Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Виктор Садовничий

Ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, вице-президент РАН, академик РАН, член РСМД

Вступительное слово ведущего.

Добрый день! Мы приветствуем посетителей сайта РБК, журналистов, собравшихся в пресс-центре медиахолдинга, и нашего гостя - ректора Московского государственного университетета имени Ломоносова Виктора Антоновича Садовничего.

Сегодня будем говорить об особом статусе конкретного университета и в целом о развитии высшей школы в России.

В ходе нашей пресс-конференции прозвучат ответы на вопросы пользователей сайта www.rbc.ru. Журналисты также смогут задать свои вопросы как в режиме удаленного доступа, так и непосредственно в пресс-центре сразу после нашей вступительной части.

 

— Вопрос: Какие новые правила ждут абитуриентов МГУ в этом году?

В.Садовничий: Прежде всего, я хотел бы поблагодарить всех присутствующих, корреспондентов, сказать спасибо. Это очень важная встреча, потому что мы находимся буквально накануне начала приема документов школьников в вузы и в МГУ в том числе, и, видимо, наши слушатели ждут ответы на разные вопросы по этой теме. Спасибо всем за присутствие и участие!

Московский университет имеет особый статус вместе с Санкт-Петербургским университетом, был специальный закон. И особый статус МГУ дал ему большую автономию, и поэтому правила приема в МГУ несколько отличаются от правил приема в другие вузы, но с соблюдением всех норм закона нашей страны.

МГУ принимает по трем основным параметрам. Это результаты ЕГЭ (определенный набор). Можно подробнее сказать об этом потом. Затем - победителей и призеров олимпиад школьников (из перечня олимпиад) и олимпиад всероссийского уровня. А также, и это очень важно, в МГУ на всех факультетах проводятся дополнительные испытания профильной направленности. И тем самым из трех составляющих, если есть еще и победа в олимпиаде, складываются баллы, и по конкурсу с этими баллами мы проводим зачисление в МГУ.

Надо сказать, что профильный экзамен помогает нам увидеть в поступающем склонности, отметить его талантливость, и мы очень высоко ценим эту возможность для МГУ.

Если говорить в целом, то в МГУ в этом году правила практически не изменились. Мы работаем стабильно, и в прошлом году так было, и в позапрошлом, то есть принимаем документы, затем проводим все запланированные у нас испытания. Окончательное зачисление 10 августа.

На 4 факультета у нас еще есть испытание творческой направленности. Это факультет журналистики, факультет искусств, кафедра искусств исторического факультета и высшая школа телевидения. Там еще существует экзамен, направленный на выявление творческих способностей.

— Вопрос: Какое количество абитуриентов должны пополнить ряды студентов МГУ?

В.Садовничий: Мы принимаем, как правило, 7,5 тыс. абитуриентов, причем чуть более 4 тыс. - это бюджет, и около 3 тыс. - контрактная форма обучения. Причем на контрактную форму обучения у нас тоже конкурс. Когда мы зачисляем всех желающих, кто поступал на бюджет, то дальше мы смотрим и в зависимости от набранных баллов выполняем те цифры, которые были объявлены для приема на контрактную форму обучения. Не все, кто выдержал вступительные испытания, зачисляются на контрактную форму обучения. Здесь тоже есть конкурс и ограничения. Но, конечно, есть разница в баллах между факультетами. Это естественно, потому что есть факультеты небольшие, например, модный сейчас факультет глобальных процессов мировой политики, экономического профиля, а есть факультеты, где прием - около 50 человек, и ясно, что конкурс на эти факультеты разный. Например, на такие факультеты, которые я назвал вначале, - госуправление еще, конкурс 30 человек на место, а на физический, например, или мехмат, химический - где-то 4,5-5 человек на место. Хотя в среднем стабильно по годам по МГУ - около 7 человек на место.

 

— Вопрос: А изменилось ли в этом году количество контрактных и количество бюджетных мест?

В.Садовничий: Мы план примерно тот же объявили, если говорить о плановых цифрах. Но если бюджетные плановые цифры мы вряд ли сильно подвинем, может быть, только какой-то особый случай, полупроходной балл. Что касается мест по контрактной форме, то, конечно, будем смотреть по количеству абитуриентов. Нет большой беды, если мы превысим то, что мы объявили. У нас это позволяют и аудитории, и количество профессоров - преподавателей в расчете на студента. По очень популярным факультетам контрактная форма может быть несколько превышена по сравнению с тем, что объявлено.

 

— Вопрос: А может ли быть недобор на бюджетные места и по каким факультетам?

В.Садовничий: Для нас это нонсенс, такого не было и не может быть никогда. Скорее переборы идут, я уже сказал. Бывает полупроходной балл, бывает особый случай, а так - нет.

— Вопрос: В ближайшие 3 года Минобрнауки планирует ввести ЕГЭ для выпускников вузов. Ваше отношение к этому?

В.Садовничий: Мое - резко отрицательное. Это так же, как я очень сомневался введения такого действия для школьников. Я считаю, что ЕГЭ для выпускников - это просто недопустимо, с моей точки зрения, потому что выпускник вуза, а МГУ особенно - это человек творческий, он должен закончить университет предъявлением дипломной работы, которые во многих случаях публикуются в хороших журналах. Это означает, что он что-то открыл, что-то доказал, что-то получил новое. Это абсолютно не может быть вложено в какие-то рамки вопросов, типа "да" - "нет". И это абсолютно недопустимо, когда мы формализуем совсем еще и выпуск.

Здесь речь у задающего вопрос подспудно идет о том, что надо повышать требовательность государственных аттестационных комиссий, и вот это правильно. Надо, чтобы госкомиссии по приему итогового экзамена были более строгие и подобраны лучше. И это можно просто сделать: надо подбирать эти комиссии, например, как подбираются члены ученых советов. Мы же подбираем людей, способных оценивать. Точно так же и здесь надо.

Но будет еще один негативный момент, если мы введем ЕГЭ для выпускников вузов. На многих факультетах абитуриенты будут готовиться к этому ЕГЭ и будут отодвигать те предметы или те тонкие специализации, которые развивают его: мол, зачем, это не понадобится на выпуске. Они будут учить снова то, что будет якобы в этих вопросниках по выпускному ЕГЭ. На мой взгляд, это вредная затея, но работу по борьбе за качество обучения надо вести повседневно, и каждый вуз должен заботиться о своей репутации. Если его выпускники заканчивают и мало что знают, в том числе даже по своей специальности, - это большой вопрос для вуза.

— Вопрос: Очередной год и очередные скандалы с ЕГЭ. Вы тоже, наверное, следили за этим, и, наверное, у Вас есть своя точка зрения, свое видение происходящего?

В.Садовничий: Я уже сказал, что я был одним из тех, кто конструктивно оппонировал введению ЕГЭ и видел главные опасности. Одна из них, это то, что по вопроснику, какой бы он ни был, нельзя понять, талантлив человек или нет. Мы можем потерять очень способных людей, они могут не так хорошо ответить на эти вопросы. Вторая опасность - то, что мы говорили для студентов. Школьники, и это уже не секрет, начиная с какого-то класса, готовятся к сдаче тех ЕГЭ, которые им понадобятся при поступлении. Например, если человек решил поступать на естественный факультет научного профиля, то уж химию или физику они там точно учить не будут. Как может быть человек в современном мире, который не знает фундаментальные основы этих наук. Они думают: "Свои 24 балла я наберу, наняв репетитора". Сейчас по Москве минимум по математике 24 балла. Я смотрел, сколько надо знать вопросов на 24 балла, то это математику можно не знать.

Поэтому, конечно, ЕГЭ как инструмент требует совершенствования. Я вовсе не говорю, что в школе в разных классах (может быть и в 8-10 классах) не должно быть системы какой-то аттестации. И, кстати, она когда-то была. Мы, когда учились, то каждый год сдавали по 8-10 экзаменов. Может быть, это чересчур. Но может быть аттестация в очень разумной форме. Накапливается портфолио школьника, отмечаются его успехи. В том числе я бы в это портфолио прилагал рекомендации профессионалов или ученых. Это очень действует в других странах, в США, например, в Англии. Это и есть тот самый контроль, который надо осуществлять ежегодно, в том числе и в 11 классе, возможно. Но при этом нельзя игнорировать подготовку в школе, типа среднего балла, аттестата. Я вообще один из тех, кто не очень рад, что отменены медали, в смысле льгот. Это можно продумать, и аргумент, что их было много, но это вовсе не аргумент. Мы видим, что с ЕГЭ говорилось, что не будет коррупции, и тут главный этот аргумент потерпел крах. Поэтому любая сложная система должна управляться многими параметрами, это как в технике, в обществе, в жизни, в природе - нигде одной кнопкой ничего не управляется. Мне кажется, что такая важнейшая часть нашей жизни, как подготовка детей для дальнейшей жизни, не должна управляться одним параметром. Это ошибка. Поэтому в ближайшее время надо вводить и другие параметры, их суммировать, складывать. Можно поспорить, какие это параметры. Но я бы и дополнительные испытания вводил, расширял возможность для тех вузов, которые готовы брать эту непростую работу на себя - дополнительные испытания. Думаю, что в ближайшее время ЕГЭ должно подвергнуться такой реконструкции.

— Вопрос: Если сейчас уже пытаться анализировать качество тех абитуриентов, которые пришли к Вам с результатами ЕГЭ, абитуриенты сильно изменились?

В.Садовничий: У нас есть один факт, я хочу просто факт привести. Несколько лет назад был такой год, когда мы в Московский университет после принятия закона взяли только по результатам ЕГЭ - у нас еще не было собственных испытаний, не было олимпиад. И в мехмате, а это один из сложнейших факультетов, на котором я работаю, после первого семестра профессура собралась и заявила, что 2/3 приема не может учиться на мехмате. Они шли своим уровнем, горизонтом, были свои требования, как на первом курсе мехмата - это не просто. Оказалось, что просто эти студенты не готовы выдержать это. Но тогда как-то мы вышли - паллиативом, отчисления были огромные, но на следующий год, когда был веден профильный экзамен, более-менее все стало на свои места. Хотя сейчас набираются и на такие трудные факультеты неплохие ребята, но, конечно, следует сказать, что по разным причинам уровень подготовки школьников ниже, чем он был лет 20 назад. Я не хочу обвинять школы. У нас обычно говорят, что школа виновата, но здесь это система, и вообще вызовы общества другие. Мы же развиваемся по синусоиде и еще не вышли на эту вершину. Это задача нашего общества, государства, власти и, конечно, нашего профессионального сообщества. Это общая задача.

— Вопрос от журнала "Столичное образование": Какие новые специальности и направления планируется открыть в МГУ? В частности, на факультете журналистики, как я слышал, планируют готовить журналистов, пишущих на научные темы, потому что сейчас в большинстве своем это делается непрофессионально.

В.Садовничий: На самом деле я автор этого предложения и скажу для коллег почему. У меня есть два кумира (кроме Вас!), которые пишут на тему науки, - это Губарев и Песков. Я рос на их научных статьях, статьях, написанных на тему науки профессионалом, любящим и понимающим науку. И ты, прочитав такую статью, хотя ты и ученый, получаешь какие-то знания. Сейчас обрушился вал этой псевдонаучной писанины. Пишут что угодно - от всяких магий и инопланетян и т.д. под видом науки. Я предложил факультету создать программу научной журналистики. Это обсуждалось у нас на разных ассоциациях, в том числе и на ассоциации юристов, в которую входит в том числе и С.Степашин. Он присутствовал на этом обсуждении. Мы взялись создать программу научных журналистов, и уже с 2013г. по ней начнется подготовка пусть небольшого количества магистров, но таких людей, о которых я говорил.

Очень важно привлекать пусть небольшое количество магистров, но таких людей, о которых я говорил. И еще очень важно, что можно привлекать на эту магистерскую программу выпускников биофака, истфака. Почему бы нет? Если человек имеет дар писать, то почему бы ему не стать хорошим научным журналистам, которого читать будут все. К слову, автор гимна нашего университета - это хорошие стихи, которые написал профессор биологического факультета, биолог.

И еще одно новое будет в этом году. У нас был филиал в Пущино - это наукоград по биологии, там десятки институтов биологического направления Академии наук. На прошлом заседании ученого совета мы приняли решение преобразовать этот филиал в новый факультет биотехнологического профиля, поскольку это идеальное место для работы по биотехнологиям. Уже ближе к Москве многие тонкие эксперименты, на уровне клетки или даже метахондрии, вести трудно, уже много разных помех. Пока Пущино - это такое идеальное место.

Наверное, с сентября этого года мы осуществим набор на новый факультет биотехнологического профиля (пока точное название не произношу, мы еще утвердим его). И это будет уже выдающийся университет, поскольку это интеграция всех институтов Академии наук, наукограда Пущино и нескольких факультетов МГУ - биологического, биоинженерии и биоинформатики, почвоведения, медицинского. Сейчас биотехнологии очень сильно смыкаются с медициной.

И еще одна новость - мы открыли филиал в Ереване. Это шестой. В этих филиалах у нас учатся 3,5 тыс. иностранных граждан.

— А.Сотникова (РБК): Как Вы расцениваете смену руководства в РАН? Чего ожидаете, что поменяется?

В.Садовничий: Такой вопрос волновал многих и, конечно, академическое сообщество. Я думаю, что это была естественная смена. Так, Юрий Сергеевич Осипов сыграл выдающуюся роль в жизни Академии наук. Во-первых, он ее спас в трудные переходные годы 1991-1992гг., он был тем человеком, который сумел перевести существующую академию в Российскую академию наук. И, во-вторых, в эти трудные годы он ее вывел. Но все-таки он уже был президентом долгие годы - более 20 лет. Поэтому он дальше попросил его не избирать, и президиум это принял. Дальше были выборы на альтернативной основе. Были три кандидата - Нобелевский лауреат Жорес Алферов, вице-президент того состава академии Александр Некипелов и председатель отделения Академии наук, физик Владимир Фортов. Он и набрал убедительное большинство, более 50% и стал президентом. В своем выступлении на общем собрании он изложил программу, которая, в принципе, разумна. Она позиционирует Академию наук в основном как экспертную организацию, которая делает глубокую научную экспертизу разных проблем или вызовов. И наполовину обновлен президиум РАН. Сейчас в новых условиях и в обновленном составе Академия наук должна двигаться вперед, причем быстрее, чем было до этого. Стоять на месте сейчас для Академии наук недопустимо. Это все, что можно сказать на ближайшую перспективу.

Вопрос: Ничего конкретного Вы не ожидаете?

В.Садовничий: Даже если ожидаю - не скажу.

 

— Т.Матвеева ("Вести-Москва"): Сколько студентов, у которых были высокие баллы по ЕГЭ, после первой сессии отчисляется? Есть такая статистика?

В.Садовничий: У нас есть исследования. У меня даже с собой есть такая таблица, где мы следим за успеваемостью высокобалльников в ЕГЭ и победителей олимпиад, чтобы сразу ответить на два интригующих вопроса. Во-первых, победители олимпиад не халтурные ли, а настоящие, и, во-вторых, 100-балльники тоже. У нас полная корреляция по массиву. Они показывают стабильно на протяжении четырех сессий самые высокие результаты, то есть выше 4-4,5 баллов, это средний балл.

 

Источник: РБК

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся