Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Владимир Чижов

Постоянный представитель Российской Федерации при Европейском Союзе, член РСМД

Постоянный представитель России при Евросоюзе Владимир Чижов рассказал в специальном интервью ТАСС о перспективах диалога по Украине, ситуации вокруг турецкой операции в Сирии, а также ответил на вопросы о взаимодействии с ЕС.

Постоянный представитель России при Евросоюзе Владимир Чижов рассказал в специальном интервью ТАСС о перспективах диалога по Украине, ситуации вокруг турецкой операции в Сирии, а также ответил на вопросы о взаимодействии с ЕС.— Владимир Алексеевич, в начале октября Европейская комиссия и Европейская внешнеполитическая служба направили странам — членам Евросоюза руководство по обработке виз, выдаваемых жителям Донецкой и Луганской областей. В документе, в частности, содержатся критерии, по которым можно идентифицировать российские паспорта, что может послужить основой для их непризнания. Как вы оцениваете подобные шаги?

— Конечно, такие шаги являются нарушением международного права. Более того, это является проявлением двойных стандартов со стороны Евросоюза.

Приведу пример из части мира, в которой мы сейчас с вами находимся, — турки-киприоты. По каким паспортам они ездят в Европу? Правильно, по турецким. Я против прямых аналогий, но Донецкая Народная Республика и Турецкая Республика Северного Кипра — это две территории, каждая из которых признана только одной страной. 

Так почему турок-киприотов с турецким паспортом в Европу пускают, а жителя ДНР с российским паспортом — нет?

— А на ваш взгляд, все ли страны будут следовать этому руководству?

— Уточню — это не требование, а рекомендация. Напомню, что это уже вторая волна подобных рекомендаций, первая была связана с паспортами крымчан. И на сегодняшний день, насколько я помню, рекомендациям по ним следуют отнюдь не все страны Евросоюза. Так что окончательное решение за странами — членами Евросоюза. Мы работаем над этой темой и постоянно обращаем внимание ЕС на их двойные, а то и тройные стандарты.

— В последнее время все чаще появляются сообщения о скором проведении саммита "нормандской четверки". Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что такая встреча может пройти в ноябре. Ведется ли сегодня подготовка такой встречи?

— Конечно, мы обсуждаем подготовку саммита в "нормандском формате" с нашими европейскими коллегами. Не знаю, как для [канцлера ФРГ Ангелы] Меркель, но для [президента Франции Эмманюэля] Макрона и для Зеленского чем быстрее пройдет такая встреча, тем лучше.

Но ведь есть определенные условия, их, по большому счету, два: развод войск и правильная подготовка саммита, в том числе через встречу министров иностранных дел. А встреча ради встречи подорвет авторитет самого "нормандского формата".

Кроме того, как отметил Сергей Викторович Лавров со свойственной ему мудростью, у нас есть опасения, что саммит "нормандского формата" будет использован для ревизии минских соглашений.

— А что касается обсуждения Крыма на таких встречах? О таком намерении ранее заявил Владимир Зеленский...

— Ну кто там Крым будет обсуждать? Это даже смешно... А вот попытки Киева изменить очередность действий в минских соглашениях — это другое дело.

Передача под контроль Украины участка границы с Россией в Донбассе является самым последним пунктом соглашений, он должен быть выполнен после всего остального. Но ведь в Киеве и при прежнем режиме, и сейчас переворачивают это с ног на голову

Якобы сначала контроль над границей, а потом выборы. Но ведь так, на ходу меняя условия, не играют. Так что посмотрим, что будет.

— А что касается министерской встречи в "нормандском формате"?

— Она, конечно, готовится. Но о ее сроках мне ничего не известно.

Еще существует формат советников лидеров "нормандской четверки". Они встретились в начале сентября, договорились по "формуле Штайнмайера", а потом украинцы стали "вилять хвостом"...

— Давайте перейдем к военной операции Турции в Сирии, которая получила название "Источник мира"...

— Любят они такие названия: то "Оливковая ветвь", то "Источник мира"...

— Страны Запада раскритиковали действия президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана на северо-востоке Сирии, после чего он пригрозил открыть границы с Евросоюзом для 3,6 млн беженцев. Как вы оцениваете подобные заявления?

— Во-первых, никто точно не знает, сколько сирийских беженцев находится в Турции. За годы конфликта у них на территории Турции и других стран родилось полмиллиона детей. А деньги, которые европейцы отправляют по гуманитарным каналам, идут не в Сирию, так как они не контактируют там с официальными властями.

Частично деньги идут в Ливан, Иорданию, что понятно, так как Ливан, имея население 4,5 млн человек, принимает миллион сирийских беженцев. Но в основном — в Турцию.

Население Турции сегодня составляет примерно 80 млн человек, что сопоставимо с Германией. Так что там совсем другое соотношение. И туда сегодня эти деньги идут фактически на ассимиляцию сирийских беженцев — финансируются школы, учебники турецкого языка. 

Думаете, эти дети вырастут и вернутся в Сирию? Да никогда!

— Но в чем же тогда заключается главная цель этой операции?

— Ее цель — создать пояс безопасности. Но что с ним делать? Курдов оттуда выгонят, а дальше пустое место, что ли, будет?

Туда начнут переселять сирийских беженцев. Вот такой получается демографический инжиниринг.

— То есть, на ваш взгляд, угрозы Эрдогана вряд ли будут реализованы?

— Он уже не в первый раз пугает Евросоюз. Кроме того, на отношения Евросоюза и Турции сегодня накладывается еще одна тема — буровые работы на кипрском шельфе. 14 октября — заседание Совета ЕС по иностранным делам. И там турецкий сюжет в повестке дня.

— А будет ли на заседании — кроме бурения на углеводороды в исключительной экономической зоне Кипра — обсуждаться ситуация на границе с Сирией?

— Возможно. Изначально оно было по буровым работам, страны Евросоюза должны были выступить в поддержку Никосии. А что будет теперь — посмотрим.

— Позиция России и Евросоюза по урегулированию конфликта на северо-востоке Сирии очевидно совпадает. Обе стороны выступают за его разрешение через диалог. А готовы ли мы проводить переговоры с ЕС по данному вопросу?

— Правильно, нужно решать проблему через диалог. Другое дело, что к числу партнеров в этих переговорах Евросоюз не относит правительство в Дамаске, а мы, разумеется, относим. Готовы посредничать и между Анкарой с курдами, и между курдами с Дамаском. 

Кстати, мы курдов предупреждали, что их американцы "кинут"

И здесь, на Родосе, я могу лично об этом же предупредить греков, пусть подумают, не ждет ли их аналогичная судьба.

— Кстати, о греках. В начале октября в ходе визита госсекретаря США Майкла Помпео в Афины стороны подписали новое соглашение о сотрудничестве в оборонной сфере. Как Греция, традиционный партнер России, объясняет такой шаг?

— Я считаю, что это ошибка, но это мое личное мнение. О причинах принятия такого решения, естественно, надо спрашивать греческую сторону. Но я не исключаю, что они сделали это на фоне трений между Соединенными Штатами и Турцией. Однако это все равно не делает данное решение продуманным на перспективу.

— В конце сентября представитель Евросоюза сообщил ТАСС, что Брюссель получил и изучает предложение властей РФ ввести мораторий на развертывание в Европе и других регионах ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Есть ли уже реакция ЕС на данное предложение?

— Мои сотрудники лично вручали это письмо. Тогда как раз проходила высокая неделя сессии Генассамблеи ООН, и им сказали: "Все в Нью-Йорке, когда приедут, будем изучать".

— Но высокая неделя закончилась, а реакции до сих пор нет?

— Именно. Наверное, тут стоит обратить внимание на позицию НАТО, которая вслед за американцами отказалась от этой идеи на основании ложного изначально посыла, что Россия призывает к мораторию в тот момент, когда якобы не только произвела на свет ракеты средней дальности, но и разместила их на своей территории. А мы говорим, что максимальная дальность полета ракеты 9М729 составляет не 500 км, а 480 км. Но они не верят.

Я не специалист по Соединенным Штатам, но допускаю, что то, чем они сейчас занимаются, направлено не только против нас, но и против Китая. Впрочем, Договор о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) покрывал только ракеты наземного базирования, а где у США в Азии наземное базирование? Основные американские военные средства в Тихоокеанском регионе — это авианосцы и подводные лодки, которые ДРСМД не ограничивает. Еще на переговорах по заключению данного соглашения в 1981 году мы предлагали зачесть и ракеты морского базирования. Но американцы наотрез отказались.

— В июне этого года в интервью ТАСС вы заявили, что механизм Евросоюза по финансовым расчетам с Ираном INSTEX никак не может выйти на эффективный уровень. Как вы оцениваете его работу сегодня, а также усилия европейских партнеров по спасению иранской ядерной сделки?

— С тех пор INSTEX только доказал свою неэффективность. Напомню, что за то время, когда был затеян этот механизм, у него сменилось три руководителя, а это о многом говорит.

Что касается наших европейских партнеров, то у "евротройки" вообще двусмысленная позиция по Ирану. Они, с одной стороны, говорят, что поддерживают Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по ядерной программе Тегерана, а с другой стороны, занимаются тем, что подпиливают его. Я имею в виду их заявления по ракетам, по танкерам в Ормузском проливе, которые, естественно, вызывают у иранцев законное раздражение.

Кстати, накануне в Красном море был обстрелян иранский танкер, по нему выпустили две ракеты. Встает вопрос: кто это сделал?

— А как в Москве относятся к последним заявлениям французского лидера о необходимости как можно скорее возобновить диалог между странами, подписавшими ядерную сделку? На ваш взгляд, насколько они реалистичны? И будут ли проведены переговоры между Вашингтоном и Тегераном?

— Если когда-нибудь Соединенные Штаты и сядут с Ираном за стол переговоров, то за этим столом французов точно не будет. Это не значит, что позитивные усилия французской дипломатии не будут востребованы. Конечно, будут. Но переговоры американцы при нынешнем режиме ведут только в двустороннем формате. Так было с Северной Кореей, так будет с Ираном и с кем еще хотите.

Вообще Макрон говорит много позитивного, в том числе в адрес нашей страны, что мы внимательно фиксируем.

— С ноября глава МИД Испании Жозеп Боррель сменит Федерику Могерини на посту главы дипломатии ЕС. Какие ожидания у Москвы от работы с будущим высоким представителем Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности, имея в виду его последние заявления о том, что санкции сообщества в отношении России пока должны быть сохранены?

— Я к Боррелю приветствовать его в новом качестве пойду после того, как он приступит к работе. Я его знаю лично с тех пор, когда он еще был председателем Европарламента. Но это было более десяти лет назад.

Что касается его заявлений в отношении Москвы, то это лишь значит, что ничего нового у него пока не появилось. То же самое говорила и его предшественница.

— Владимир Алексеевич, если позволите, еще один вопрос. Планируются ли в ближайшем будущем консультации с европейскими представителями по антитеррору?

— Да, будет встреча высокого уровня в Москве 21 октября. С нашей стороны в ней примет участие заместитель министра иностранных дел РФ Олег Сыромолотов, с их стороны — заместитель генсека Европейской внешнеполитической службы Педро Серрано и спецкоординатор ЕС по антитеррору Жиль де Кершов.


Источник: ТАСС

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся