Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Сергей Рогов

Научный руководитель Института США и Канады РАН, академик РАН, член РСМД

Алексей Громыко

Директор Института Европы РАН, член-корреспондент РАН, член РСМД

Никогда со времени окончания холодной войны безопасность в Европе не находилась в таком плачевном состоянии, как сейчас. Разрушаются остатки режима контроля над вооружениями, унаследованного от прошлых десятилетий. Договоры о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, об обычных вооруженных силах в Европе, об открытом небе разрушены или не действуют в полной мере. Каналы коммуникации между Россией и НАТО заморожены, особенно по линии военных.

Взаимное доверие фундаментально подорвано, укоренилось чувство враждебности. Такое положение дел увеличивает вероятность непреднамеренного военного инцидента, который может привести к вооруженному конфликту. 

Никогда со времени окончания холодной войны безопасность в Европе не находилась в таком плачевном состоянии, как сейчас. Разрушаются остатки режима контроля над вооружениями, унаследованного от прошлых десятилетий. Договоры о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, об обычных вооруженных силах в Европе, об открытом небе разрушены или не действуют в полной мере. Каналы коммуникации между Россией и НАТО заморожены, особенно по линии военных.

Взаимное доверие фундаментально подорвано, укоренилось чувство враждебности. Такое положение дел увеличивает вероятность непреднамеренного военного инцидента, который может привести к вооруженному конфликту.

За последние пять месяцев Институт США и Канады РАН и Институт Европы РАН провели серию из 20 онлайн-семинаров с участием российских и западных экспертов по безопасности. В центре обсуждения находились вопросы о путях снижения рисков военного конфликта в Европе. Результатом этой работы стала выработка совместного документа «Рекомендации участников диалога экспертов по сокращению рисков военной конфронтации между Россией и НАТО в Европе» (.pdf).

Мнения о глубинных причинах сложившейся опасной ситуации у участников проекта сильно расходятся. Но мы согласились вместо взаимных обвинений уделить главное внимание конкретным мерам, которые способствовали бы разрядке военной напряженности и предотвращению кризиса с тяжелыми последствиями. Чтобы решить эту задачу, требуется восстановление политического диалога в Совете Россия—НАТО и прямых военных контактов.

Новые договоренности могли бы принимать во внимание опыт ряда полузабытых советско-американских соглашений времен холодной войны о предотвращении инцидентов и опасной военной деятельности. Для повышения взаимного доверия и транспарентности были бы полезными и постоянно действующие линии связи между военными на случай, если неоднозначные перемещения одной из сторон будут восприняты как угрожающие для другой. Целесообразно принять дополнительные меры прозрачности при проведении военных учений, включая понижение порога предварительного уведомления и наблюдения.

Следует также конкретизировать некоторые расплывчатые положения Основополагающего акта Россия—НАТО 1997 года, например о неразмещении «значительных сил» на территории других государств. Такие договоренности могут быть оформлены в виде дополнительных проколов к Основополагающему акту.

Россия и НАТО могли бы обсудить меры по предотвращению гонки вооружений, обеспечению большей транспарентности относительно новых видов высокоточного обычного оружия. Следует обсудить российские предложения о моратории на развертывание ракет средней дальности и позицию НАТО по этому вопросу. Стороны также должны возобновить переговоры о потенциалах противоракетной обороны. Необходимы консультации о судьбе Договора по открытому небу.

Отношения между Россией и НАТО подошли к опасной черте. Понадобятся усилия обеих сторон для выправления чрезвычайной ситуации. Наши рекомендации подписали более 140 экспертов из США, России и 16 других европейских стран. Среди них опытные политики и военные (16 бывших министров иностранных дел и обороны, 24 посла, 27 отставных генералов и адмиралов), а также неправительственные эксперты из 55 институтов, университетов и исследовательских центров.

Никто не заинтересован в том, чтобы скатиться к войне. Этим, на наш взгляд, объясняется беспрецедентная поддержка, которую получил наш проект.

В случае продления Договора СНВ-3 приоритетной станет задача снижения рисков войны на европейском континенте. Если хотя бы часть наших предложений будет востребована и реализована, военная ситуация в Европе начнет стабилизироваться. Со временем это создаст предпосылки для решения более фундаментальных политических противоречий.


Алексей Громыко, член-корреспондент РАН, директор Института Европы РАН; Сергей Рогов, академик РАН, научный руководитель Института США и Канады РАН.



Источник: «Коммерсантъ»

Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся