Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Николай Бордюжа

Чрезвычайный и Полномочный Посол России, экс-генеральный секретарь ОДКБ, член РСМД

На этот раз впервые речь идет об армянских землях, принадлежность которых не оспаривается никем. Всем международным сообществом эта территория рассматривается как суверенная территория Армении. По своим уставным документам ОДКБ обязана отреагировать в таком случае на ввод туда вооруженных сил другого государства. При этом армянские власти обращаются не к России, а именно в военно-политический союз, призванный оберегать безопасность и целостность государств-участников.

И вчера, и сегодня это происходило при самых активных посреднических усилиях России. Вспомним разговоры нашего президента и министра иностранных дел с руководством конфликтующих сторон. Это и есть ничто иное, как посредническая деятельность одного из членов ОДКБ. И не просто одного из членов, а системообразующего для ОДКБ государства.

Применение коллективных сил против любого государства, входившего ранее в СССР, — самая крайняя мера. Всегда надо стремиться решить конфликт политическими средствами, что сейчас и происходит.

Согласно сообщению пресс-службы МО РФ, 17 мая Сергей Шойгу и армянский министр обороны Вагаршак Арутюнян обсудили по телефону ситуацию в Нагорном Карабахе. Уже двое суток после переговоров с армянской стороной при участии российских миротворцев азербайджанские военные (до 250 человек, по сообщениям СМИ) оставляют занятые ранее незначительные территории вокруг Черного озера в области Сюник. Официально азербайджанская армия проводила там картографические работы по уточнению границы. Отвод начался сразу после того, как и.о. премьер-министра Никол Пашинян написал письмо с просьбой о посредничестве Владимиру Путину, а Армения официально направила в Таджикистан (ныне председатель ОДКБ) запрос на проведение политических консультаций, предусмотренных уставом организации в подобных случаях. О роли ОДКБ в этом конфликте, аналогичных случаях в прошлом и причинах, по которым нынешние члены военного союза продолжают активное сотрудничество, невзирая на регулярные пограничные конфликты между ними, «Новой» рассказал генерал-полковник Николай Бордюжа, генеральный секретарь ОДКБ в 2003–2016 годах.

— Николай Николаевич, почему на этот раз обращение Армении в ОДКБ сыграло очевидную роль? Все помнят, что ее прошлые попытки апеллировать к ОДКБ встречались там весьма прохладно.

— На этот раз впервые речь идет об армянских землях, принадлежность которых не оспаривается никем. Всем международным сообществом эта территория рассматривается как суверенная территория Армении. По своим уставным документам ОДКБ обязана отреагировать в таком случае на ввод туда вооруженных сил другого государства. При этом армянские власти обращаются не к России, а именно в военно-политический союз, призванный оберегать безопасность и целостность государств-участников.

— На месте завязались переговоры с участием российских миротворцев. Власти Армении считают, что конфликт не разрешен до вывода последнего солдата. Но переговоры все же привели к неспешному отводу войск Азербайджана. Он происходил вчера и идет сегодня. Хотя официальные политические процедуры даже еще не запущены.

— И вчера, и сегодня это происходило при самых активных посреднических усилиях России. Вспомним разговоры нашего президента и министра иностранных дел с руководством конфликтующих сторон. Это и есть ничто иное, как посредническая деятельность одного из членов ОДКБ. И не просто одного из членов, а системообразующего для ОДКБ государства.

— То есть не стали ждать, пока бумаги будут идти в Душанбе, а оттуда в секретариат ор низации?

— Такое случалось и ранее. Могу напомнить события в Оше. Мы вели одновременно подготовку к заседанию секретарей Совета безопасности по обсуждению ситуации на юге Киргизии, а оперативные группы уполномоченных секретариата и представителей России уже проводили работу на местах.

Аналогично развивалась ситуация во время первого конфликта между Киргизией и Таджикистаном в 2014 году — там до минометных обстрелов дошло. Я по поручению президента Путина в режиме челночной дипломатии на месте занимался разведением войск и нормализацией обстановки. В результате открыли границы, восстановили транспортное сообщение, подготовили и подписали совместный протокол, предусматривающий совместное патрулирование границ, совместное расследование инцидента, активизацию работ по демаркации границы и т. д.

— По статье 3 Устава ОДКБ «приоритет в достижении (целей. — В. Ш.) государства-члены отдают политическим средствам». А вооруженным путем участники организации подобные проблемы решали?

— Надо учитывать: Азербайджан — член СНГ, куда входят и государства — члены ОДКБ. Эта двойственность будет существовать всегда.

Применение коллективных сил против любого государства, входившего ранее в СССР, — самая крайняя мера. Всегда надо стремиться решить конфликт политическими средствами, что сейчас и происходит.

— Когда ОДКБ только создавалось, все смотрели на Афганистан. Светские государства бывшей советской Средней Азии и Россия видели главную угрозу оттуда. Это и была главная причина, мотивировавшая их создать такой военный союз?

— После распада СССР все страны, по большому счету, остались с фрагментами вооруженных сил, а не с армией (округа, армии, корпуса и т.д.). Самостоятельные вооруженные силы в тот момент существовали лишь в РФ, да и то с определенными оговорками. Ни полноценных органов военного управления, ни видов и родов войск ни у кого не было. А у некоторых нет и до сих пор.

Ведь поначалу самостоятельность у всех вызвала некоторую эйфорию. Последующая оценка показала — обеспечить свою безопасность военными средствами не может никто, кроме России. События же в Афганистане всем показали, что «если вдруг…», то, по большому счету, и отбиваться будет сложно. Ведь там и полноценных, оборудованных межгосударственных границ не было. Это был один из сильнейших факторов, побудивших всех создать систему коллективной безопасности, но не единственный.

— Из-за этого, какие бы перевороты ни происходили в том регионе, новые власти первым делом сообщают о желании сохранить свое место в ОДКБ?

— Все понимают, что наибольшая опасность исходит не от вооруженных отрядов самих афганцев. Продвижение фундаментализма в Центрально-Азиатский регион у всех вызывает самую серьезную озабоченность. Все же видели, как это происходит в других частях мира. А есть еще и другие, тесно связанные с этим проблемы — наркотрафик, террористическая активность, незаконная миграция, внутренняя нестабильность, угроза возникновения межэтнических конфликтов и т.д.

Дел в связи с этим до сих пор очень много. Вклад России в становление силовой компоненты государств-союзников переоценить невозможно. Например, оказана огромная помощь в формировании новых вооруженных сил Таджикистана. Есть совместная программа их вооружения с участием Российской Федерации. Оказывается помощь таджикским пограничникам, создана система подготовки кадров. Эту республику рассматривают как форпост в борьбе с угрозами, идущими из Афганистана. Поэтому делается все, чтобы Таджикистан располагал полными возможностями обеспечения своей безопасности и своих союзников по ОДКБ.

— Получается, что глобальная угроза всем участникам такова, что спорадические, но регулярные конфликты между ними не приводят к ослаблению ОДКБ? В этом жизнеспособность организации?

— Никто не хочет утерять возможность защиты в случае угрожающего развития обстановки в Афганистане. ОДКБ в таких условиях нет альтернативы.

— Но ОДКБ присутствует и в других регионах.

— ОДКБ — это не только три государства Центральной Азии, это и Армения, и Белоруссия. В особом положении находится Армения, с учетом складывающейся обстановки на Кавказе. Она была одной из наиболее заинтересованных стран в создании ОДКБ. И вела себя при ее формировании очень инициативно. Президенты Кочарян и Саркисян весьма активно участвовали в этом военном строительстве.

— Время от времени входившие в общую военную орбиту наследники СССР намекают, что готовы перейти на другие стандарты и принципы организации вооруженных сил, если Россия не пойдет им навстречу в каких-то вопросах. Насколько страны ОДКБ до сих пор связаны друг с другом общим прошлым внутри ВПК СССР?

— Для такого перехода придется фактически заново создавать вооруженные силы, готовить кадры и инфраструктуру.

Даже такая относительно развитая страна, как Украина, самостоятельно этого сделать не может. Хотя никто не запрещает — кладите на стол миллиарды долларов и переходите.

Очень многие государства на постсоветском пространстве, в том числе члены ОДКБ, закупают какие-то системы вооружений за рубежом. Но если говорить об основе вооруженных сил — стрелковое и тяжелое вооружение, бронетехника, авиация, средства связи, — все это опирается на продукцию ВПК России и государств-союзников. Вооружение мало закупить, его надо обслуживать, ремонтировать, правильно эксплуатировать — логистическая цепь длинная и разветвленная. Деньги требуются колоссальные.

Бывали случаи, когда из политических соображений пытались строить что-то свое, но без результата. Некоторые пытались самостоятельно дорабатывать российские военные самолеты или средства ПВО, чтобы избежать расходов на закупки и сервис у заводов-изготовителей. Как правило, это очень печально заканчивалось.

— Единые стандарты систем обороны связывают не хуже политических интересов?

— Да, а еще и система преференций. По действующим соглашениям, Российская Федерация для своих союзников по ОДКБ продает вооружение по внутрироссийским ценам без торговых накруток. Создан координационный совет по военно-техническому сотрудничеству. В рамках ОДКБ работает межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству. Россия и другие государства-члены выделяют большие квоты на подготовку военных кадров для силовых структур союзников. Если необходимы гражданские специалисты, например, по информационной безопасности, то их Россия тоже обучает в рамках таких квот. Множество преференций позволяют нашим союзникам экономить колоссальные финансовые средства при закупках современного вооружения. Но есть еще и практика оказания РФ безвозмездной помощи государствам — членам ОДКБ в укреплении их потенциала безопасности. Целый комплекс мер создает заинтересованность, но и позволяет союзникам содержать свои вооруженные силы в рамках адекватного бюджета.



Источник: «Новая Газета»

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся