важную роль в этом вопросе призвано играть гуманитарное разминирование. С такой инициативой выступает Австрия. Россия ее активно поддерживает.

Также рассмотрели проблематику, которая складывается в сфере стратегической стабильности в условиях, когда США ведут курс на выход из ключевых договоренностей в этой важнейшей сфере. Рассчитываем, что дискуссии, которые продолжаются и в ОБСЕ, и в контексте наших отношений с западными партнерами, позволят не допустить развала механизма в сфере стратегической стабильности, обеспечивавшего безопасность в Евроатлантике долгие десятилетия.

В целом мы довольны итогами переговоров. Будем продолжать поддерживать тесные контакты.

Вопрос: Буквально недавно Президент США Д.Трамп попросил у Конгресса выделить 0,5 млрд. долл. США для Европы на противодействие российскому злонамеренному влиянию в этом регионе. Как Вы считаете, сможет ли Европа сама справиться с тем, что они называют «вашим влиянием»? Не является ли то, что делают американцы, внешним вмешательством само по себе?

С.В.Лавров: То, что мы видим в запросе Администрации в рамках бюджета на следующий год, – это, конечно же, не дипломатия, или – это современная американская дипломатия, которая сводится либо к угрозам, либо к санкциям, либо, как выясняется, к попытке купить союзников. Решать прежде всего американскому законодателю, американским налогоплательщикам, насколько это отвечает их интересам. И, конечно, решать странам, которые являются адресатами этой щедрой помощи в противодействии «злонамеренному влиянию Российской Федерации» - видимо, для того, чтобы там оказывать вместо нашего «злонамеренного» свое «добронамеренное» влияние.

Кстати сказать, не знаю, насколько понравится странам-адресатам этой инициативы, что их хотят купить. Но, зная манеры, которые сейчас преобладают в Вашингтоне, не исключаю, что если они откажутся от этой навязываемой им помощи, то против них введут санкции, поэтому им надо выбирать.

Вопрос: В прошлом году возникли определенные трения, недоразумения между Россией и Австрией в связи со скандалом вокруг открывшегося шпионажа. Тогда обе стороны говорили о том, что это значительно подорвало отношения. Вы считаете, что теперь эти негативные факторы устранились?

С.В.Лавров: Я уже на эту тему высказывался в тот период, когда наши австрийские коллеги решили вдруг публично в чем-то обвинить Российскую Федерацию вместо того, чтобы адресовать соответствующий запрос, если у них такие озабоченности возникли, по каналам, которые для этого существуют. И по-прежнему убежден, что у каждой профессии есть свой жанр, и не надо их смешивать. Это никогда – ни в искусстве, ни в жизни – ни к чему полезному не приводило.

Вопрос (обоим министрам): Накануне Министр энергетики США Р.Перри подтвердил журналистам, что Вашингтон рассматривает возможность введения санкций против проекта «Северный поток-2» и всех компаний, связанных с ним, в том числе и австрийской. Каковы будут действия правительства Австрии, если США действительно зайдут так далеко в вопросе недобросовестной конкуренции и будут навязывать Европе более дорогой газ? Какова будет реакция России?

С.В.Лавров (отвечает после К.Кнайсль): Начну с того, чем закончила К.Кнайсль – с международного права. По международному праву это противоречит всем постулатам и нормам. Не зря наши американские и некоторые другие западные коллеги уже не употребляют словосочетание «международное право», а призывают всех выполнять правила, на которых основан миропорядок – «rules-based order», и уважать этот порядок, основанный на правилах.

По международному праву должна быть элементарная конкуренция экономических подходов и предложений. Это, кстати, отвечает и правилам Всемирной торговой организации. Правила, которые выдумала узкая группа стран и пытается их навязать всем остальным исключительно в своих интересах, вписываются в логику, которую сегодня проводят США. Называя проект «Северный поток-2» чисто политическим, Вашингтон требует отказаться от него и закупать американский газ на 20-30% дороже. Выходит, что это будет уже не политический, а экономический проект. Да, он будет чисто коммерческим для США, потому что они будут получать дополнительную прибыль. Для тех, кого они пытаются заставить отказаться от «Северного потока-2» и перейти на более дорогой американский газ, это решение будет политическим, хотя на них будут пытаться нажимать всякими нелегитимными односторонними экономическими санкциями. Я уже упоминал, что у Вашингтона вся дипломатия сводится к санкциям. Это касается «Северного потока-2» и целого ряда других областей.

Недавно Госсекретарь США М.Помпео обвинил «Роснефть» в том, что она нарушает американские санкции против венесуэльской нефтяной компании и потребовал прекратить закупать нефть у «ПДВСА» (PDVSA). Как это можно объяснить?

Кстати, дурной пример заразителен. Х.Гуайдо, которого вице-президент США М.Пенс провозгласил врио Президента Венесуэлы, уже заявил, что его страна должна прекратить продавать нефть Кубе. Как это сочетается с международным правом? Никак.

Надо конкурировать честно. Мы видим грубейшее нарушение всех этических и правовых норм, когда США требуют, по сути дела, от любой страны мира не покупать сырье и энергоресурсы у России, а покупать их в США, не покупать российские изделия в рамках военно-технического сотрудничества, а покупать более дорогие американские товары. А недобросовестная конкуренция в спорте уже стала притчей во языцех.

Манера диктовать всем все и вся до добра не доведет. Мы уже предупреждали наших американских коллег, что, может быть, они на очень коротком историческом отрезке (полтора – три года) получат какие-то барыши, но в стратегическом, долгосрочном плане они подрывают доверие к той самой международной системе, которая основана на долларе. Это для них добром не кончится.

Вопрос: Сохраняются ли шансы на преодоление системного кризиса в Совете Европы?

С.В.Лавров: Мы по-прежнему готовы конструктивно искать пути выхода из этого кризиса через возвращение к основам, а именно - через возвращение ко всем без исключения положениям Устава Совета Европы. Устав предполагает равноправие всех членов СЕ во всех органах этой общеевропейской организации. Безусловно, решение Парламентской Ассамблеи СЕ противоречит этому принципу, закрепленному в Уставе организации.

Мы ценим настрой целого ряда европейских стран, в том числе Австрии, а также Финляндии, которая сейчас председательствует в Совете Европы, при значительной поддержке большинства членов СЕ, на то, чтобы найти развязку именно на основе переподтверждения базового принципа Устава и через принятие соответствующей резолюции, которая будет констатировать, что Устав остается незыблем.

Я слышал, что меньшинство, которое сейчас пытается заблокировать такую развязку и требует продолжить наказывать Россию, пытается отделаться какими-то «подачками» в виде разрешения нам в порядке исключения проголосовать без возвращения нашим парламентариям всей полноты их прав по Уставу Совета Европы. Я слышал, что это русофобское меньшинство пытается убедить всех, что Россия уже «махнула рукой» на СЕ и твердо решила из него выходить. Это неправда и провокация. Подобные провокации мы видели в целом ряде других случаев. Мы знаем, что за этим стоят, прежде всего, наши британские коллеги, украинские соседи и ещё три-четыре страны, которые традиционно следуют русофобской линии Вашингтона. Ещё раз ответственно подчеркиваю: то, что они распространяют в европейских столицах – неправда. Россия не принимала решение о выходе из Совета Европы. Россия делает все, чтобы на прочной основе Устава СЕ найти выход из нынешнего искусственно созданного кризиса.

Вопрос: Возвращаясь к «Сочинскому диалогу», не могли бы Вы пояснить нам, почему именно Сочи? Приглашаются ли к участию в нем все группы представителей гражданского общества? Будут ли еще аналогичные форматы диалога, которые в целом должны улучшить отношения между Россией и ЕС?

С.В.Лавров (отвечает после К.Кнайсль): Мне кажется, вопрос задавался несколько с другой целью. По-моему, дама хотела узнать, будут ли и журналисты участвовать в «Сочинском диалоге», а Ты (обращаясь к К.Кнайсль) их не перечислила. Но я думаю, можно пригласить представительницу «АПА» участвовать персонально.

Источник: Министерство иностранных дел Российской Федерации

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 1)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся