Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Анатолий Торкунов

Ректор МГИМО МИД России, академик РАН, Чрезвычайный и Полномочный Посол России, член РСМД

Александр Панов

Профессор кафедры дипломатии МГИМО МИД России, главный научный сотрудник Института США и Канады РАН, Чрезвычайный и Полномочный Посол России, член РСМД

В марте 2011 года, когда на АЭС «Фукусима», одной из крупнейших в мире, произошла авария, были заглушены все японские ядерные реакторы. К тому времени 54 ядерных реактора вырабатывали около 30% потребляемой в стране электроэнергии.

В срочном порядке японскому правительству пришлось принять меры по жесткой экономии электроэнергии, ввести в действие резервные мощности ГЭС, а главное – резко нарастить мощности ТЭС за счет значительного увеличения импорта энергетического сырья: нефти, угля, но прежде всего СПГ. В результате страна впервые за многие годы испытала значительный торговый, а затем и платежный дефицит. Из-за высоких цен на топливо компании, поставлявшие электроэнергию, понесли большие финансовые потери, которые частично были компенсированы путем повышения тарифов – в 2013 году на 9,75%, в 2014-м – на 15%.

Если непосредственно после аварии на «Фукусиме» в ответ на массовые протесты граждан против эксплуатации АЭС было сделано немало официальных заявлений о намерении сократить зависимость от ядерной энергетики и в перспективе даже отказаться от эксплуатации АЭС, то в мае 2014 года правительство приняло новую энергетическую стратегию, предусматривающую вынужденный возврат к использованию ядерной энергии, перезапуск реакторов после их проверки на соответствие новым стандартам безопасности. На 2015 год запланирован запуск в эксплуатацию четырех реакторов, прошедших необходимое тестирование.

Однако правительству приходится считаться с широким движением противников ядерной энергетики. Продолжаются – особенно в районах расположения АЭС – массовые выступления против перезапуска реакторов.

Возглавивший в январе 2013 года японское правительство лидер Либерально-демократической партии Синдзо Абэ поставил задачу вывести экономику страны из длительной рецессии и повысить ее мировой рейтинг. Принятая программа оживления экономической деятельности, так называемая абэномика, в числе других мер предусматривает понижение обменного курса иены с целью стимулирования экспорта. Но удешевление иены привело к подорожанию импорта энергоносителей и, несмотря на падение стоимости нефти, дефицит торгового баланса практически не сократился. На 2015 год запланировано повышение цен на электроэнергию еще на 10%.

На парламентских выборах в декабре Либерально-демократическая партия одержала уверенную победу, обеспечив себе абсолютное парламентское большинство, и Синдзо Абэ получил мандат на руководство правительством еще на четыре года. Это означает, что продолжится курс абэномики и придется решать проблему обеспечения страны электроэнергией по ценам, стимулирующим производство и не вызывающим недовольство людей. Во внешней политике можно ожидать продолжения заявленного Абэ курса на развитие разносторонних отношений с Россией и создание благоприятной атмосферы для ведения переговоров по мирному договору.

К антироссийским санкциям «семерки» Япония присоединилась, однако ввела их в наименее жестком формате и продемонстрировала готовность сохранить основные каналы общения. В июне–декабре с большим успехом в Японии прошел очередной фестиваль российской культуры, в сентябре в Москве состоялся представительный форум деловых кругов двух стран, в октябре недалеко от Владивостока прошли совместные учения по поиску и спасению на море, в которых приняли участи корабли Тихоокеанского флота России и Военно-морских сил самообороны Японии.

В ноябре «на полях» саммита АТЭС в Пекине состоялась обстоятельная встреча Владимира Путина и Синдзо Абэ, которая, по оценке сторон, прошла «в теплой атмосфере» и подтвердила наличие доверительных отношений между лидерами двух стран.

Была достигнута договоренность о «конкретном начале» подготовки для осуществления визита президента России в Японию в 2015 году. И в связи с этим представляется весьма целесообразным внести в программу подготовки визита тему российско-японского стратегического энергетического сотрудничества. А именно – начать совместную проработку проекта строительства газопровода с Сахалина на Хоккайдо и далее на Хонсю, и возобновить рассмотрение проекта создания энергетического моста – построить на Сахалине ТЭС на местных углях и передавать электроэнергию от нее по специальному кабелю на Хоккайдо.

Особо значимым и перспективным видится проект строительства газопровода. Сейчас Япония получает газ в сжиженном виде. Стоимость такого топлива выше среднемирового уровня, к тому же требуется его регенерация, действует сложная, многоступенчатая система доставки газа потребителям. Трубопроводный природный газ значительно дешевле, а реализация всего проекта, включая строительство трубопровода и распределительных сетей, как подсчитано японскими правительственными и частными экспертами, экономически эффективнее любого из ныне разрабатываемых проектов поставки сжиженного природного газа (СПГ) в Японию из Восточной Африки, Австралии и США.

К такому выводу пришли, в частности, специалисты Комитета по развитию и использованию инфраструктуры для природного газа (структуры, учрежденной в январе 2014 года в составе представителей 30 компаний) и эксперты Японской корпорации нефти, газа и металлов.

Примечательно, что за реализацию проекта высказываются не только компании – производители труб и оборудования для трубопроводов, но и поставщики электроэнергии – владельцы распределительных сетей, и даже газовые компании. При этом они исходят из того, что поставки дешевого газа (а по одному из вариантов проекта нитка трубопровода, пройдя через Хоккайдо, разделится на два рукава – один пойдет по западному маршруту до Токио, второй – по восточному до Ниигаты) будут способствовать росту экономической активности в малоразвитых северных регионах страны и переводу туда целого ряда производств из перегруженных предприятиями центральных и южных регионов. Это, в свою очередь, ускорит подъем всей экономики страны.

Авторы этих строк, недавно встречавшиеся в Японии с влиятельными политическими и общественными деятелями и с представителями руководства ряда крупных компаний, смогли убедиться, что уже сейчас трубопроводный проект имеет значительную и растущую поддержку в японском обществе, в том числе в правительственных кругах. Несколько депутатов японского парламента создали группу поддержки проекта. Увеличение поставок газа и нефти из России в два раза (сейчас в энергетическом импорте доля России составляет около 10%) не рассматривается как фактор, ведущий к «чрезмерной зависимости» с точки зрения безопасности страны. Нередко получалось так, что именно японские собеседники убеждали нас в перспективности, выгодности и реальности реализации проекта «Сахалин–Япония».

При этом приводились весьма убедительные аргументы.

Прежде всего отмечалось, что данный проект никоим образом не подпадает под санкции. Поставки российского газа в Европу под сомнение не ставятся. Реализация проекта не потребует использования новых технологий – газ планируется поставлять с действующего месторождения «Сахалин-1», строительство компрессорных станций отработано. Кроме того, проект не потребует значительных затрат с российской стороны, то есть кредитов. Протяженность российской части трубопровода – всего 60 км. Остальную его часть будет строить японская сторона.

Не вызывает сомнений и возможность прокладки трубопровода по морскому дну в сейсмической зоне. Современные технологии позволяют решить эту проблему. Поэтому, по словам наших собеседников, сопротивление рыболовецкого лобби строительству трубопровода ослабевает.

Кроме того, в Японии растет озабоченность политическим и экономическим сближением России и Китая, которое в перспективе, как не исключается, может иметь и антияпонский аспект. Наращивание же энергетического сотрудничества с Россией рассматривается как своего рода страховочная сетка.

Безусловно, было бы наивно полагать, что нет противников реализации как трубопроводного проекта, так и формирования энергетического партнерства России и Японии. Причем не только в Японии, но и в США.

Однако нет сомнений в том, что в условиях санкционного периода и в интересах построения устойчивого, долгосрочного российско-японского энергетического партнерства весьма важно было бы воспользоваться складывающейся благоприятной обстановкой для начала конкретной работы по проекту строительства газопровода Сахалин–Япония и энергомоста Сахалин–Хоккайдо.

Источник: Независимая газета

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся