Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Федор Войтоловский

Директор ИМЭМО РАН, член-корреспондент РАН, доктор политических наук, профессор РАН, член РСМД

Обама не сумел реализовать все, что обещал, но «слабым» его точно нельзя назвать. В определенном смысле он, конечно, был заложником ситуации. Нужно также учитывать, что в идейно-политическом отношении американская элита весьма разобщена, в том числе внутри партий. Но на многие вопросы внешней политики — представители как республиканского, так и демократического истеблишмента смотрят почти одинаково.

При предыдущем президенте, Буше-младшем, Москва поддержала Вашингтон после событий 11 сентября. Благодаря нашей поддержке США смогли успешно осуществить первую силовую фазу военной операции в Афганистане: мы помогали Северному Альянсу, а его бойцы — американцам. Поэтому были ожидания дальнейшего потепления отношений.

Продолжилось расширение НАТО, последовала поддержка авантюры режима Саакашвили в Южной Осетии в августе 2008 года. И Обаме на таком фоне было не так уж и сложно показать себя результативным президентом, просто начав развивать отношения со столь низкой базы. При этом у США были четкие прагматичные цели, которые можно было решить, улучшив отношения с Россией. Первая — обеспечение стабильного транзита грузов для сил США и их союзников в Афганистане. Вторая — снижение рисков роста военной напряженности по линии Россия – НАТО, достижение договоренностей по контролю над вооружениями.

Снижение напряженности с Россией позволяло также решать еще одну важную задачу администрации Обамы — сокращение военных расходов. 44-й президент пришел во власть в разгар тяжелейшего финансового кризиса, при чудовищных цифрах безработицы, прежде всего, среди небелого населения и молодежи. Нужны были деньги на программы социальной поддержки, инвестиции в инфраструктурные проекты, которые могли дать рабочие места. В этих условиях — зачем тратить дополнительные средства на военно-промышленный комплекс, который при Буше-младшем буквально пировал? И хочу напомнить, тогда же, в 2010 году при Обаме, мы подписали договор СНВ-3 о сокращении ядерных вооружений. Это пошло на пользу всем.

В 2008-2009 годах он стал мировым любимцем. Молодой политик, не связанный с финансовой олигархией и старыми элитами, предлагавший вполне правильные лозунги. Социальная справедливость, борьба со всевластием банков, наконец, вывод американских войск из Афганистана и Ирака. Но в памяти россиян Барак Хусейн Обама остался чуть ли не главным врагом. Именно он после весны 2014 года вводил санкции и противостоял «русской агрессии»… А ранее, в конце нулевых, тот же самый человек говорил противоположное: о необходимости перезагрузить отношения с Москвой и прекратить гонку вооружений в Восточной Европе.

Впрочем, все это в прошлом. 4 августа теперь уже бывший президент-демократ в окружении пятисот гостей в своем поместье за $12 млн на острове у берегов Массачусетса отмечает 60-летие. Наверное, вспоминает былое. Почему же одно из его главных внешнеполитических начинаний — та самая попытка «перезагрузки» с Россией — провалилось? Об этом kp.ru побеседовал с директором Института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН) — Федором Войтоловским.

Столько было ожиданий — и зря?

Противники 44-го президента называют его «слабым и несамостоятельным». Это правда?

— Так рассуждают только люди, не понимающие, в сколь трудных социально-экономических и внутриполитических условиях (в разгар мирового финансового кризиса) он пришел к власти. Да, Обама не сумел реализовать все, что обещал, но «слабым» его точно нельзя назвать. В определенном смысле он, конечно, был заложником ситуации. Нужно также учитывать, что в идейно-политическом отношении американская элита весьма разобщена, в том числе внутри партий. Но на многие вопросы внешней политики — представители как республиканского, так и демократического истеблишмента смотрят почти одинаково.

Да, прямо чувствуется общность их взглядов по «русскому вопросу».

— При предыдущем президенте, Буше-младшем, Москва поддержала Вашингтон после событий 11 сентября. Благодаря нашей поддержке США смогли успешно осуществить первую силовую фазу военной операции в Афганистане: мы помогали Северному Альянсу, а его бойцы — американцам. Поэтому были ожидания дальнейшего потепления отношений.

И что же пошло не так?

— Продолжилось расширение НАТО, последовала поддержка авантюры режима Саакашвили в Южной Осетии в августе 2008 года. И Обаме на таком фоне было не так уж и сложно показать себя результативным президентом, просто начав развивать отношения со столь низкой базы. При этом у США были четкие прагматичные цели, которые можно было решить, улучшив отношения с Россией. Первая — обеспечение стабильного транзита грузов для сил США и их союзников в Афганистане. Вторая — снижение рисков роста военной напряженности по линии Россия – НАТО, достижение договоренностей по контролю над вооружениями.

Про грузы в Афганистан поясните — почему это было важно?

— В конце 2000-х американцы поссорились с Пакистаном, их интересовала возможность транзита военных грузов для снабжения своего контингента в Афганистане по новому, самому дешевому пути — через территорию России. И благодаря «перезагрузке» они это получили. Причем именно на том этапе, когда требовалось высокая интенсивность боевых действий — ведь, чтобы вывести войска (одно из предвыборных обещаний Обамы), нужно было сначала добиться побед над противником.

Да, в итоге в 2011 году американцы провели рейд из Афганистана в Пакистан и ликвидировали организатора атак 11 сентября — Усаму бен Ладена. То есть США под разговоры о «дружбе с Россией» прежде всего отстаивали свои интересы.

— Снижение напряженности с Россией позволяло также решать еще одну важную задачу администрации Обамы — сокращение военных расходов. 44-й президент пришел во власть в разгар тяжелейшего финансового кризиса, при чудовищных цифрах безработицы, прежде всего, среди небелого населения и молодежи. Нужны были деньги на программы социальной поддержки, инвестиции в инфраструктурные проекты, которые могли дать рабочие места. В этих условиях — зачем тратить дополнительные средства на военно-промышленный комплекс, который при Буше-младшем буквально пировал? И хочу напомнить, тогда же, в 2010 году при Обаме, мы подписали договор СНВ-3 о сокращении ядерных вооружений. Это пошло на пользу всем.

«Перезагрузка» была нужна крупному бизнесу США

Если Обама являлся «частью системы», значит, примирение с Россией было в интересах той же системы?

— Да, его поддерживали влиятельные американские компании и банки. Они понимали (и до сих пор понимают), что российский рынок крайне недоинвестирован и при этом весьма перспективен. У него огромный потенциал: природные ресурсы, человеческий капитал, возможности для роста уровня жизни, а значит, и покупательной способности населения. Поэтому американцы очень хотели расширить свое присутствие в нашей экономике, снять торговые и иные барьеры. И поэтому их корпорации и часть политической элиты очень поддержали важнейшую экономическую составляющую «перезагрузки» — вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Вероятно, думая, что Кремль в ответ примет их правила. Но мы играли по своим. Например, во время событий в Крыму весной-2014… Хотя само «примирение с Москвой», по-моему, зашло в тупик еще раньше — уже году к 2012-му.

— Посмотрите с самого начала «перезагрузки»: что Соединенные Штаты при раннем Обаме готовы были нам предложить? Некую «новую форму асимметричного партнерства», очень ограниченного, при сохранении элементов «сдерживания России». Было понятно, что НАТО никуда не денется, отношения с европейскими союзниками тоже никак не поменяются в пользу Москвы. Да, русские не будет напрямую именоваться противниками, США будут всячески показывать «вовлечение России в диалог». Но на самом деле за всей этой красивой риторикой ничего не стояло, несмотря на то, что США действительно притушили кураж восточноевропейских неофитов Альянса. Но ни о какой совместной архитектуре не только мировой, но даже европейской безопасности и речи не было — достаточно вспомнить отношение Запада к российским инициативам по подписанию Договора о европейской безопасности. Нас такая игра в одни ворота нас не устраивала.

Еще раз: это похолодание до 2014 года началось? Потому что у нас некоторые говорят: якобы отношения испортились из-за мифической русской агрессии.

— Еще до вмешательства США и их союзников в развитие украинского политического кризиса все было понятно. Достаточно вспомнить позицию администрации Обамы по многим вопросам российской внутриполитической жизни, а уж во время событий в Киеве на рубеже 2013-14 годов стало окончательно понятно, что нет джентльменских соглашений и компромиссов — есть только жесткая игра без правил и с «нулевой суммой». Все вернулось на круги своя.

И потом «миротворец» Обама стал вводить санкции. А под занавес правления запомнился анекдотичным высказыванием о «порванной в клочья российской экономике». Я не говорю, что у нас все идеально — но уж точно не «клочья».

— Он политик, ему положено говорить яркими метафорами. Но, действительно, российская экономика показала возможность сопротивления экономическому и политическому давлению США и ЕС – ограничительным мерам и информационной войне. Другое дело, что санкции имеют кумулятивный, накопительный эффект и определенное негативное влияние, конечно, есть – в особенности в тех сферах, на которые было оказано целенаправленное воздействие. Финансы, технологии, доступ российских компаний на внешние рынки. Но тут опять неправильно кивать только на 44-го президента. В 2017 году его преемник, «друг России» Дональд Трамп, подписал закон «О борьбе с противниками Америки», где санкции получили правовую базу, то есть отменить их стало еще сложнее. Кстати, при Трампе новых санкций было введено гораздо больше, чем при Обаме.

Подведем итог. Президентство первого темнокожего лидера США было по большей части провальным?

— Это тоже миф. Возьмите хотя бы его реформу здравоохранения, благодаря которой десятки миллионов небогатых американцев наконец-то получили медицинские страховки. Администрация Обамы совершила главное — преодолела последствия финансово-экономического кризиса, ограничила аппетиты банков и финансовых компаний, создала новые рамки регулирования фондового рынка, сохранила целые отрасли американской экономики, что было в конце концов полезно для всей мировой экономики.

И что дальше? 60 лет — не возраст. Байдену вот под 80. Может ли Обама вернуться?

— На президентский пост, конечно, нет — для этого нет правового механизма, тут после Франклина Делано Рузвельта, правившего целых четыре срока, созданы ограничения. Но и «экс-президент» — сам по себе очень влиятельный статус, и в качестве идеолога и одного из лидеров Демпартии — Обама будет в политике еще долго.




Источник: «Комсомольская правда»

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся