Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Лавров

Министр иностранных дел Российской Федерации, председатель Попечительского совета РСМД, член РСМД

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел и международного сотрудничества Италии Э.Моаверо Миланези, Москва, 8 октября 2018 года
Добрый день уважаемые дамы и господа,

Прежде всего, хотел бы еще раз приветствовать своего коллегу, который впервые посещает Москву в качестве Министра иностранных дел Итальянской Республики.

Переговоры прошли в традиционной для наших отношений доброжелательной атмосфере. Затронули широкий круг вопросов двусторонней повестки дня, региональных и международных дел. Считаем важным, что по многим пунктам наши позиции близки или созвучны.

Обсудили предстоящий график российско-итальянских контактов, в том числе на высшем уровне. Заинтересованы в том, чтобы наш политический диалог развивался в различных форматах, в том числе в виде консультаций по линии внешнеполитических ведомств и межпарламентских обменов. На этот счёт также имеются планы по проведению встреч на уровне руководителей палат Федерального Собрания Российской Федерации и Парламента Италии. Подтвердили нашу обоюдную заинтересованность и нацеленность на продолжение повышения эффективности совместной борьбы против международного терроризма, наркобизнеса, транснациональной преступности и других новых вызовов и угроз. Подчеркнули необходимость дальнейшего взаимодействия между соответствующими компетентными органами наших стран, в том числе в рамках двусторонней рабочей группы по противодействию новым вызовам и угрозам.

Констатировали рост объемов торговли за первые семь месяцев этого года, который составил порядка 15 млрд. долл. Это значит, что мы выходим из ситуации, когда товарооборот имел понижательную тенденцию и хотим закрепить новую позитивную тенденцию. Уверены, что этому будет способствовать активная деятельность Российско-Итальянского Совета по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству, в котором г-н Министр сопредседательствует вместе с Министром промышленности и торговли России Д.В.Мантуровым.

Ключевым направлением остается энергетическое сотрудничество. Обсудили ситуацию, которая складывается вокруг проектов «Северный поток-2», который уже начал осуществляться, и возможной второй очереди «Турецкого потока». Эти проекты являются коммерческими, отвечают интересам европейских стран и вносят вклад в диверсификацию маршрутов поставок российского природного газа в Европу, снижая транзитные риски и укрепляя европейскую энергобезопасность.

Дали позитивную оценку высокого уровня культурно-гуманитарных обменов. В этом году успешно реализуется масштабный проект «Русские сезоны». В его рамках уже состоялся не один десяток интересных мероприятий. Сейчас готовится торжественная церемония закрытия «Сезонов», которая произойдёт 19 декабря этого года.

Расширяются наши связи в области образования и науки. Хорошим примером является подписанное в июне этого года Российской академией наук и Национальным советом научных исследований Италии Соглашение о научном сотрудничестве, а также расширение взаимодействия между университетами в контексте программ «двойного диплома».

Выразили обоюдную готовность укреплять контакты по линии гражданских обществ. Возлагаем большие надежды на деятельность российско-итальянского Форум-диалога, который является полезным механизмом и способствует расширению контактов между людьми и улучшению взаимопонимания между нашими народами.

Из международных тем затронули состояние отношений между Россией и Европейским союзом. В Москве заинтересованы в крепком Евросоюзе, который выступал бы в качестве предсказуемого и прагматичного партнера и проводил бы внешнюю политику на основе интересов Европы и стран, которые входят в ЕС. Считаем, и наши итальянские коллеги это мнение разделяют, что диалог между Москвой и Брюсселем нуждается в оздоровлении и активизации. В этой связи мы видим и ценим конструктивный настрой наших итальянских партнеров на то, чтобы способствовать этим процессам.

Рассмотрели наше взаимодействие в ОБСЕ с учетом председательства Италии в текущем году в этой Организации. Отметили нашу совместную работу на таких ключевых направлениях, как борьба с террором, наркотрафиком и киберугрозами, сопряжение интеграционных процессов в различных частях зоны ответственности ОБСЕ, защита традиционных ценностей, включая прав национальных меньшинств, противодействие христиано- и исламофобии, антисемитизму.

Из региональных вопросов особое внимание уделили ситуации в Ливии. Убеждены в необходимости поисков общеприемлемых подходов, которые позволили бы ливийцам через национальный диалог самим определять будущее своей страны. Выразили готовность содействовать разрешению кризиса в регионе политико-дипломатическими методами в соответствии с общепризнанными принципами международного права. Приветствуем активную роль Италии на этом направлении.

Со своей стороны рассказали о наших оценках процессов урегулирования ситуации в Сирии. Исходим из необходимости нацелить все усилия, которые предпринимаются международным сообществом, на выполнение задач, поставленных в резолюции 2254 СБ ООН. Напомню, что именно на это нацелена вся работа «Астанинского формата», имею ввиду процесс, начатый Россией, Турцией и Ираном, а также решения сочинского Конгресса сирийского национального диалога.

Говорили достаточно подробно о ситуации на Украине. Россия проинформировала наших итальянских коллег о предпринимаемых нами усилиях с тем, чтобы добиться безусловного выполнения минского «Комплекса мер», альтернативы которому не существует. Причём выполняться он должен в том виде, в каком он был одобрен СБ ООН.

Признателен моему коллеге за очень хорошие переговоры. Надеюсь, они положат начало нашим регулярным контактам. Благодарю за приглашение посетить Италию с ответным визитом.

Вопрос: Касательно санкций: чего Россия ожидает от Италии и что Италия может сделать для России, чтобы ослабить напряжённость? Обсуждали ли Вы это?

С.В.Лавров: Да, мы это обсуждали, о чём сказали в наших вступительных заявлениях. То, что Евросоюз пошёл на применение санкций в отношении России после событий прежде всего в Крыму, жители которого абсолютно закономерно и легитимно реализовали своё право на самоопределение в условиях, когда весь смысл их существования, все их базовые ценности и интересы были подвергнуты нападению и угрозам со стороны тех, кто незаконно захватил власть в Киеве через государственный переворот, мы восприняли как решение, которое не помогало не только развивать наши отношения, но и урегулировать ситуацию на Украине. Путчисты, которые захватили власть в Киеве, по сути дела, почувствовали свою безнаказанность.

Последующие волны санкций, уже в связи с тем, что жители большей части территории Донбасса отказались принимать незаконную власть, которая пришла в Киеве путём государственного переворота, тоже показали, что ЕС действует по инерции.

Все вздохнули с облегчением, когда были подписаны минские договорённости по урегулированию украинского кризиса, единогласно одобренные в СБ ООН. К сожалению, очень скоро стало ясно, что Киев не намерен добросовестно выполнять их, планирует и продолжает последовательно уходить от ключевого принципа урегулирования, который был закреплён в этих договорённостях – имею в виду прямой диалог с Донецком и Луганском. Когда это стало понятно (а я уверен, что наши европейские коллеги, прежде всего Франция и Германия как соавторы минских договорённостей, прекрасно знают, в чём причины их невыполнения), нашим европейским коллегам было уже не очень ловко обращать свой гнев на киевские власти, обвинять их в саботировании того, о чём договорились, и была изобретена очень удобная формула: ЕС хочет снять санкции с России, сотрудничать с нашей страной, для этого нужно, чтобы были выполнены минские договорённости. Поскольку минские договорённости не выполняет нынешняя киевская власть, то эта позиция ЕС, по сути дела, означала приглашение киевской власти продолжать саботировать минский документ, исходя из того, что за это будет расплачиваться Российская Федерация, чем Президент Украины П.А.Порошенко с удовольствием продолжает пользоваться. Это наш анализ ситуации.

Что касается санкций и того, как нам дальше развивать отношения, безусловно, в ЕС уже немало правительств, которые понимают ненормальный, нездоровый характер нынешнего положения. Они выступают за то, чтобы разобраться в существе вопросов и руководствоваться не идеологическими соображениями, не соображениями евроатлантической солидарности, а коренными глубинными интересами стран Европы и, конечно, с нашей стороны, Российской Федерации, которыми мы руководствуемся.

Среди таких правительств – Правительство Председателя Совета министров Италии Дж.Конте. Сегодня мы выразили высокую оценку того конструктивного настроя, который продвигается нынешним Правительством Итальянской Республики, в том числе на различных форумах по линии Европейского союза. Уверен, что коренные интересы европейских народов возобладают. Есть немало оценок по линии бизнеса о том, каким ущербом чревато нынешнее положение, какие потери уже состоялись. По-моему, никто не хочет продолжения такого положения дел. Будем рассчитывать, что мы вернёмся к основам наших отношений, что будут восстановлены все механизмы сотрудничества между Россией и ЕС, включая саммиты, регулярные встречи Постоянного совета партнёрства Россия-ЕС, деятельность более чем 20 секторальных диалогов.

Тот факт, что ситуация воспринимается всё более здраво в Брюсселе, подтверждает то, что некоторые диалоги начинают возобновляться, например, по миграции. Также есть хорошие перспективы у нашей работы на антитеррористическом, антинаркотическом фронтах, по энергетике, хотя сам по себе в полном смысле энергетический диалог не возобновлён, но регулярно проходят контакты между нашим Министром энергетики и Еврокомиссаром по энергетике. У нас есть полное понимание того, где мы находимся. Мы действуем прагматично. Думаю, жизнь возьмёт своё. В пользу этого говорит и тот факт, что в последние полтора-два года товарооборот между Россией и ЕС начинает возвращаться на повышательную тенденцию и продолжает достаточно устойчиво расти. Мы такую тенденцию будем приветствовать и будем всегда открыты к конструктивным предложениям, направленным на возобновление наших отношений в интересах России и наших партнёров.

Вопрос: В Палермо состоится конференция по Ливии. Кто будет представлять Россию? Возможно ли рассчитывать на участие Президента России В.В.Путина?

С.В.Лавров: Логично, что вопрос про Ливию последовал за вопросом про миграцию (вопрос был адресован итальянскому министру), потому что, надеюсь, все помнят, что этот миграционный взрыв, волна, которая накрыла Европу, последовала прямо за агрессией против Ливии, которая была предпринята странами НАТО в нарушение резолюции Совета Безопасности ООН. Мы выражали тогда свою точку зрения и предупреждали о том, что все это плохо кончится. По-прежнему «расхлебываем» последствия, и прежде всего, с этим сталкиваются наши коллеги, друзья в Европейском союзе.

У нас с Италией очень устоявшийся и структурированный диалог по ливийской проблеме, как и по другим проблемам региона. Ливийская тематика регулярно обсуждается по линии нашего Аппарата Совета Безопасности, внешнеполитических помощников наших президентов. министерствами иностранных дел. С самого начала ливийского кризиса Российская Федерация работала со всеми без исключения ключевыми политическими силами. Мы встречались и приглашали в Москву руководителя правительства национального согласия, представителей палаты депутатов в Тобруке, командующего Ливийской национальной армией и других ключевых участников политического процесса и сторон внутриливийского конфликта. Считаем, что работать со всеми ливийскими силами является абсолютно необходимым императивом и отмечаем, что целый ряд наших западных коллег, которые несколько иначе начинали свои подходы к ливийскому урегулированию, сейчас встали на такую же позицию и работают со всеми ключевыми игроками.

Второй принцип, которым мы руководствовались так же, как это делает Италия, – необходимость избегать ультиматумов, искусственно устанавливаемых сроков того или иного этапа в урегулировании. Приоритет надо отдавать достижению понимания между самими ливийцами тех принципов, которые они хотят положить в основу политической системы своего государства.

В этой связи также подчеркнул бы, что роль международного сообщества заключается не в навязывании рецептов, а, прежде всего, в том, чтобы создавать условия, в рамках которых ливийским сторонам будет легче договариваться. И в этой связи, конечно же, мы, как и Италия, поддерживаем роль ООН и Спецпредставителя Генерального секретаря ООН по Ливии Г.Саляме.

Также будет важно подчеркнуть такой элемент, как необходимость в ходе всех этих усилий уважать роль непосредственных соседей Ливии.

Все эти вопросы планируется вынести на конференцию в Палермо с участием всех ключевых ливийских сторон, ключевых международных игроков. Считаю, что это может быть вполне полезным мероприятием. Что касается более подробной реакции на эту инициативу и уровня нашего участия, мы сможем об этом сказать чуть позже, когда ознакомимся с материалами, которые нам передали вместе с приглашением. Приглашение поступило позавчера, поэтому по понятным причинам сейчас мы не можем вам окончательно сказать о том, каким будет уровень российского участия на конференции в Палермо, но участвовать мы обязательно будем.

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать обвинения в кибер-шпионаже, которые были недавно высказаны Министерством обороны Нидерландов? Как Вы считаете, связано ли это с предстоящей сессией ОЗХО?

Как стало известно, сегодня посол Нидерландов будет вызван в МИД. Ожидается ли вручение какой-либо ноты?

С.В.Лавров: Предварительные комментарии по поводу этого эпизода уже прозвучали. Напомню в двух словах: ничего тайного в поездке российских специалистов в Гаагу в апреле этого года не было. Это была рутинная поездка, они не прятались - ни когда селились в гостиницу, ни когда прилетели в аэропорт, ни когда посещали наше Посольство. Их задержали, ничего им не объяснили, не дали связаться с российскими представителями нашего Посольства в Нидерландах, а попросили уехать. Честно говоря, все это выглядело как недоразумение, тем более что в апреле в связи с этим инцидентом никаких протестов или демаршей в наш адрес ни в Москве, ни в Гааге не предпринималось.

Но прошло полгода, и, по-моему, в сентябре, недели три назад, в голландской прессе была утечка о том, что эти люди занимались кибер-шпионажем. Заинтересовавшись развитием этих событий, мы тут же, пригласили посла Нидерландов в Министерство иностранных дел и поинтересовались деталями, фактами в отношении той утечки, которая была сделана в средства массовой информации. Ничего вразумительного нам сказано не было.

3 октября нашего Посла пригласили в МИД Нидерландов, вручили ноту протеста по поводу этого эпизода со всеми обвинениями, о которых вы узнали из средств массовой информации, а на вопрос Посла, где конкретные факты, материалы, с которыми можно ознакомиться, было заявлено, мы все узнаем из пресс-конференции, которую проведет Министерство обороны. Вот, собственно говоря, и вся история.

Думаю, что мы в очередной раз имеем пример мегафонной дипломатии, пример пренебрежения правовыми механизмами, которые были созданы и существуют для рассмотрения возникающих проблем в отношениях между любыми странами, в том числе между Российской Федерацией и Нидерландами.

Мы приглашаем посла Нидерландов, чтобы привлечь внимание к той точке зрения, которую я сейчас озвучил. Мы предоставим более подробную дополнительную информацию.

Насчет того, что буквально завтра открывается сессия Исполнительного совета Организации по запрещению химического оружия. Наверное, это будет использовано теми странами, которые хотят извратить содержание Конвенции о запрещении химического оружия, превратить ее Технический секретариат в некий карающий орган, подрывая тем самым международное право и, в частности, прерогативы Совета Безопасности ООН. Также обращу ваше внимание на то, что, по-моему, как раз в день этой пресс-конференции состоялось заседание Совета министров обороны НАТО, что тоже, наверное, следует иметь в виду, если мы говорим о совпадениях, прямых или косвенных. Вскоре состоится заседание Евросовета, где главы государств и правительство Евросоюза тоже будут заняты различными вопросами. Наверное, кому-то показалось, что «выкопать» апрельский сюжет и «вбросить» его в публичное пространство именно сейчас поможет отвлечь внимание от сложных вопросов, которые обсуждаются сейчас и в Евросоюзе, и, в известной степени, в НАТО, в том числе соотношение возможностей в сфере обороны между этими двумя структурами.

Я сейчас на этом остановлюсь. Дополнительно, по мере того, как мы будем анализировать эту ситуацию, мы с вами поделимся информацией.

Источник: Министерство иностранных дел Российской Федерации          

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся