Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.8)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Лавров

Министр иностранных дел Российской Федерации, председатель Попечительского совета РСМД, член РСМД

Эпидемия коронавируса, буквально за считанные недели изменившая привычную жизнь миллиардов людей, стала настоящим испытанием для всего человечества. Сейчас невозможно с уверенностью спрогнозировать не только точные, но и даже примерные сроки ее окончания. В этих условиях логичными представляются предпринимаемые усилия по ускоренному, форсированному переводу в цифровую сферу многих аспектов повседневной деятельности, включая государственное управление, деловую активность, образование. Не остаются в стороне от этой тенденции и межгосударственные связи. Поэтому закономерно, что вопросы надежного обеспечения международной информационной безопасности (МИБ) выходят на передний план глобальной повестки дня.

Призываем партнеров взять лучшее из опыта сплочения мирового сообщества перед лицом пандемии коронавируса и творчески использовать эти наработки в киберсфере. Важно не откладывать острые вопросы «в долгий ящик», не заниматься перетягиванием «политического каната», а сосредоточиться на практической работе, объединить усилия.

Убеждены: хорошей возможностью для формирования основ эффективной архитектуры международной информационной безопасности призвана стать открывающаяся в сентябре 75-я юбилейная сессия Генассамблеи ООН. Рассчитываем, что в ходе выработки решений, нацеленных на обеспечение стабильного «постковидного» будущего человечества, ее участники внесут вклад в эту работу.

Эпидемия коронавируса, буквально за считанные недели изменившая привычную жизнь миллиардов людей, стала настоящим испытанием для всего человечества. Сейчас невозможно с уверенностью спрогнозировать не только точные, но и даже примерные сроки ее окончания. В этих условиях логичными представляются предпринимаемые усилия по ускоренному, форсированному переводу в цифровую сферу многих аспектов повседневной деятельности, включая государственное управление, деловую активность, образование. Не остаются в стороне от этой тенденции и межгосударственные связи. Поэтому закономерно, что вопросы надежного обеспечения международной информационной безопасности (МИБ) выходят на передний план глобальной повестки дня.

Вместе с тем на текущий момент ситуация в этой области далека от идеальной. Более того, мировое сообщество сталкивается с самой настоящей «киберпандемией», которая проявляется не только в виде посягательства на частную жизнь рядовых граждан. Глубокую озабоченность вызывают акты кибертерроризма, зафиксированный в период эпидемии рост количества «нападений» на объекты здравоохранения, финансовые, образовательные структуры, международные организации. Преступная активность в онлайн-режиме, входящая, согласно рейтингу Всемирного экономического форума (ВЭФ), в пятерку глобальных рисков, угрожает существованию и успешному функционированию целых отраслей. Цифры говорят сами за себя. По данным ВЭФ, только в 2019 году потери мировой экономики от кибератак оцениваются в 2,5 трлн. долл, а к 2022 году этот показатель может достичь 8 трлн. долл.

Информационно-коммуникационные технологии сплошь и рядом используются в целях вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Ряд стран уже публично рассуждают о своем праве наносить превентивные киберудары по потенциальным противникам, в том числе по объектам их критической инфраструктуры.

Таким образом, в отсутствие универсального международного «кодекса поведения» в киберсфере устойчивое социально-экономическое и научно-техническое развитие всех без исключения стран становится уязвимым. Человечество рискует быть втянутым в опасную масштабную конфронтацию в онлайн-пространстве, которую невозможно будет удержать в локальных рамках в силу трансграничности современных средств коммуникаций и взаимозависимости национальных экономик.

Очевидно, что мировому сообществу давно пора сделать должные выводы относительно того, как цивилизованно, не в ущерб прогрессу, основным правам человека и свободам следует применять ИКТ и регулировать деятельность государств в данной области.

Российские принципиальные подходы к поддержанию МИБ учитывают всю комплексность данной проблематики. Мы выделяем три основных набора угроз – военно-политического, террористического и криминального характера.

Нелишне напомнить, что еще более 20 лет назад, в 1998 году, Россия – с трибуны ООН – первой предупредила мир о рисках, которые таила в себе тогда еще зарождающаяся киберсфера, и предложила конкретные пути противодействия им. Сегодня наша позиция остается неизменной и сводится к следующему:

– В решении и обсуждении данной глобальной проблемы должны участвовать все без исключения государства. Важен также учет мнений других заинтересованных сил (бизнес, гражданское общество, научные круги);

– Поиск универсального решения возможен только путем переговоров под эгидой Всемирной Организации;

– Магистральная цель таких переговорных усилий – предотвращение конфликтов в информационном пространстве и обеспечение использования ИКТ исключительно в мирных целях. В этой связи все более насущной становится задача оперативного согласования правил ответственного поведения государств, закрепляющих в цифровой среде принципы уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой, права на индивидуальную и коллективную самооборону, уважения прав и основных свобод человека, а также равные права для всех государств на участие в управлении сетью Интернет.

К сожалению, такой инклюзивной линии ряд стран противопоставляют иную логику, подменяющую борьбу за равную и неделимую кибербезопасность плохо скрываемым желанием навязать свои «порядки». Тем самым они стремятся сохранить технологические преимущества, продолжать предпринимать односторонние силовые шаги в сфере ИКТ, окончательно присвоить право самостоятельно назначать ответственных в киберинцидентах. Все это в конечном итоге способно превратить мировое информационное пространство в новый театр военных действий.

Например, некоторые категорически возражают против выработки международно-правовых инструментов, предотвращающих использование ИКТ в узкокорыстных военно-политических целях, а также проясняющих, в каких случаях кибератаки могут быть квалифицированы как вооруженное нападение, и, соответственно, приводить в действие статью 51 Устава ООН о праве государств на самооборону. Не поддерживаются идеи об укреплении роли этой всемирной организации в регулировании политических вопросов, связанных с использованием ИКТ, включая создание под ее эгидой международного киберарбитража или иного постоянно действующего органа, занимающегося тематикой МИБ. Отрицается необходимость вовлечения СБ ООН в разбор и урегулирование межгосударственных инцидентов и конфликтов, связанных с использованием ИКТ. Оспаривается право государств на суверенитет в области обеспечения национальной информационной безопасности и над информационно-коммуникационной инфраструктурой, находящейся на собственной территории.

На этом фоне показательно, что именно российские принципиальные установки пользуются самой широкой поддержкой в мире. В 2018 году 73-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН подавляющим большинством голосов приняла нашу резолюцию, которая не только сформулировала первоначальный перечень правил поведения государств в информпространстве, но и создала под ооновской эгидой эффективный переговорный механизм в формате профильной рабочей группы открытого состава для практического решения проблемы обеспечения МИБ.

На параллельном направлении Россия инициировала в рамках ООН разработку всеобъемлющей международной конвенции о противодействии использованию ИКТ в преступных целях. В этом контексте на рассмотрение 74-й сессии Генассамблеи внесен проект резолюции «Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях», соавторами которого выступили 47 государств. Резолюция, принятая при поддержке большинства стран Азии, Африки, Латинской Америки, постановила учредить специальный межправительственный комитет экспертов открытого состава для разработки упомянутой конвенции с учетом существующих международных документов и предпринимаемых на национальном и региональном уровнях усилиях по борьбе с киберпреступлениями. Восприимчивость международного сообщества к российскому начинанию свидетельствует, что заключение подобного договора – это веление времени, осознание новой реальности, связанной со стремительно возрастающей ролью ИКТ и возникающими в этой связи вызовами.

Россия продолжит работать над наращиванием двустороннего и многостороннего сотрудничества по всему комплексу актуальных вопросов обеспечения МИБ, в том числе в интересах противодействия угрозам, возникающим в связи с масштабным использованием ИКТ в военно-политических целях. В числе наших приоритетов – содействие подготовке и принятию международных актов, регламентирующих применение в этой сфере принципов и норм международного гуманитарного права, создание условий для установления международного правового режима нераспространения информационного оружия, разработка и реализации многосторонних программ, способствующих преодолению информационного неравенства между развитыми и развивающимися странами.

Призываем партнеров взять лучшее из опыта сплочения мирового сообщества перед лицом пандемии коронавируса и творчески использовать эти наработки в киберсфере. Важно не откладывать острые вопросы «в долгий ящик», не заниматься перетягиванием «политического каната», а сосредоточиться на практической работе, объединить усилия.

Убеждены: хорошей возможностью для формирования основ эффективной архитектуры международной информационной безопасности призвана стать открывающаяся в сентябре 75-я юбилейная сессия Генассамблеи ООН. Рассчитываем, что в ходе выработки решений, нацеленных на обеспечение стабильного «постковидного» будущего человечества, ее участники внесут вклад в эту работу.




Источник: Министерство иностранных дел Российской Федерации

(Голосов: 5, Рейтинг: 4.8)
 (5 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся