Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Ярослав Лисоволик

Д.э.н, член РСМД

Появляется всё больше признаков замедления мировой экономики, на глобальных рынках опасаются начала рецессии. В этих условиях мировому сообществу, скорее всего, придётся сосредоточиться на выработке действенных антикризисных мер. Ключевым фактором, который помог преодолеть кризис 2008-2009 годов, были согласованные действия крупнейших экономик и использование ими по договорённости с МВФ бюджетных стимулов. В нынешних обстоятельствах условия для согласованных действий ведущих стран не такие благоприятные, как прежде, но, тем не менее, ухудшение самочувствия мировой экономики – достаточный повод для того, чтобы обсудить возможность применения антикризисных мер в мировом масштабе, пишет в своей новой колонке программный директор Валдайского клуба Ярослав Лисоволик

Появляется всё больше признаков замедления мировой экономики, на глобальных рынках опасаются начала рецессии. В этих условиях мировому сообществу, скорее всего, придётся сосредоточиться на выработке действенных антикризисных мер. Ключевым фактором, который помог преодолеть кризис 2008-2009 годов, были согласованные действия крупнейших экономик и использование ими по договорённости с МВФ бюджетных стимулов. В нынешних обстоятельствах условия для согласованных действий ведущих стран не такие благоприятные, как прежде, но, тем не менее, ухудшение самочувствия мировой экономики – достаточный повод для того, чтобы обсудить возможность применения антикризисных мер в мировом масштабе, пишет в своей новой колонке программный директор Валдайского клуба Ярослав Лисоволик

Согласованные действия по преодолению кризиса 2008-2009 годов отличались невиданным прежде размахом и синхронностью. По данным Международной Организации Труда (МОТ), «только среди стран Большой Двадцатки (G20) размер бюджетных стимулов составлял 2 триллиона долларов США, или 1,4 процента мирового ВВП. Ещё важнее то, что противодействие кризису со стороны крупнейших экономик характеризовались необыкновенной синхронностью на всех фронтах – финансовом, валютном и бюджетном».1

Масштаб антикризисных действий разнился от страны к стране. В Азии (без Японии и Южной Кореи) ассигнования составили более 9% ВВП – наивысший показатель среди макрорегионов. Среди экономик G20 первое место занял Китай (12,7% ВВП). За ним следовали Саудовская Аравия, Южная Корея, Турция и США. Авторы аналитического обзора МОТ приходят к выводу, что «оценка усилий отдельных стран показывает, что страны с ВВП относительно большего размера и лучшими показателями занятости ассигновали и больше средств в процентном отношении от ВВП на комплекс мер по стимулированию экономики. В данную категорию попадают страны Азии с формирующимся рынком и другие развивающиеся экономики».2

Между развивающимися странами наблюдались также существенные различия в структуре бюджетных стимулов. Так, Китай и Индия направили большую часть антикризисных ассигнований на финансирование инфраструктурных проектов. Напротив, развитые экономики сделали упор на снижение налогового бремени, а также на увеличение социальных выплат и пособий по безработице. Пособия по безработице вообще выступали в качестве важной составной части комплекса антикризисных мер, играя роль «автоматических стабилизаторов», расширявших объём помощи во время рецессии и сокращавших его по мере выздоровления экономики. В целом, при разработке в ближайшем будущем глобального комплекса антикризисных мер и определении его структуры следует учитывать мультипликационный эффект и эффект перелива от бюджетных расходов стран и регионов, участвовавших в борьбе с кризисом 2008-2009 годов.

Интересно отметить, что бюджетный вклад России в общие усилия по противодействию кризису был одним из самых скромных, а фаза посткризисного выздоровления её экономики наступила благодаря росту цен на нефть. Однако на этот раз Россия находится в относительно более выигрышном положении и способна внести приличествующую долю бюджетных средств:

  • Размер российского Фонда национального благосостояния превысил целевой ориентир в 7% ВВП и высвобождающиеся в связи с этим средства могут быть потрачены на другие цели.

  • Преодолено отставание в освоении средств, выделенных на осуществление национальных проектов (их финансирование отставало от графика в течение почти всего 2019 года).

  • Введены ключевые показатели результативности (КПР) и более строгие условия предоставления средств регионам, что повысило возможности государства по осуществлению целевого финансирования.

  • У России хорошо сбалансированный государственный бюджет, в котором доходы превышают расходы, а умеренный бюджетный дефицит не зависит от уровня цен на нефть. Государственный долг России весьма невелик.

  • Электоральный цикл: в 2020 году Россия эффективно вступает в предвыборный период. Опыт прежних выборных кампаний указывает на то, что власти могут пойти на некоторое снижение налогового бремени.

  • Низкие темпы экономического роста на фоне проведения достаточно жёсткой макроэкономической политики при наличии ограниченной возможности послаблений в кредитно-денежной сфере.

В целом, по мере того, как между ведущими торговыми державами разгорается торговая война, всё более целесообразным шагом нам представляется выработка и согласование международного комплекса мер бюджетного стимулирования. Но нужна не одноразовая реакция со стороны ряда стран, как десятилетие назад, а всесторонняя, правильно организованная и согласованная работа, способная превратить антикризисный механизм в системную часть усилий по эффективному использованию Глобальной сети финансовой безопасности (GFSN). Так, чтобы повысить эффект синхронности бюджетных расходов на уровне отдельных стран, можно было бы использовать другие компоненты Глобальной сети финансовой безопасности, а именно стимулы, исходящие от региональных и мировых банков/институтов развития, а также от Региональных Соглашений о Финансировании.

Рекомендации Кейнса использовались и используются главным образом для борьбы с кризисами на уровне отдельных стран. Настала пора применить кейнсианство для противостояния вызовам в глобальном масштабе. Сегодня растет число стран, делающих выбор в пользу политики расширения бюджетных расходов в качестве средства предотвращения кризиса в экономике. В их числе, возможно, и такие страны, как Германия, где вообще предпочитают не отклоняться слишком далеко от траектории бездефицитных бюджетов. В нынешних обстоятельствах необходимо предпринять усилия по согласованию мер налогово-бюджетного стимулирования и создать глобальный механизм антикризисного реагирования. Это будет шаг в духе Джона Мейнарда Кейнса, в чьё научное наследие как раз и входит разработанная им система антикризисных мер (налогово-бюджетное стимулирование) и точка зрения на необходимость международной координации (создание Бреттон-Вудских учреждений)


[1] A review of global stimulus. EC-IILS JOINT DISCUSSION PAPER SERIES No. 5. International Labour Organization (ILO).

[2] A review of global stimulus. EC-IILS JOINT DISCUSSION PAPER SERIES No. 5. International Labour Organization (ILO).


Источник: Дискуссионный клуб Валдай

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся