Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Кортунов

К.и.н., научный руководитель РСМД, член РСМД

Решение ЕС о создании долгосрочной (сообщается о сроке в два года) гражданской миссии в Армении для «содействия урегулированию на Кавказе» с радостью приветствовали в МИД Армении, заявив, что она «будет способствовать миру, стабильности и безопасности в регионе».

В свою очередь, во внешнеполитическом ведомстве Азербайджана вчера, 24 января, указали на важность того, чтобы действия миссии ЕС в Армении не стали предлогом для уклонения последней от выполнения взятых на себя обязательств.

Вопросов действительно много. Первую миссию ЕС еще 17 октября 2022 года одобрил Совет министров иностранных дел ЕС, тогда было принято решение направить на два месяца около 40 наблюдателей Евросоюза в Армению на границу с Азербайджаном для мониторинга. В то время были ожидания, что до конца года может быть подписано мирное соглашение между Азербайджаном и Арменией. Эти надежды не оправдались.

И вот появляется новая долгосрочная двухлетняя миссия (EUMA), которая будет состоять из 100 гражданских «миротворцев», не считая прикрепленных к ним помощников.

При этом миссию ОДКБ Армения не допускает, а вот европейцев приглашает. Это показательный разворот Еревана на Запад? Генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов отметил, что если использовать термин «разворот на Запад», то здесь ничего нового нет.

Решение ЕС о создании долгосрочной (сообщается о сроке в два года) гражданской миссии в Армении для «содействия урегулированию на Кавказе» с радостью приветствовали в МИД Армении, заявив, что она «будет способствовать миру, стабильности и безопасности в регионе».

В свою очередь, во внешнеполитическом ведомстве Азербайджана вчера, 24 января, указали на важность того, чтобы действия миссии ЕС в Армении не стали предлогом для уклонения последней от выполнения взятых на себя обязательств.

Вопросов действительно много. Первую миссию ЕС еще 17 октября 2022 года одобрил Совет министров иностранных дел ЕС, тогда было принято решение направить на два месяца около 40 наблюдателей Евросоюза в Армению на границу с Азербайджаном для мониторинга. В то время были ожидания, что до конца года может быть подписано мирное соглашение между Азербайджаном и Арменией. Эти надежды не оправдались.

И вот появляется новая долгосрочная двухлетняя миссия (EUMA), которая будет состоять из 100 гражданских «миротворцев», не считая прикрепленных к ним помощников.

При этом миссию ОДКБ Армения не допускает, а вот европейцев приглашает. Это показательный разворот Еревана на Запад? Генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов отметил, что если использовать термин «разворот на Запад», то здесь ничего нового нет:

— Правительство Никола Пашиняна традиционно старалось проводить многовекторную внешнюю политику, в том числе и за счет укрепления своих связей с Евросоюзом, Соединенными Штатами, отдельными странами Европы. Это было связано с экономическими устремлениями Армении, но, конечно, речь шла и идет о геополитической поддержке. Неслучайно же в Ереване особые надежды возлагают на Францию, учитывая наличие многочисленной и влиятельной армянской диаспоры в этой стране.

Что касается конкретно данной ситуации, то, конечно, не очень понятно, какой вклад наблюдатели от Евросоюза могут внести в урегулирование армяно-азербайджанских отношений. По логике, любая сторона, которая пытается выступить в таком качестве (медиатора — ред.), должна получить одобрение не только в Армении, но и в Азербайджане. Если в Баку к этому относятся негативно, то эффективность их работы, скорее всего, будет не слишком высокой.

Так что посмотрим, какие конкретно функции эта миссия будет выполнять.

— С этим как раз и проблемы. Согласно документам ЕС, мандат новой миссии предусматривает патрулирование армяно-азербайджанской границы и передачу собранных данных в Брюссель. А как быть в случае обстрелов? Какие конкретно действия эти «европейские миротворцы могут» предпринять? Этими вопросами, кстати, задаются и в Армении. Кроме того, нет точных данных о количестве этих наблюдателей. Говорится, что их будет 100 человек, которые проконтролируют всю армяно-азербайджанскую границу, а ведь это больше 1 000 километров. Возможно, рассчитывают на помощников. Пресса писала, что в итоге миссия будет состоять минимум из 2 000 человек, а скорее всего, и больше. К слову, даже состав РМК в Карабахе меньше.

— Если так, то это существенное присутствие. По всей видимости, руководство Армении считает, что факт нахождения этих наблюдателей в стране может оказывать какое-то сдерживающее воздействие на Баку. По крайней мере такую логику можно предположить, ну, а как это получится — сказать трудно, ведь у Евросоюза есть свои интересы в Азербайджане, и идти по этой логике слишком далеко ЕС вряд ли захочет.

— МИД Азербайджана заявил, что после того как некоторые государства-члены Евросоюза продемонстрировали предвзятость, деятельность прошлой мониторинговой миссии серьезно противоречила соглашениям, достигнутым в Праге. И поэтому развертывание новой миссии ЕС в Армении должно быть обеспечено должным образом с учетом легитимных интересов Азербайджана и осуществляться таким образом, чтобы не подрывать взаимное доверие. Что может подорвать доверие?

— Если есть миссия, которая находится по приглашению только одной из сторон конфликта, то, конечно, всегда возникает подозрение, что она будет занимать одностороннюю позицию. Если бы появление этих наблюдателей было согласовано с Азербайджаном, то тогда, наверное, такие вопросы не возникли. Даже если предположить, что миссия ЕС будет исключительно гуманитарной и политически неангажированной, то все равно нельзя исключать негативную реакцию по другую сторону границы.

Еще раз подчеркну, что при прочих равных такие миссии надо согласовывать с обеими странами, вовлеченными в процесс урегулирования, и, конечно, заранее как можно четче определять мандат. И в Москве будут подозрения, что все это делается с целью отодвинуть Россию в регионе, подорвать ее роль в качестве миротворца. Мне кажется, что тактически это было не самым лучшим решением (Еревана - ред.), нужно было более инклюзивно подойти к размещению представителей Европейского союза. При желании можно было бы найти форму, которая устроит всех.

— А Вы не думаете, что на самом деле это был все-таки показательный шаг Армении? В Москве уже выражали недоумение тем, что Ереван не пускает миссию ОДКБ, отменяет учения Организации Договора о коллективной безопасности на своей территории и т.д.

— Да, и эта логика имеет право на существование. Действительно, Армения недовольна ОДКБ. Это недовольство возникло не вчера. Отмена учений — это только очередное проявление негодования Армении. Мы знаем, что такая ее позиция была озвучена и на саммите ОДКБ в Ереване и т.д. Видимо, армянская сторона пытается послать сигнал, показать, что ОДКБ — это не единственная возможность, которая у них есть, существуют другие альтернативы и партнеры, которые могут обеспечить безопасность. Но здесь надо учитывать тот факт, что Европейский союз — это не НАТО, не военно-политический альянс.

Военные возможности и миротворческий потенциал ЕС достаточно ограничен. И я не думаю, что появление представителей Евросоюза в Армении каким-то принципиальным образом изменит ситуацию на армяно-азербайджанской границе. Это все-таки больше символический политический жест.

Источник: Media.az.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся