Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Лавров

Министр иностранных дел Российской Федерации, председатель Попечительского совета РСМД, член РСМД

Выступление и ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы СМИ в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Украины, Действующим председателем ОБСЕ, Л.А.Кожарой, Москва, 29 марта 2013 года


Уважаемые дамы и господа,

Мы провели очень полезные, обстоятельные переговоры с Л.А.Кожарой. Это вторая встреча после нашего «свидания» в г.Черновцы в середине января. Довольны таким интенсивным характером нашего диалога и в целом уровнем сотрудничества между нашими странами.

Украина – приоритетный партнер России в СНГ. Этот принципиальный подход зафиксирован в обновленной Концепции внешней политики Российской Федерации – из этого исходим и в наших практических действиях.

Сегодня в центре нашего внимания было рассмотрение хода подготовки к очередному саммиту. Этот вопрос стоит на повестке дня президентов России и Украины и правительств двух стран. Соответствующие ведомства, в том числе экономические, энергетические, а также компании работают над тем, чтобы обеспечить содержательное наполнение такого визита.

Обсудили подготовку к российско-украинскому Межрегиональному экономическому форуму, который стороны согласились провести в Нижнем Новгороде. Стремимся к тому, чтобы находить взаимоприемлемые развязки по вопросам, которые пока до конца не решены. Подробно рассмотрели тематику Азово-Керченского урегулирования. Здесь есть продвижение, которое, как мы рассчитываем, вскоре будет зафиксировано.

Обсудили и вопросы функционирования Черноморского флота (ЧФ) Российской Федерации, договорились укреплять договорно-правовую базу в развитие основополагающих соглашений о пребывании ЧФ на территории Украины, а также рассмотрели задачи дальнейшего упрощения порядка пересечения российско-украинской госграницы.

В этом году отмечается целый ряд памятных дат, в том числе 1025-летие Крещения Руси. В следующем году исполняется 200 лет со дня рождения Т.Г.Шевченко. Договорились активно содействовать организации совместных мероприятий, посвященных этим датам, которые подчеркивают тесные исторические и духовные корни наших народов.

При рассмотрении международной повестки дня обсудили задачи по продвижению приднестровского урегулирования. Россия и Украина являются не только государствами-посредниками, но и гарантами договоренностей, которые будут достигнуты сторонами конфликта. В этой связи мы условились о дальнейшей координации действий. Обсудили также и другие конфликтные ситуации, которые находятся на повестке дня ОБСЕ, в частности нагорно-карабахское урегулирование, ситуацию в Косово и ряд других вопросов. Учитывая, что в нынешнем году Л.А.Кожара выполняет функции Действующего председателя ОБСЕ, помимо конфликтных ситуаций, рассмотрели весь комплекс вопросов, связанных с повесткой дня этой Организации.

Поддерживаем результаты первых трех месяцев председательства Украины в ОБСЕ. Приоритеты, которые наши соседи сформулировали для Организации на текущий год во многом совпадают или близки российским. Планируем в этом году вести работу в рамках ОБСЕ по проблематике свободы передвижения, что могло бы способствовать продвижению безвизовых диалогов России и Украины с Евросоюзом. В ОБСЕ запущен проект сравнительного анализа избирательного законодательства стран-участниц. Думаю, что он поможет устранить проблемы, которые периодически возникают в сфере наблюдения за выборами по линии Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека.

Отметили насыщенную повестку дня по проблематике безопасности, включая вопросы контроля над вооружениями, укрепления мер доверия. Условились способствовать обновлению принципов, регулирующих нераспространение, которые были одобрены в ОБСЕ в 1994 г. и, конечно же, нуждаются в модернизации. Договорились о конкретных мероприятиях, которые запланировало украинское Председательство в сфере борьбы с терроризмом, наркоугрозой, торговлей людьми, и решили уделить внимание продолжению дискуссий по тематике реформирования Организации, включая вопросы ее правового статуса.

Поддерживаем намерение украинских друзей развивать процесс, который условно называется «Хельсинки плюс 40» и призван укрепить ОБСЕ к предстоящему в 2015 г. 40-летию Хельсинкского Заключительного акта. Работа уже началась. Думаю, это правильно, потому что важно подготовить документ, который будет не рутинным или банальным, а вдохнет новую жизнь в усилия по выполнению договоренностей, зафиксированных в Хельсинском Заключительном акте и в рамках других основополагающих документов ОБСЕ.

В целом мы настроены на то, чтобы всячески содействовать успешному председательству Украины и результативному проведению в Киеве 5-6 декабря с.г. Совета министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ.

Наши переговоры прошли в традиционно дружественной манере, в атмосфере доброжелательности и товарищества. Признателен Л.А.Кожаре и его коллегам за совместную работу. Рассчитываем на дальнейшее сотрудничество.

Вопрос: Когда может состояться государственный визит Президента Украины в Россию, принимая во внимание, что сегодняшние переговоры анонсировались как подготовка к нему? Какие документы будут подписаны, учитывая, что на сегодняшний день особого прогресса в отношении двух стран не видно?

С.В.Лавров: Не могу согласиться с Вашей опорной фразой о том, что визит Л.А.Кожары в Москву анонсировался как подготовка к государственному визиту Президента Украины. Он планировался, прежде всего, как визит Действующего председателя ОБСЕ, в отличие от нашей встречи в Черновцах, которая, действительно, была в основном посвящена двусторонним вопросам.

Сегодня мы, как и планировали, уделили особое внимание программе председательства Украины в ОБСЕ и перспективам работы на этом направлении в течение года. Воспользовавшись встречей, коснулись также двусторонних тем, включая подготовку к визиту и проведение третьего Межрегионального экономического форума в Нижнем Новгороде. Об этом я упомянул в своем вступительном слове.

Вопросы, которые будут выноситься на саммит, касаются, в первую очередь, правительств двух стран, министерств экономического и энергетического блока, компаний, участвующих в соответствующих контактах. Именно по их линии ведется содержательное согласование вопросов, выносимых на саммит. Министерства иностранных дел России и Украины должны создавать максимально благоприятную атмосферу для таких переговоров – что мы и делаем.

Вопрос (Л.А.Кожаре): Ваши российские коллеги заявили недавно о том, что планируют открыть в Приднестровье консульство. Не собирается ли Украина пойти таким же путем?

С.В.Лавров (добавляет после Л.А.Кожары): Прокомментирую ситуацию по консульству для того, чтобы была полная ясность. Мы не занимаемся «подковерными играми», а обратились к Правительству Республики Молдова с такой просьбой.

В Приднестровье проживает немало наших граждан. Возникают вопросы, требующие консульского обслуживания и повседневного содействия. Мы объяснили молдавским коллегам, что не следует рассматривать консульство как шаг к признанию независимости, хотя были и такие страхи. По определению, консульство открывается страной в одном из регионов принимающего государства, где уже действует посольство этой страны.

Надеюсь, здесь не должно быть скрытых опасений. Наоборот, эта тема четко вписывается в позицию России и Украины, которую мы неоднократно продвигали. Она также подтверждена в Совместном заявлении президентов двух стран от 17 мая 2010 г. по вопросам урегулирования приднестровского вопроса в рамках суверенитета, территориальной целостности, конституционного строя Республики Молдова при обеспечении особого статуса для Приднестровья.

Вопрос: На какой стадии находится решение вопроса о перевооружении российского Черноморского флота, базирующегося в Крыму? Будет ли Россия продолжать уплачивать таможенные пошлины с поступающих туда грузов?

С.В.Лавров: Эти вопросы рассматриваются в рамках соответствующей Подкомиссии по Черноморскому флоту, которая функционирует в рамках двусторонней Межгосударственной комиссии. Сегодня мы договорились активизировать ее работу, потому что целый ряд соглашений находится на стадии переговоров. В прошлом году удалось принять только один документ.

Перевооружение флота – одна из объективно необходимых задач. Как мне кажется, наши украинские коллеги это понимают. Думаю, будет достигнута договоренность о том, как практически его осуществлять.

Что касается таможенных пошлин, то базовыми соглашениями они не предусмотрены, и сейчас мы добиваемся, чтобы этот вопрос был урегулирован. Тем более, средства, которые пытаются взыскивать с флота в качестве таможенных пошлин, мы были бы готовы вкладывать в улучшение социальной инфраструктуры Севастополя. Надеюсь на скорое достижение договоренности.

Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию на Корейском полуострове, откуда поступают сообщения, что Северная Корея привела в состояние боевой готовности свои ракетные войска в ответ на полет американских самолетов над полуостровом.

С.В.Лавров: Мы в принципе негативно относимся к шагам с любой стороны, которые так или иначе нагнетают напряженность. Будем, разумеется, судить о ситуации не по воинственным заявлениям, которые, кстати, раздаются не только из Пхеньяна, а по тому, какие конкретные шаги может предпринять та или иная сторона. Тогда и определимся с позицией.

Мы активно поддержали соответствующую реакцию СБ ООН на действия Пхеньяна, которые неприемлемы и заслуживают осуждения. Имею в виду известные ракетно-ядерные эксцессы в виде ракетных запусков, испытаний ядерного оружия, что запрещено резолюциями СБ ООН, которые нужно выполнять. Считаю, что принятая недавно единогласно резолюция Совбеза стала адекватной реакцией на подобные действия. Но самое главное, что она подчеркнула приоритетность усилий по преодолению тупика в шестисторонних переговорах и необходимость создания условий к тому, чтобы этот механизм заработал вновь как можно скорее.

В этой связи обеспокоены, что наряду с адекватным решением Совбеза ООН, коллективной реакцией мирового сообщества предпринимаются и односторонние действия вокруг Северной Кореи, которые выражаются в наращивании военной активности. Мы можем просто выпустить ситуацию из-под контроля – она сползет в спираль «порочного круга». Считаем необходимым для всех не «накачивать военные мускулы» и не использовать нынешнюю ситуацию как предлог для решения каких-то геополитических задач военными средствами в регионе, а сконцентрировать усилия на том, к чему призывает СБ ООН, а именно – к созданию условий для возобновления шестисторонних переговоров. Мы руководствуемся этим в повседневной работе со всеми участниками шестистороннего процесса, включая КНДР, Китай и США.
 

Источник: МИД России

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся