Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Виктор Садовничий

Ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, вице-президент РАН, академик РАН, член РСМД

На 27 апреля с космодрома Восточный намечен запуск спутника "Ломоносов". Новый спутник уже назвали суперсовременной космической лабораторией, перед которой стоят грандиозные задачи. Какие именно?

Виктор Садовничий: "Ломоносов" - шестой спутник, который запускает МГУ. Его мы создавали вместе с участием зарубежных коллег из США, Кореи, Испании, Италии. По сути, это отдельная космическая станция весом в тонну. О запуске спутников вперед много не говорят - есть такая примета, но если в общих словах, то он нацелен на изучение дальнего и ближнего космоса. В том числе астероидной опасности, космического мусора. Запуск сопряжен с системой роботов для наблюдения, установленных по всей Европе и Южной Америке. Надеемся, что исследования позволят создать методику предупреждения астероидной опасности и то, что было в Челябинске, где упал метеорит, не повторится.

Есть еще одна тема - исследование излучений вне нашей галактики и так называемого реликтового излучения, заполняющего нашу Вселенную. Оказывается, они взаимодействуют и гасят друг друга. Это на сегодняшний день необъяснимое явление. Запуск спутника поможет изучить эти процессы. Третья тема - транзиентные явления. Это некие очень быстрые вспышки высокой мощности в атмосфере. Продолжатся биологические исследования, связанные с пребыванием человека в космосе. В частности, как ведет себя вестибулярная система в условиях невесомости.

Вы поедете на запуск спутника?

Виктор Садовничий: Да, планирую. И уже сделал прививку от энцефалита. Присутствовать на космодроме можно только со справкой об этом.

Корень из числа N

На последнем совете при президенте прозвучали вопиющие цифры: 80 процентов научных результатов дают 10 процентов научных сотрудников. А есть у вас данные по МГУ?

Виктор Садовничий: Науку делает среда. И даже если человек не так часто и эффективно публикуется, он скорее всего выполняет то, без чего не может состояться блестящий научный результат. Как-то за чаем мы с лауреатом Нобелевской премии химиком Ильей Романовичем Пригожиным в шутку рассуждали об этом. Если в учреждении работает N сотрудников, то эффективный результат даст корень из числа N. Скажем, если 100 сотрудников, то успешными будут 10. Из этих десяти самыми лучшими будут только 3. Получается, чтобы у этих трех был результат, работать должны как минимум 100.

Нобелевский лауреат Илья Пригожин - почетный президент Института математических исследований сложных систем МГУ. Интересно, выступал он перед студентами?

Виктор Садовничий: В рамках этого института раз в месяц проходят большие семинары, где участвуют 200-300 человек. В их работе принимал в свое время участие и Пригожин. Один из последних докладов, например, делал лауреат Филдсовской премии Станислав Смирнов. У студентов МГУ есть возможность послушать лекции выдающегося математика, лауреата медали Филдса Сергея Петровича Новикова и других.

Опрос молодых ученых показал, что 70 процентов исследователей недовольны происходящими сейчас реформами науки. 40 процентов хотели бы уехать из России. Какие настроения в МГУ?

Виктор Садовничий: То, что молодежь уезжает, - это факт. И, конечно, из МГУ уезжают тоже. На совете при президенте я говорил об этом. Владимир Владимирович Путин сказал, что надо создать все условия для ученых. Есть статистика, что утечка мозгов чуть-чуть уменьшилась. Хорошо, если так. Но ученому, повторяю, нужна среда. Если рвется цепочка учитель-ученик, восстановить ее невозможно ни за год, ни за два, ни за десять лет. В реформе надо увидеть молодого ученого и среду. Если вместо этого все будет забюрократизировано, реформа цели не достигнет.

Приглашение в долину

МГУ объявил о проекте создания технологической долины, которая будет создаваться полностью на деньги частных инвесторов. Насколько это реально при нынешней экономической ситуации?

Виктор Садовничий: Вначале два слова о законах. Технологическая долина должна появиться на федеральной земле, которая закреплена за университетом на правах безвозмездного бессрочного пользования. Есть закон, который не разрешает напрямую включать эту землю в инвестиционные проекты. Если бы у нас было достаточно своих возможностей, мы могли бы сами развивать на этой земле свою инфраструктуру. Но когда речь идет о привлеченных инвесторах, другое дело. Мы уже были в похожей ситуации. Тогда по специальному решению правительства нам разрешили привлечь инвесторов, и мы построили Шуваловский корпус, библиотеку, медицинский центр, общежитие, школу для одаренных. Как будет с технологической долиной? Может быть, так же, может, будет другой вариант. Вопрос прорабатывается.

В последнее время МГУ очень продвинулся в международных рейтингах. Тем не менее вы считаете, что нужен новый международный рейтинг вузов со штаб-квартирой в Москве. Зачем?

Виктор Садовничий: В середине 90-х годов авторитетнейший институт Гудмана в США проводил рейтингование вузов. Оно было честным, объективным. Все университеты там делились на две группы - американские и все остальные. Так вот в "остальных" МГУ всегда занимал второе место после Сорбонны. Затем рейтингами увлекся бизнес. Рейтинговали все - банки, корпорации, страны... Появились и новые рейтинги вузов, которые стали не способом академического сравнения, а предметом престижа страны. В рейтинги пошли деньги, и они во многом перестали отражать разнообразие деятельности университетов и показывать их роль в своих странах. Я настойчиво предлагаю создать рейтинг со штаб-квартирой в России и поднять его до уровня международного. Этот рейтинг должен учитывать роль университета, вклад его выпускников, престиж и многое другое, а не только индекс цитирования. Есть поручение президента, и к 1 июня мы все это объявим. Появилась корпорация, которая готова быть оператором рейтинга. Это не значит, что мы не будем участвовать в других международных рейтингах. Пожалуйста, мы открыты для всех.

По данным Рособрнадзора, средний балл ЕГЭ каждый год растет. А школьные учителя говорят при этом о катастрофическом падении уровня знаний. Что происходит?

Виктор Садовничий: Я не являюсь сторонником ЕГЭ, потому что считаю: кроме тех плюсов, которые известны, есть и минусы, о которых надо говорить. Хотим мы или не хотим, но школьники и семья с определенного времени затачивается на подготовку к ЕГЭ и поступление в вузы. Талантливые ученики, такие как академик Гельфанд, который вообще школу не закончил, могут и не почувствовать натаскивания на ЕГЭ. Таких мало. Но есть масса учеников, которые еще не раскрылись, не определились, что им больше пригодится в жизни. Они в 10-11-м классе перестают учить большую часть предметов и учат только те, по которым будут сдавать на ЕГЭ. Есть и другой минус: тестирование, как и рейтинги, нельзя считать абсолютно объективными показателями. Я за то, чтобы экзамены были в каждом классе, и не надо бояться, что их будет 4-5 или 6. Вот эти накопленные за несколько лет результаты и есть портфолио ученика, его настоящий багаж знаний.

Об этике и часе "Х"

Абитуриентов в этом году ждут 700 вузов и филиалов. Точную цифру нельзя назвать, так как идет постоянное объединение. Подаешь документы в институт печати, оказывается, получишь диплом политеха. Как вы к этому относитесь?

Виктор Садовничий: К бездумному объединению отношусь критически. Я не сторонник резких объединений университетов. И не раз спорил с минобрнауки, приводил в пример направления, специальности, которые надо сохранять. Объединяемые вузы - это университеты, где есть школа, своя среда, территория, кампус, есть коллектив, который имеет свою точку зрения и аргументы. Но давайте вспомним, что было в конце 90-х годов. Каждый депутат, уходящий с должности замминистра, создавал свой вуз. В итоге их стало 3600 вместо 500. Я за то, чтобы сжимать неправильно созданное, а не соединить его насильно с другим.

Есть вопрос к вам, как к президенту Российского союза ректоров. В этом году были проблемные ситуации по крайней мере в двух вузах, когда с ректорами, достигшими предельного возраста, чуть ли не в день рождения расторгли трудовой контракт и освободили от работы. Какую позицию занимает Союз ректоров? Может, есть этическое решение проблемы?

Виктор Садовничий: На ближайшем совета Союза ректоров мы будем обсуждать этот вопрос. Конечно, должны быть разумные люфты - год, два. Когда минобрнауки заняло такую жесткую позицию: настал час "икс" - уходи, я оппонировал этому решению и в вузах появился институт президентства. Эта система стала работать. Но тут ведь многое зависит от самого человека, который должен понимать, что должность "президент" - это не только социальные обязательства вуза, а еще и эффективная работа со стороны бывшего ректора. Сейчас у нас есть ассоциация президентов вузов, она входит в состав Союза ректоров.

Почему в России буксует электронное образование? Догоним ли мы Курсеру - электронный университет, где каждый год регистрируется 15 миллионов слушателей?

Виктор Садовничий: Понятие электронного образования - очередное преувеличение. И не может быть Курсера или что-то другое основой для обучения, потому что это набор определенных курсов и выдача некой справки о том, что ты эти курсы прослушал. На самом деле это приглашение абитуриентам ехать учиться в те университеты, чьи преподаватели читают курсы. Мы создали консорциум, попытались создать собственную систему электронного образования и обязались сделать 100 курсов. МГУ уже подготовил 15 курсов и свою задачу в консорциуме выполнил. Но этого мало, это же еще и интерактивное общение преподавателя и студента, оценивание его по эмгэушным требованиям, выдача диплома или другого документа. Это огромная работа.

Существует мнение, что в ближайшем будущем не будет университетов в том понимании, как сейчас, а будет некий мировой электронный университет и сотни миллионов дистанционных студентов. Не нужны профессора, личности, общение, споры, в которых рождается истина, все будет зависеть от кнопки. Я не думаю, что университет будущего станет таким. Электронные площадки надо рассматривать как помощь в распространении хороших методик и призыв к живому общению.

А каким, по-вашему мнению, будет университет будущего?

Виктор Садовничий: Думаю, это будет сообщество ученых, профессоров, студентов, но тематика и организация обучения станут другими. Главными я бы назвал когнитивные науки, основанные на взаимодействии мозга и компьютера. Они будут диктовать развитие технологий и других наук.

Возможна ли война машин?

Виктор Садовничий: Это вопрос из серии "В каком году компьютер будет умнее человека?" Возможности человеческого мозга бесконечны. Количество взаимодействий нейронов головного мозга невозможно подсчитать.

Источник: Российская Газета

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся