Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Руслан Гринберг

Научный руководитель Института экономики РАН, член-корреспондент РАН, член РСМД

Политики стран, имеющих «проклятие» в виде нефти и, как следствие - нефтезависимую госказну, только и говорят сейчас о том, как бы увеличить долю других доходов в бюджетах. Но откуда взять эти доходы, когда не потрудились построить более или менее разнообразную экономику? Казахстан, как и Россия, в тучные нефтяные годы, как говорится, брал от жизни всё: государство радовалось стабильно высоким ценам на нефть, не обращая особого внимания на другие секторы экономики. Но руководство Казахстана очень серьёзно задумалось по поводу изменчивой конъюнктуры на рынке углеводородного сырья и стало действовать.

Весной Нурсултан Назарбаев озвучил «100 конкретных шагов» - масштабный проект реформы страны. Тогда многие со скепсисом отнеслись к этой программе. Сам пакет преобразований экономисты оценивали положительно - он действительно уникален по своей амбициозности и направленности. Но из-за этих же качеств этот документ считали лишь набором идеалистических тезисов, а не тем, что можно воплотить в жизнь на постсоветском пространстве. Оказалось, зря.

Задача, которую ставит перед собой Казахстан сегодня, - ещё глубже интегрироваться в глобальную мировую экономику. И делать он это собирается посредством создания в Астане Международного финансового центра. Цели ставят довольно дерзкие: оказаться через 10 лет, как сейчас Дубай, в десятке лучших азиатских финансовых центров.

Казахи заявляют, что финансовый центр в Астане заработает уже в следующем году и это не выглядит фантастично. Похоже, это действительно может произойти. Ведь всего несколько месяцев назад было продекларировано само создание МФЦА, а сейчас подробный законопроект о финцентре, который предусматривает изменения даже в Конституции страны, уже находится на итоговой стадии рассмотрения в местном парламенте. Здесь важно подчеркнуть, что ради достижения цели Казахстан готов на беспрецедентные внутренние реформы. Готов поменять главный закон страны, дабы обозначить особый статус МФЦА, внедрить английское право, создать независимую судебную систему с иностранными судьями. На постсоветском пространстве может появиться страна, которая готова поступиться частью своего суверенитета ради общего благосостояния нации.

Можно привести массу примеров удачно оформленных на бумаге экономических преобразований, реализация которых часто тормозится или вовсе заходит в тупик из-за отсутствия политической воли, эффективной команды исполнителей. Скажем, реформа здравоохранения в Америке, внедрение накопительной части пенсии в РФ и др.

В казахстанском проекте финцентра есть качественно разработанная программа реализации проекта. Отрадно, что казахи не стали искать «особый путь», изобретать велосипед, а обратились к похожему по условиям старта работы опыту Дубая. И, что важнее, есть решимость руководства страны радикально модернизировать финансовую сферу в интересах устойчивого развития всей экономики. Исполнение проекта Международного финцентра «Астана» курирует Нацбанк Казахстана, который в этот сложный период натиска на национальную валюту ведёт себя, не в пример нашему ЦБ, увереннее, демонстрируя высокий профессионализм.

Смущает, правда, что пока не до конца понятно, каким образом создание Международного финансового центра будет сопрягаться с развитием реального сектора экономики Казахстана. Остаётся надеяться, что руководство страны будет рассматривать финансовый центр как инструмент для диверсификации экономики.

Казахстан надеется, что прямой вклад в ВВП государства от создания МФЦА составит до 1% прироста безуглеводородного ВВП ежегодно и хочет получить накопленным итогом за 2016-2025 до 15 млрд долларов. Может быть, это и несбыточная цифра, и пусть в реальности она будет меньше. Главное, что намечена такая цель - сопряжение финансовой сферы с задачей по диверсификации структуры экономики.

Источник: ria.ru

(Нет голосов)
 (0 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся