Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Дмитрий Тренин

К.и.н., в.н.с. Сектора по нераспространению и ограничению вооружений Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, член РСМД

Территориальный спор с Россией считается очень важным для японского общества, но в этой проблеме куда больше символического, чем практического. А главным практическим достижением курса Абэ на сближение с Россией стало то, что страны договорились о двустороннем формате консультаций на высшем уровне по вопросам безопасности и внешней политики.

Всего год прошел после того, как многолетний премьер-министр Японии Синдзо Абэ ушел в отставку, а в стране уже снова меняется глава правительства. Преемником Ёсихидэ Суги стал Фумио Кисида, который почти пять лет, с 2012-го по 2017 год, занимал в кабинете Абэ пост министра иностранных дел.

Территориальный спор с Россией считается очень важным для японского общества, но в этой проблеме куда больше символического, чем практического. А главным практическим достижением курса Абэ на сближение с Россией стало то, что страны договорились о двустороннем формате консультаций на высшем уровне по вопросам безопасности и внешней политики.

Всего год прошел после того, как многолетний премьер-министр Японии Синдзо Абэ ушел в отставку, а в стране уже снова меняется глава правительства. Преемником Ёсихидэ Суги стал Фумио Кисида, который почти пять лет, с 2012-го по 2017 год, занимал в кабинете Абэ пост министра иностранных дел.

Во внешней политике главным вызовом для нового правительства Японии будет нарастающее противостояние между ее важнейшим соседом – Китаем – и ее основным союзником – США. Администрация Байдена уже предприняла ряд шагов, чтобы придать новый импульс четырехстороннему диалогу по безопасности Quad, в котором помимо самих Штатов и Японии также участвуют Австралия и Индия. Недавно Вашингтон договорился с Канберрой и Лондоном о поставках Австралии атомных подводных лодок – в будущем они смогут патрулировать западные районы Тихого океана у берегов Китая. Геополитическое противостояние в Индо-Тихоокеанском регионе стремительно обрастает военной составляющей.

Можно ли в таких условиях сохранить хоть что-то из внешнеполитического наследия Абэ на российском направлении? Ведь за долгие восемь лет своего премьерства он приложил столько сил, чтобы улучшить отношения с Россией с помощью экономического сотрудничества.

На первый взгляд, поводов для оптимизма тут немного. Беспокоящее Японию сотрудничество России и Китая продолжит углубляться, в том числе в военной сфере. Принятые в прошлом году поправки к российской Конституции запрещают передачу территорий другим странам. Российские чиновники и государственные СМИ стали регулярно припоминать Японии ее действия во время Второй мировой войны, хотя раньше речь об этом заходила нечасто. Что касается Южных Курил, то Москва пригласила Токио к участию в экономических проектах на островах, но на своих условиях и без предоставления эксклюзивного статуса.

Таким образом, на поставленный выше вопрос можно было бы ответить отрицательно, но такой ответ не назовешь особенно конструктивным. Если воспользоваться популярными (хотя часто неверными) сравнениями с холодной войной, нынешняя конфронтация США и Китая создала в международных отношениях два полюса, но не два блока – во всяком случае пока. И опять-таки, несмотря на расхожее и неверное мнение, Москва не превратилась в вассала Пекина. Россия вообще очень внимательно относится к вопросам собственного государственного суверенитета, а потому стремится к равновесию – что не означает равноудаленности – между своим главным партнером (Китаем) и главным противником (США). Токио стоит учитывать это обстоятельство при выстраивании отношений с Москвой.

Территориальный спор с Россией считается очень важным для японского общества, но в этой проблеме куда больше символического, чем практического. А главным практическим достижением курса Абэ на сближение с Россией стало то, что страны договорились о двустороннем формате консультаций на высшем уровне по вопросам безопасности и внешней политики.

Сейчас, когда в Индо-Тихоокеанском регионе на первый план выходят проблемы безопасности, очень важно сохранять канал для прямых личных контактов с соседней державой. Формат «2+2», предусматривающий российско-японские консультации на уровне министров иностранных дел и обороны, дает такую возможность. Этот формат стал визитной карточкой внешней политики Абэ, который никогда не ставил под вопрос союз Японии с США, но в то же время был готов активно отстаивать японские интересы, а не просто пассивно надеяться на то, что их учтут другие державы.

Новый премьер Кисида обладает немалым внешнеполитическим опытом и, несомненно, попытается привнести что-то свое в японскую внешнюю политику. Но ему вряд ли стоит пренебрегать достижениями своего предшественника, одно из которых – уникальный механизм консультаций с Россией. И применять его можно для обсуждения самых разных проблем в сфере геополитики и безопасности во всем Индо-Тихоокеанском регионе, от Северной Кореи до Афганистана.

Кроме того, даже при Абэ экономические связи Японии с Россией были совсем не благотворительностью. Инициативы Москвы по развитию Восточной Сибири открывают перед японскими компаниями новые возможности. То же самое можно сказать о первых российских планах по энергетическому переходу для борьбы с изменением климата и о уже реализующихся проектах в Арктике. На прошедшем в сентябре Восточном экономическом форуме во Владивостоке Япония не была представлена на высшем уровне даже в виртуальном формате – досадное обстоятельство, которое не идет на пользу никому.

В обозримом будущем Япония останется верным союзником США. Можно также с уверенностью говорить о том, что, по крайней мере, в среднесрочной – а возможно и долгосрочной – перспективе партнерство между Россией и Китаем будет углубляться. Однако это еще не означает, что Москва и Токио неизбежно должны рассматривать друг друга как противников.

Более того, если дело дойдет до масштабного вооруженного конфликта между США и Китаем, то он, скорее всего, перерастет в ядерную войну и приведет к глобальной катастрофе. Поэтому другие крупные державы, в том числе Россия и Япония, жизненно заинтересованы в том, чтобы предотвратить подобное столкновение.

Москве и Токио необходимо укреплять пока еще очень шаткие основы взаимного доверия и обсуждать возникающие проблемы и претензии до того, как те приведут к конфликту. Также две страны только выиграют, если будут избегать инцидентов и развивать взаимовыгодное экономическое сотрудничество.

То, что через 75 лет после окончания Второй мировой войны Россия и Япония так и не подписали мирный договор, – совершенно ненормально. Однако уже сама незавершенность мирного процесса должна служить стимулом для развития отношений. Можно, конечно, махнуть на все рукой, но это явно не лучший вариант.



Источник: Московский Центр Карнеги

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся