Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Федор Войтоловский

Директор ИМЭМО РАН, член-корреспондент РАН, доктор политических наук, профессор РАН, член РСМД

Конфронтационный характер отношений России и США стал новой нормой взаимодействия двух стран. Отношения начали приобретать характер не столько конкуренции, сколько противоборства по отдельным направлениям с начала 2010-х гг. и обвально ухудшились с началом украинского кризиса в 2014 года, приобретая все больше негативных составляющих. В последующие годы, в особенности после 2016 года, когда некоторые представители американских спецслужб и часть политического истеблишмента обвинили Россию во вмешательстве в президентские выборы в США, отношения двух стран еще более ухудшились и стабилизировались в этом состоянии, без существенных улучшений, но с устойчивой негативной динамкой.

США приняли ряд мер системного характера для того, чтобы оказать на российскую экономику, общество, деловую и политическую элиту политико-психологическое воздействие посредством финансово-экономических, технологических и политических санкций и других ограничений. Эти меры были направлены в первую очередь на то, чтобы сократить возможности развития наиболее значимых для присутствия России на внешних рынках отраслей — топливно-энергетического и оборонно-промышленного комплексов, металлургической отрасли, а также значимого для всех отраслей экономики финансового сектора. Цель этих действий — ограничить возможности развития российской экономики и ее глобальную конкурентоспособность, создать условия для возникновения долгосрочных негативных последствий и социально-экономических диспропорций, оказать влияние внутриполитические процессы в России и ее внешнюю политику.

Конфронтационный характер отношений России и США стал новой нормой взаимодействия двух стран. Отношения начали приобретать характер не столько конкуренции, сколько противоборства по отдельным направлениям с начала 2010-х гг. и обвально ухудшились с началом украинского кризиса в 2014 года, приобретая все больше негативных составляющих. В последующие годы, в особенности после 2016 года, когда некоторые представители американских спецслужб и часть политического истеблишмента обвинили Россию во вмешательстве в президентские выборы в США, отношения двух стран еще более ухудшились и стабилизировались в этом состоянии, без существенных улучшений, но с устойчивой негативной динамкой.

США приняли ряд мер системного характера для того, чтобы оказать на российскую экономику, общество, деловую и политическую элиту политико-психологическое воздействие посредством финансово-экономических, технологических и политических санкций и других ограничений. Эти меры были направлены в первую очередь на то, чтобы сократить возможности развития наиболее значимых для присутствия России на внешних рынках отраслей — топливно-энергетического и оборонно-промышленного комплексов, металлургической отрасли, а также значимого для всех отраслей экономики финансового сектора. Цель этих действий — ограничить возможности развития российской экономики и ее глобальную конкурентоспособность, создать условия для возникновения долгосрочных негативных последствий и социально-экономических диспропорций, оказать влияние внутриполитические процессы в России и ее внешнюю политику.

Американские санкции получили долгосрочную законодательную фиксацию и дальнейшее развитие после принятия в 2017 году «Закона о противодействии противникам США посредством санкций». Эти шаги подкреплялись антироссийской информационной кампанией в американских и глобальных СМИ, а также действиями Вашингтона, направленными на ограничение сотрудничества с Россией третьих стран — в том числе американских союзников.

В основе противоборства России и США лежат не только разнонаправленные интересы двух стран во многих областях и регионах мира, но существенные различия в восприятии политическими элитами обеих держав тенденций развития миропорядка, иерархии его субъектов и принципов организации отношений между ними. Эти различия касаются в первую очередь понимания роли и статуса США и Российской Федерации в мире. В сознании американской элиты, вне зависимости от ее партийной принадлежности, сформировался негативный образ России как источника вызовов и угроз для глобального лидерства США, их безопасности и интересов в различных регионах мира. Такие позиции получили в период деятельности администрации Д. Трампа фиксацию в ряде американских документов стратегического планирования, включая «Стратегию национальной безопасности США» (2017) и «Стратегию национальной обороны» (2018) в которых Россия открыто называется противником США, наряду с КНР и Ираном.

США не могут допустить дальнейшего углубления торговых, инвестиционных, гуманитарных и иных связей между Россией и ЕС. В прежние годы рост взаимозависимости России и ЕС в энергетической сфере рассматривался Вашингтоном в качестве угрозы для американского влияния и в Европе и энергетической безопасности союзников. В период деятельности администрации Д. Трампа российское присутствие на европейском рынке газа стало восприниматься как конкурентный вызов в контексте задач расширения экспорта американского СПГ, а также газа, добываемого американскими компаниями на Ближнем Востоке, в Европу. В этой логике выстроены позиции и действия Вашингтона по поводу реализации проекта «Северный поток-2» и других российских инициатив в области развития сотрудничества со странами ЕС в энергетической сфере.

Фактор «российской угрозы» остается одним из важнейших средств поддержания союзнической солидарности и военно-политической консолидации в НАТО. США, вне зависимости от смены администраций, выступают против наличия у России особых сфер интересов и влияния на постсоветском пространстве. В период деятельности администрации Д. Трампа (2017-2021) внимание Вашингтона к постсоветскому пространству несколько снизилось, но с приходом администрации Дж. Байдена, оно, вероятно возрастет и здесь можно ожидать роста противоречий.

На протяжении деятельности администрации Д. Трампа российско-американские отношения не только не улучшались, но и продолжали деградировать по ряду важнейших направлений.

Во-первых, в сфере военной безопасности и контроля над вооружениями. Здесь США последовательно сокращали возможности для двустороннего диалога, сохранения и развития взаимных обязательств и ограничений. США в 2018 году вышли из Совместного всеобъемлющего плана действий по ядерной программе Ирана (2015), в 2019 году — из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987) и заявили о планах создания и размещения соответствующих классов ракет в Европе и АТР, в 2020 году — из Договора по открытому небу (1992). Критическая ситуация сложилась с продлением Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (2010), который часто называют «СНВ-3» — он так и не был продлен, несмотря на готовность России пойти на компромиссы. В этой сфере можно ожидать относительного прогресса с администрацией Дж. Байдена — в первую очередь по вопросу о продлении СНВ-3. Такая позиция была заявлена Дж. Байденом в период президентской гонки. Однако в дальнейшем могут возникнуть затруднения при проработке новых шагов в области контроля над вооружениями.

Во-вторых, были усилены санкции и другие ограничительные меры. Количество санкций, введенных в период деятельности администрации Трампа (52 раунда), превысило те, которые были приняты при Б. Обаме (40 раундов). Благодаря сформированной Конгрессом законодательной основе расширились возможности введения точечных санкций непосредственно министерствами и ведомствами. Усилилось давление Вашингтона на европейских союзников и других партеров с требованиями выполнять американские санкции, которым придается экстерриториальный характер. В ближайшие несколько лет снятие Вашингтоном антироссийских санкций является крайне маловероятным, однако ведомства США обладают инструментарием их относительно гибкого применения. Администрацией Дж. Байдена, уделяющей значительное внимание вопросам демократии и американских ценностей, а также вопросам кибер-безопасности, могут быть введены новые антироссийские санкции.

В-третьих, в борьбе за региональные рынки газа, в особенности за европейский. Стоит, однако, отметить, что США, ставшие крупным экспортером нефти, как Россия и Саудовская Аравия, а также ряд других стран экспортеров заинтересованы в поддержании средневзвешенной цены на сырую нефть. Это определило готовность Вашингтона достичь компромиссов с Москвой и Эр-Риядом по вопросу о цене на нефть. Однако такое совпадение интересов России и США носит тактический характер. Высока вероятность, что администрация Дж. Байдена продолжит в борьбе за европейский рынок газа линию, намеченную в период правления президента-республиканца.

В ближайшие годы отношения России и США будут испытывать возрастающее воздействие не только внутренних, но и международных факторов. Особое значение для них будет иметь динамика отношений США и КНР в торгово-экономической и военно-политической сферах. Несмотря на вероятное смягчение риторики администрации Байдена, по сравнению с командой Трампа, в американо-китайских отношениях сформировалась существенная основа для развития экономической, технологической и геополитической конкуренции с нарастающими элементами региональной военно-политической конфронтации, при сохранении глубокой взаимозависимости в финансово-экономической сфере, которая делает КНР более уязвимой, чем США в случае ее разрыва. Существенным факторами будет динамика отношений США и ЕС, КНР и ЕС, а также возрастающее значение в развитии экономического и политического миропорядка приобретет роль Индии, стран АСЕАН, а также ряда держав в различных регионах мира. Эти тенденции могут способствовать как налаживанию диалога России и США по отдельным вопросам, так и нарастанию противоречий между ними.

В повестке российско-американских отношений остаются сюжеты, представляющие взаимный интерес и открывающие возможности для выработки совместных шагов. Среди них особую важность имеют:

- вопросы контроля над вооружениями и дальнейших шагов по поддержанию стратегической стабильности и снижения военной опасности, включая выработку мер доверия и шагов по предотвращению инцидентов и урегулированию кризисных ситуаций;

- нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

- противодействие международному терроризму и религиозно-идеологического экстремизма;

- борьбы с опасными инфекционными заболеваниями и их последствиями;

- предотвращения природных и техногенных катастроф и преодоления их последствий;

- обеспечение безопасности на море, в космическом пространстве и снижение рисков в сфере кибер-безопасности.

В условиях роста глобальной и региональной нестабильности для развития российско-американского диалога особое значение приобретает сотрудничество между научно-экспертными сообществами России и США, а также так называемая дипломатия «второго трека». Несмотря на санкции и другие ограничения, значительная часть американских ученых, а также научных центров и университетов проявляет готовность и заинтересованность к сохранению связей с российскими научно-исследовательскими организациями и вузами. Более того, ряд американских специалистов в области общественных наук, в том числе профессиональных исследователей России, последовательно выступают за улучшение отношений двух стран в некоторых областях.



Источник: Российская Академия Наук

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся