Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Дынкин

Президент ИМЭМО РАН, академик РАН, член РСМД

О работе Совета по приоритету научно-технологического развития Российской Федерации “Возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных наук” корреспонденту “Поиска” рассказал его председатель академик Александр ДЫНКИН. 

О работе Совета по приоритету научно-технологического развития Российской Федерации “Возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных наук” корреспонденту “Поиска” рассказал его председатель академик Александр ДЫНКИН.

- Александр Александрович, когда был создан Совет? Сколько раз он уже собирался, какие вопросы решались?

- Окончательно состав Совета был утвержден приказом министра науки и высшего образования Российской Федерации Михаила Котюкова в начале октября. Но работу мы начали гораздо раньше и уже успели провести четыре заседания рабочих групп.

В июле перед членами Совета выступила заместитель директора ИМЭМО им. Е.М.Примакова РАН член-корреспондент РАН Ирина Семененко, которая руководит рабочей группой “Социальная и культурная безопасность: вызовы технологического развития, институциональные дисбалансы и кризис идентичности”. Затем свой доклад на тему “Перспективы стратегической стабильности и контроля над вооружениями в условиях роста напряженности” представил глава рабочей группы “Новые и традиционные внешние военные и невоенные угрозы национальной безопасности”, директор ИМЭМО член-корреспондент РАН Федор Войтоловский.

В сентябре заседание провела рабочая группа “Анализ институциональных ограничений инновационной экономики. Интеграция экономической, инновационной и научной политик”. Доклад “Определение структурных и институциональных проблем национальной инновационной системы. Международные сопоставления” сделал руководитель группы, первый заместитель директора Института экономики РАН член-корреспондент РАН Михаил Головнин.

А в конце октября состоялось заседание рабочей группы “Демографический переход и четвертая промышленная революция: трансформация рынка труда и структуры занятости”. С основным докладом на тему “Технологический прогресс - пожиратель рабочих мест?” выступил главный научный сотрудник ИМЭМО, заместитель директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ член-корреспондент РАН Ростислав Капелюшников.

- Как происходило формирование рабочих групп?

- Они были сформированы в соответствии с “большими вызовами”, сформулированными в Стратегии научно-технологического развития РФ, которые имеют отношение к тематике нашего Совета. В рабочих группах присутствуют как крупные ученые, так и представители федеральных органов исполнительной власти и бизнеса. В соответствии со Стратегией мы ищем ответы на следующие вызовы:
  • исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, на фоне формирования цифровой экономики и появления ограниченной группы стран-лидеров, обладающих новыми производственными технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов;
  • демографический переход, обусловленный увеличением продолжительности жизни людей, изменением их образа жизни, и связанное с этим старение населения, что в совокупности приводит к новым социальным и медицинским проблемам, в том числе к росту угроз глобальных пандемий, увеличению риска появления новых и возврата исчезнувших инфекций;
  • возрастание антропогенных нагрузок на окружающую среду до масштабов, угрожающих воспроизводству природных ресурсов, и связанный с их неэффективным использованием рост рисков для жизни и здоровья граждан;
  • новые внешние угрозы национальной безопасности (в том числе военные угрозы, угрозы утраты национальной и культурной идентичности российских граждан), обусловленные ростом международной конкуренции и конфликтности, глобальной и региональной нестабильностью, и усиление их взаимосвязи с внутренними угрозами национальной безопасности.
Эти вызовы пересекаются с компетенциями других Советов, поэтому предполагается, что мы будем работать в тесной координации с ними. Направления работы и кандидатуры руководителей рабочих групп были утверждены собранием Совета, которое состоялось в середине июля. Помимо уже названных рабочих групп есть еще две: это “Парирование экологических проблем с помощью оптимизации взаимодействия человека и природы, человека и технологий” и “Международные этнополитические, трансграничные и вооруженные конфликты: актуальные и потенциальные”. Руководят ими член-корреспондент РАН Олег Нарайкин и академик РАН Валерий Тишков.

- В чем состоят задачи Совета?

- Мы должны сформулировать направления развития гуманитарной составляющей ответов на “большие вызовы”. Сверхзадача нашего Совета - сфокусировать развитие общественных наук в нашей стране, чтобы они в большей степени отвечали вызовам и задачам развития экономики и общества. Без обеспечения правильного подхода к образованию, подготовке кадров, без разработки системы быстрой адаптации предложения рабочей силы в условиях динамично меняющегося рынка труда, без учета психологической и ментальной составляющей человеческого капитала невозможно совершить скачок в технологическом развитии страны. Все перечисленные мною вещи являются базовыми в процессе построения работоспособных институтов инновационного развития.

В ходе работы Совета нам необходимо сформулировать результат, который имел бы прикладной характер и вызвал заинтересованность соответствующих федеральных органов исполнительной власти, госкорпораций, бизнеса. Технически главная задача состоит в формировании Комплексной научно-технологической программы (КНТП). В рамках этой работы мы будем выявлять общие проблемные точки в тематике всех рабочих групп, координировать исследования по ним и формировать КНТП таким образом, чтобы она была направлена на комплексные решения. Кстати, по итогам прошедших заседаний рабочих групп были сформулированы несколько перспективных программ исследований, а также определен круг потенциальных заказчиков.

- Расскажите подробнее о программах исследований.

- Прежде всего я отметил бы программу “Социальная и культурная безопасность: вызовы технологического развития, институциональные дисбалансы и кризис идентичности”. В рамках этого направления предполагается разработка комплексной программы формирования в российском обществе идентичности развития. Основными ее элементами должны стать снижение конфликтных ориентаций и усиление межличностной эмпатии в образовательном и информационном пространствах, формирование чувства согражданственности с упором на перспективы развития страны, города, территории. Здесь же предстоит заняться разработкой разделяемого обществом исторического нарратива на ценностях диалога, позитивного взаимодействия, ориентированного на развитие видения будущего. Также в рамках этого направления должна быть выработана концепция межэтнических отношений и определены контуры политики интеграции мигрантов на местах.

- Где могут быть использованы результаты выполнения этой программы?

- Предполагается, что они будут востребованы при подготовке специалистов для сфер государственного и муниципального управления. Потенциальными заказчиками могут стать образовательный центр “Сириус” и создающийся на его базе университет и Технологическая долина, Министерство науки и высшего образования РФ, Государственная Дума, региональные органы законодательной и исполнительной власти.

Следующую программу мы назвали “Новые и традиционные внешние военные и невоенные угрозы национальной безопасности”. Ее заказчиками могут стать Министерство обороны РФ, Совет Безопасности, Министерство иностранных дел РФ. Речь в ней пойдет о выработке рекомендаций для новой, более реалистичной концепции неуязвимости, учитывающей современные реалии, в частности угрозы распространения ядерного оружия и высокой вероятности развала (не по инициативе России) всей системы договоров об ограничении стратегических вооружений. Также в рамках этого направления предполагается подготовка качественно новых учебных программ по проблематике стратегической стабильности и контроля над вооружениями, разрабатываемых на основе междисциплинарного подхода. Он должен включать экономическую и социально-политическую географию, международно-правовые исследования, моделирование кризисных ситуаций, социально-психологическую и политико-психологическую тематику, связанную с принятием решений.

Третья программа называется “Институциональные ограничения инновационной экономики России”. В ее рамках предполагаются проведение сопоставлений международных институтов, стимулирующих динамичность национальных инновационных систем наиболее успешных стран (США, Японии, Китая, Республики Корея и др.), оценка возможностей и ограничений применения позитивных институциональных практик в России, а также выявление возможностей и новых вызовов технологической модернизации России в условиях санкций. Здесь же будут проводиться кросс-культурные сопоставления восприимчивости различных типов обществ и культур к разным видам институтов инновационного развития, выработка рекомендаций для компенсации негативных и усиления положительных воздействий менталитета на функционирование институтов инновационного развития. Предполагается разработка системы мер по преодолению ограничений экономического роста в России на основе перехода к инновационной модели развития, обеспечивающей конкурентоспособность, структурную модернизацию, технологическое лидерство, а также формирование динамичной национальной инновационной системы.

- Известны ли потенциальные заказчики?

- Я думаю, ими могли бы стать такие организации и ведомства, как АО “Российская венчурная компания”, Министерство экономического развития РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Министерство культуры РФ.

По тематике “Международные этнополитические, трансграничные и вооруженные конфликты: актуальные и потенциальные” заинтересованность проявили Федеральное агентство по делам национальностей и Росстат.

А Министерство труда и социальной защиты РФ могла бы заинтересовать еще одна наша программа - “Демографический переход и четвертая промышленная революция: трансформация рынка труда и структуры занятости”. В ее рамках должна быть разработана система мер по адаптации рынка труда к периоду интенсивного технологического развития и определены контуры системы “пожизненного образования” и системы переподготовки кадров.

- Как Совет взаимодействует с федеральными органами власти?

- Мы осуществляем в рабочем порядке постоянную координацию своей деятельности с Министерством науки и высшего образования, курирующим работу Советов. В частности, министерство будет проводить конкурс, в рамках которого предстоит определить базовую организацию Совета.

- Какие задачи стоят перед вами в ближайшее время и в отдаленной перспективе?

- До конца 2018 года мы предполагаем провести заседания рабочих групп по направлениям “Парирование экологических проблем с помощью оптимизации взаимодействия человека и природы, человека и технологий” и “Международные этнополитические, трансграничные и вооруженные конфликты: актуальные и потенциальные”. По итогам работы этих групп также предполагается формирование исследовательских программ.

В дальнейшем мы сосредоточимся на подготовке комплексных проектов, а далее - Комплексной научно-технологической программы, которая аккумулирует в себе наработки всех рабочих групп, а также пожелания заказчика.

Источник: Поиск

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся