Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Николай Бордюжа

Чрезвычайный и Полномочный Посол России, экс-генеральный секретарь ОДКБ, член РСМД

Тема, которую я хотел бы обсудить, продиктована опасностью для современного общества участившихся случаев вмешательства во внутригосударственные процессы в различных странах мира с целью их направления в нужное для определенных внешних сил русло. По оценкам экспертов государств – членов ОДКБ, опасность цветных революций выдвигается на первый план в ряду нетрадиционных вызовов, угроз и рисков для коллективной безопасности государств – членов ОДКБ.

Политологи, специализирующиеся по данной теме, сходятся во мнении, что цветные революции – это, по существу, специальные модели осуществления государственного переворота, совершаемые во внеконституционном поле с применением политических, информационных, коммуникационных и морально-психологических методов воздействия. При этом предпринимается мощное давление на власть, которая предварительно деморализуется, лишается инструментов контроля за ситуацией в стране, опоры на силовые структуры, способные применить эффективные контрмеры.

Целями таких противоправных действий могут быть полная или частичная дезинтеграция государства, качественное изменение его внутри- или внешнеполитического курса, замена государственного руководства на лояльные режимы, установление над страной внешнего контроля, ее криминализация и подчинение диктату со стороны других государств или международных преступных структур.

Отличительной особенностью ситуаций, в которых зарождаются и реализуются цветные революции, является сформировавшаяся или подготовленная продвинутость общества в области «демократических прав» при отсутствии достаточной прочности властных структур государства. В таких условиях оппозиция получает необходимую свободу маневра для перегруппировок, накопления политического, информационного и организационного ресурсов, эскалации давления на власть.

Все цветные революции тщательно готовятся, прежде всего в плане заблаговременного создания и обучения «лидеров» и специальных групп, способных организовывать «протестные» акции населения для оказания мощного информационно-психологического давления на власть.

В качестве главной «движущей силы» социально-политических потрясений используются самые незащищенные, как правило, не обладающие элементарными знаниями и опытом слои населения, в первую очередь молодежь государств, ставших объектом «демократизации».

Использование «внешнего ресурса» – критически важный и неотъемлемый компонент цветных революций. Их организаторы получают необходимую информационную поддержку извне в целях легитимизации своих действий, пользуются существенной ресурсной помощью (организация и финансирование обучения активистов, материальное обеспечение протестных акций и пр.) со стороны заинтересованных влиятельных кругов.

Не может не обращать на себя внимания и то обстоятельство, что цветные революции могут иметь шанс на успех только в тех странах, где существуют условия и инфраструктура (в виде многочисленных финансируемых извне НКО) для формирования необходимой социальной базы – движущей «революционной» силы.

Поражает вероломство организаторов и проводников «революционных» преобразований, которые, преследуя сугубо корыстные цели, не гнушаются любыми способами их достижения, включая явно выходящие за рамки правового поля и морально-нравственных норм. Удивляют своим цинизмом сцены, когда высокопоставленный чиновник, как мы называем – «слуга народа», одного из уважаемых государств, яро радеющий за демократические ценности, вдруг принародно любезничает с радикальным националистом и махровым антисемитом. «Опыт» цветных революций указывает на факты целенаправленного финансирования и прочей поддержки из зарубежных источников оппозиционных группировок, занимающихся организацией массовых акций.

Сегодня проявляются и новые схемы устранения законно избранной власти государств – использование боевых отрядов экстремистских и террористических организаций, одиночек-джихадистов.

Подытоживая, необходимо подчеркнуть, что для нас критически важно знать и учитывать в своей деятельности существующие технологии, применяемые организаторами цветных революций для формирования протестного потенциала в различных странах, эскалации конфликтов и их перевода в силовую стадию, рекрутирования в ряды протестующих широких масс населения. Нам также интересно услышать рекомендации по нейтрализации ставшего традиционным внешнего давления на легитимную государственную власть с целью ее дискредитации и склонения к принятию необходимых политических решений. В повестке дня и линия ОДКБ. Хочу отметить, что ОДКБ не вмешивается во внутренние процессы в государствах. Линия ОДКБ – невмешательство в политические процессы и политическую жизнь наших государств. Нас интересуют внешние угрозы. Руководству ОДКБ цветные революции интересны только с точки зрения внешнего вмешательства и внешнего воздействия на ситуацию в государствах – членах организации, на формирование необходимых условий для свержения законно избранной власти вооруженным путем или проведением различных протестных акций.

Источник: Независимое Военное Обозрение

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся