Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Владимир Мау

Д.э.н., профессор, заслуженный экономист Российской Федерации, член РСМД

— Почему в России не приживается массовый малый бизнес?

— Это зависит от того, о какой перспективе идет речь. Малый бизнес, несомненно, будет развиваться. Но стартовые условия у нас гораздо более сложные, чем, например, в восточноевропейских посткоммунистических странах или в Китае. Не будем забывать, что у нас частный бизнес являлся уголовным преступлением на протяжении 60 лет, практически три поколения. У нас нет и массового крестьянства, которое, как в Китае, стало основой развития малого предпринимательства.

Нельзя просто сказать: теперь у нас будет расцветать малый бизнес. Это можно было в Китае 1978 года, который был на уровне России 1928 года. Если у вас 75% населения — крестьянское, которое склонно к малому бизнесу и не уничтожено 60-ю годами колхозов, то у вас есть резерв, из которого вы можете формировать этот малый бизнес. А когда 80% населения живет в городах и работает на крупных предприятиях, должно «пройти» поколение или два, чтобы кто-то сколько-нибудь массово захотел рисковать за свой счет.

В 1990-е, когда надо было выживать, люди бросились в бизнес, но все-таки мечта была – не столько до крупного дорасти, сколько вернуться в госкорпорацию. На мой взгляд, госкапитализм, который у нас возник, не был навязан политиками. Это был ответ на запрос, который шел от общества: да, сегодня я «челнок», потому что обстоятельства таковы, а вообще-то я хочу работать в крупной корпорации, я так привык.

Малый бизнес – это вообще непросто, это готовность рисковать, принимать решения и отвечать за них собственным благополучием. Малый бизнес – это ведь, в первую очередь, какое-то семейное дело, передающееся, например, от отца к сыну, тут нет сверхдоходов. И, на мой взгляд, такая готовность идти на риск за идею, могла появиться через поколение или два. Я уже не говорю об административных барьерах, которые существуют у нас и о которых, кстати, говорилось на заседании Государственного совета 7 апреля.

— Вы были участником заседания Госсовета, посвященного поддержке малого и среднего бизнеса. Как власть собирается поддерживать МСБ?

— Поддерживать нужно, но важнее всего — не мешать. Успешный опыт развитых стран показывает, что субъекты малых и средних предприятий (МСП) могут составлять до 50%, а иногда и больше процентов в ВВП, а в настоящий момент в России их около 20%. Для стран с высоким уровнем экономического развития характерна высокая доля МСП, поэтому нужно для себя решить: мы придерживаемся этих ценностей или ищем собственный путь.

Важная часть проблемы состоит в том, что чиновники, которые занимаются поддержкой малого бизнеса, подчас сами не верят в значимость и престижность этого дела. На Госсовете была озвучена задача – довести долю МСП в ВВП до 50% в 2020 году. Это очень важный сигнал: развитие малого бизнеса становится одной из ключевых задач экономической политики. В наших условиях рост малого бизнеса был бы показателем оздоровления предпринимательского климата даже более важным, чем экономический рост.

— Что бы вы порекомендовали в качестве способов поддержки малого бизнеса?

— Существует много разных предложений. Это и радикальное сокращение, и упрощение существующих процедур. Например, вся отчетность в электронном виде, упрощенная бухгалтерия для МСП, единая электронная подпись во всех инстанциях, везде только уведомительный порядок, так называемый в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) режим подразумеваемого решения и другое.

И вот что я бы еще предложил. Надо, по аналогии с материнским капиталом реализовать программу молодежного бизнеса. Давайте предложим молодым людям от 18 до 28-30 лет стартовый капитал на беспроцентной основе под бизнес-проекты, - такой стартап, венчур, но только венчур на все, хоть на булочную. С существенной оговоркой: если вы не возвращаете эти деньги, то на следующие 15-20 лет лишаетесь доступа к любому кредиту, включая потребительский. Мы ведь говорим, что готовы давать ваучеры на образование, почему бы не давать то же самое под бизнес. Это же демонстративный шаг. Ведь материнскому капиталу поверили - сама идея поддержать семьи с детьми была хорошей и правильной. Пусть мы на этом можем что-то потерять, но иначе мы теряем гораздо больше.

Источник: Информационное агентство «Znak»

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся