Наши коллеги из Комитета по международным делам верхней палаты британского парламента, Палаты лордов, опубликовали аналитический доклад об отношениях между ЕС и Россией на фоне украинского кризиса («The EU and Russia: before and beyond the crisis in Ukraine»).
Это весьма обстоятельный и подробный документ, к подготовке которого были привлечены эксперты из разных стран, включая Россию. Разумеется, он содержит многие положения и выводы, которые мы в России не можем принять безоговорочно – иначе бы, наверное, и не было всех нынешних проблем в отношениях ЕС с Россией. Однако за последний год это, пожалуй, наиболее серьезная попытка европейцев разобраться в причинах нынешнего кризиса и возможных путях выхода из него.
Прежде всего, обращают на себя внимание те весьма жесткие и самокритичные оценки, которые даются в докладе по поводу понимания – точнее, «катастрофического непонимания» – Британией и ЕС ситуации в восточноевропейском регионе, в России и на Украине, отношения россиян к происходящему в соседней стране, к соглашению об ее ассоциации с ЕС, к расширению НАТО и ЕС и многим другим вещам, которым до сих пор не уделялось достаточного внимания. Это во многом перекликается с тем, что утверждаем мы: нас очень долго не хотели услышать и игнорировали, и вообще, нынешний кризис – это, прежде всего, кризис непонимания, а вовсе не «нестыковки» ценностей или «несогласуемости» интересов.
Доклад делает вывод: «модель европейского "опекунства" над Россией больше невозможна». «Государствам-членам ЕС придется жить с Россией как с соседом, членом Совета Безопасности ООН и региональной державой». Следует адаптировать свой подход к той России, которая есть, а не к некой идеальной России, которую бы хотели видеть в Европе. Для этого, в частности, необходимо усилить аналитический потенциал, поскольку нынешний категорически не соответствует тем задачам, которые ставятся при выработке внешней политики. Прежние аналитические ошибки ЕС во многом привели к тому, что в нынешний украинский кризис вошли, «как сомнамбулы», не разглядев предупреждающих сигналов.
В документе содержится множество положений, предлагающих пересмотреть подходы к пониманию роли России в Европе, исходя из уважения к ее взглядам на международные процессы, даже если эти взгляды не разделяются британцами и другими европейцами. Это касается политики ЕС в отношении восточноевропейских государств («Москва имеет право не быть исключенной из восточного партнерства»), которая должна быть обновлена с оглядкой на Россию и с созданием форматов для трехстороннего (ЕС, Россия, соседние государства) сотрудничества по общим темам. А у самих восточноевропейских стран не следует создавать «нереалистичных ожиданий» в отношении полного членства в ЕС, поскольку это только осложняет отношения России и с этими странами, и с ЕС.
Это касается и расширения НАТО и ЕС: в докладе говорится о восприятии большинством россиян этих процессов как угрозы собственной безопасности, и эти озабоченности должны учитываться в стратегической аналитике по России и в дискуссиях о европейской безопасности.
Доклад затрагивает и некоторые конкретные чувствительные темы наших отношений – например, положение русских в странах Балтии. В частности, речь идет о том, чтобы изучить возможность дополнительных шагов для предоставления гражданства этническим русским, длительное время проживающим в этих странах, но не в полной мере владеющим государственным языком. Разумеется, это предлагается, прежде всего, для того, чтобы не давать России поводов для вмешательства в дела этих стран ввиду нарушения прав русских – но ведь это и есть то, о чем уже не первое десятилетие безуспешно говорит Россия. Она вовсе не ищет повода для вмешательства – мы были бы только рады, если бы на эти проблемы – что в странах Балтии, что на Украине и в других странах – наконец, обратили внимание не только у нас. Мы считаем проблемы гуманитарными, а не политическими, но политика начинается там и тогда, где и когда их сознательно игнорируют. Вот в таких случаях и возникают кризисы, вроде украинского.
Или, например, по поводу памятных мероприятий, посвященных общеевропейским историческим событиям – в докладе рекомендуется рассматривать их отдельно от текущих международных споров и участвовать в таких мероприятиях совместно с российскими лидерами.
В целом, можно лишь приветствовать столь серьезное желание наших британских коллег понять причины, источники и движущие силы нынешнего общеевропейского политического кризиса, который имеет очень опасный негативный потенциал для нашего общего будущего. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Впрочем, в том, что касается поиска мирных и реальных путей из кризисов, мне кажется, поздно не бывает никогда.
Несмотря на то, что британские «лорды» достаточно скептически оценивают перспективу возвращения наших отношений в нормальное русло, к «business as usual», тем не менее, сам документ содержит очевидные сигналы о готовности его авторов к активизации диалога и к максимальному сопряжению интересов его сторон, к учету озабоченностей России. Британцы предлагают не изолировать Россию, а, наоборот, вовлекать ее в сотрудничество по максимальному количеству тем, начиная от общего экономического пространства (включая сотрудничество с Евразийским экономическим союзом), и заканчивая архитектурой безопасности, а также взаимодействием в культурной, научной и образовательной сферах.
Разумеется, это в полной мере отвечает и нашим намерениям. Российские парламентарии, уверен, будут готовы поддержать такое стремление расширять контакты.
Источник:Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ