Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Владислав Иноземцев

Основатель и директор Центра исследований постиндустриального общества, член РСМД

 Новые «мега-­ проекты» государства — элементы амбициозного плана, призванного создать ощущение возврата к огромным советским стройкам и свершениям.К сожалению, при внешнем сходстве проекты нынешние и советские существенно различаются.

Первое, что бросается в глаза, — сама их суть. В 1970-е и 1980-е годы в СССР и впрямь массово строились трубопроводы (неф­тепровод «Дружба», газопровод Уренгой — Помары — Ужгород) и железные дороги (тот же БАМ). Но этому строительству предшествовало создание современной нефтегазовой отрасли — разработка Самотлорского и Мамонтовского месторождений, Медвежьего и Уренгоя. Добыча нефти в стране выросла в 1960-1988 гг. в 4,2 раза, газа — в 17,1 раза. То же самое касалось и добычи угля в Кузбассе, развития машиностроения на Дальнем Востоке. За постсоветское время построен ряд гигантских труб (Ямал — Европа, «Голубой» и «Северный» потоки, ВСТО), но объём добычи нефти и газа не вырос по сравнению с РСФСР 1990 г. То же и с другими отраслями: мы перестраиваем БАМ, на 60% загруженный перевозкой на экспорт дешёвого сырья — угля и руды, но не намерены перерабатывать их у себя дома: выплавка стали на 27% ниже, чем в РСФСР в конце советского периода. Поэтому сегодняшние большие стройки скорее уводят от нас наши богатства, чем создают их.

Второе немаловажное отличие — «точечный» характер проектов. В СССР плановая экономика учитывала потребности и динамику развития всего народного хозяйства. За 1960-­1980-е гг.были созданы целые отрасли и региональные кластеры: нефте- и газодобыча, гидроэлектроэнергетика, цветная металлургия, нефтехимия. В СССР шло на экспорт 17% добывавшейся нефти, остальная использовалась внутри страны. Сейчас упадок промышленности привёл к тому, что 66% добытой нефти вывозят за рубеж, и потому можно реализовывать отдельные проекты, не заботясь ни об их влиянии на развитие территорий, ни на «смычку» разных регионов.

Естественно, не стоит вопрос и об окупаемости. Стоимость космодрома «Восточный» — почти 100 годовых арендных платежей Казахстану за Байконур! В советский период цена строек часто оказывалась выше плановой — но никогда не становилась в разы выше мировых расценок. И дело не столько в воровстве, сколько в банальной эффективности. При этом каждый регион пытается получить из центра деньги на собственные проекты, а связь между частями страны стремительно утрачивается — ведь она не создаётся газовой трубой. Третий момент: до половины работников на этих стройках — гастарбайтеры, а 30-60% комплектующих — импортные. Получается, развиваем мы не свою, а чужие экономики. Кроме того, и стадионы, и культурные объекты, и другая инфраструктура потребуют колоссальных средств на содержание. Иначе они придут в упадок, как это случилось в ЮАР после чемпионата мира по футболу. Показушные стройки оставляют за кадром действительно важные объекты. Как не было между Москвой и Петербургом европейского качества автомобильной и выделенной скоростной железной дорог, так их и нет.

Источник: АиФ

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся