Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Васильев

Почётный президент Института Африки РАН, академик РАН, член РСМД

Прошли первые в истории Египта свободные, демократические выборы. Проигравшие, естественно, говорят о фальсификациях, но их голос звучит слабо и не привлекает особого внимания.

Представители различных слоев египетского общества и разных идеологических убеждений выразили свою волю и продемонстрировали свои предпочтения. Оказалось, что большинство египтян отвергает как светские либерально-демократические или левые партии, которые пытаются проповедовать западные ценности, пусть даже с каким-то учетом специфики египетского общества и глубокой религиозности населения, так и сторонников прежнего диктаторского режима, которых называли «остатками» (аль-фулюль).

Избиратели отвергли прежнюю правящую Национально-демократическую партию и ее идеологию. Большинство египтян связали с исламистскими * партиями свои надежды на лучшую жизнь, на возвращение справедливости и политических свобод, избавление от произвола властей, повышение жизненного уровня, возвращение достоинства и национальной гордости.

* Автор использует термин «исламис­ты» для обозначения политических партий, группировок и течений, которые используют ислам в качестве политической идеологии, политической практики, лозунгов и некото­рых организационных принципов.

Проведение выборов оказа­лось возможным после ян­варской революции 2011 года, которая смела военно-авто­ритарный режим Хосни Мубарака. (Ее причины, характер дви­жущие силы уже рассмотрены в многочисленных исследованиях, в т.ч. и принадлежащих автору этих строк.) Высший совет воору­женных сил (ВСВС), взявший власть в стране, обеспечил их проведение как под давлением арабской «улицы» и влиятельных политических группировок, прежде всего «Ассоциации Братьев-мусульман», так и отвечая на требования США и других стран Запада, для которых само существование военного режима стало неудобным.

Как отмечали наблюдатели, выборы были честными и чисты­ми. Сошлемся хотя бы на мнение бывшего президента США Джимми Картера. Он заявил, что его организация осуществляла мониторинг и анализировала вы­борный процесс в 87 различных частях мира. Поэтому он вправе отметить честность электораль­ного процесса в Египте и его соответствие международным стандартам открытости и спра­ведливости. Правда, он также сказал, что нужно больше при­влекать молодежь, которая мало представлена в парламенте, и увеличить участие женщин во всех делах.

Фаворитом выборов оказалась Партия свободы и справедливос­ти (ПСС), созданная «Ассоциаци­ей Братьев-мусульман», которая одержала оглушительную победу, получив 218 из 498 депутатских мандатов - почти 44% (10 депута­тов назначаются действующим президентом страны).

Такой успех был, видимо, не­ожиданным даже для самих «братьев». В беседе с автором в апреле 2011 г. один из их лиде­ров Саад Хусейни говорил о том, что они будут довольны, ес­ли получат 25% мест в парламенте. А лидер ПСС Мухам­мед Мурси говорил в беседе с собственным корреспондентом журнала «Азия и Африка сего­дня» в АРЕ, что партия реально может получить 30% манда­тов **. Среднесрочная страте­гия партии заключалась в том, чтобы создать конструктивную оппозицию, переложив на новое правительство бремя ответст­венности за сложнейшие эконо­мические, социальные и между­народные проблемы страны, а затем, на новом этапе, прийти к власти.

* См.: Васильев А.М. Цунами революций не спадает // Азия и Африка сегодня, 2011, № 6.
** См.: Виницкий Д.И. Мухаммед Мурси: «Мы боремся за власть, но проповедуем мир» // Азия и Африка сегодня, 2011, № 12.

Сейчас ситуация иная. «Бра­тья» «досрочно» оказались у по­рога власти. Они легко сформи­руют правительство, найдя парт­неров в парламенте после приня­тия новой конституции и выбо­ров президента, намеченных на июнь текущего года. Пока же они не возражают против сохранения правительства Камаля Аль-Ганзури, назначенного ВСВС.

Текущие задачи, сроки выпол­нения которых, как предполага­ется, согласованы «братьями» и Высшим советом, - выборы Сове­та шуры (высшей палаты), имею­щей лишь консультативные функции, выборы 100 человек - членов конституционной ассамб­леи для выработки нового основного закона страны, затем - про­ведение референдума для одобре­ния новой конституции. Регист­рация кандидатов на пост прези­дента и его выборы должны со­стояться примерно в июне ны­нешнего года. Инаугурация ново­го главы государства намечена на конец июня-июль.

ПОЧЕМУ ОНИ ПОБЕДИЛИ?

Успех ПСС (то есть «Братьев-мусульман») на выборах опреде­лил ряд факторов, и прежде всего то, что ее установки оказались близкими и понятными избира­телям.

Следует отметить, что Ассо­циация - это хорошо структури­рованная сверху донизу органи­зация, с тысячами ячеек (отделе­ний), разбитых по губернаторствам. Члены «братства» разделены на несколько ступеней - сочувст­вующих, активистов и, наконец, тех, кто готов к джихаду (отнюдь не в примитивном понимании СМИ). Всеобъемлющий характер идеологии «братьев» отражается и в организационных формах: со­циальная и семейная жизнь каж­дого члена должна полностью вписываться в отделение, а отде­ление - представлять собой часть Ассоциации. Все органы органи­зации выборные, в том числе ее лидер - верховный наставник.

Ассоциация проникла во все слои общества - от бедняков до аристократии и самых богатых, от неграмотных до интеллектуа­лов, она также имеет сильные по­зиции в школах и университетах.

Одно из слагаемых ее успеха - это активная социальная деятельность: организация школ, меди­цинской помощи, отдыха, спортивных клубов, помощи нуждаю­щимся, бедным и т.д.

Для «Братьев-мусульман» ме­четь представляет собой не толь­ко молитвенный дом, но и место «воспитания» (тарбийя), сбора и мобилизации людей и привлече­ния будущих членов Ассоциации. Когда штаб движения перемес­тился в Каир, одним из самых важных направлений деятельнос­ти стали университеты, школы и мусульманский университет Аль-Азхар.

Некоторые исследователи по­лагают, что главной базой орга­низации стал средний класс, ко­торый предпочитает не радикаль­ные действия и насилие, а рефор­мы. У среднего класса имеются задатки политической активнос­ти, большей, по сравнению с дру­гими слоями; он стремится к луч­шей жизни, и это помогает ему участвовать в политике. Но «бра­тья», как отмечалось выше, име­ют сторонников во всех слоях об­щества.

Правда, как оказалось, те, кто представлял рабочих, крестьян и необразованные слои, меньше ориентировались на «братьев». Выразителями их взглядов в зна­чительной степени стали салафиты (о них - позднее).

За спиной «братьев» имелся богатый опыт политической и социальной активности.

Примерно до конца 60-х гг. прошлого века «Братья-мусуль­мане» не отвергали насилие как метод в политической борьбе. В конце 40-х гг. на руках и на скла­дах у них было какое-то количе­ство оружия, собранное в период первой арабо-израильской войны в Палестине, в которой они участ­вовали. «Секретная организа­ция» «братьев» попыталась его использовать. В декабре 1948 г. член «братства» совершил убий­ство египетского премьер-минис­тра Махмуда Нукраши. В ответ в феврале 1949 г. правительствен­ным агентом был убит лидер Ас­социации Хасан аль-Банна [1].

После военной революции Гамаля Абдель Насера в 1952 г. «братья» сотрудничали с воен­ным режимом до 1954 г., затем с ним разошлись. В 1954 г. была со­вершена попытка убийства Г.А.Насера. «Братья» оказались в тюрьмах и концлагерях, где про­изошел раскол организации на умеренных и радикалов. Фрак­ция последователей радикально­го идеолога и писателя Сейида Кутба выступила за вооружен­ную борьбу против «коррумпиро­ванных, а значит - неисламских» режимов на Ближнем Востоке, и - соответственно - против насеровского режима. С его точки зрения, насеровский режим противоре­чил подлинному исламу, в страну вернулась доисламская эпоха джахилии. Идеология Кутба ста­ла знаменем исламских экстре­мистских организаций во всем мире. Он считал, что в США ца­рят декадентское общество, ду­ховный вакуум, идолопоклонничество и идеология, враждебная исламу. Когда на краткий период «братья» были освобождены из тюрем, сторонники Кутба снова начали действовать против режи­ма. Кутб был снова арестован и в 1966 г. повешен. Тысячи «брать­ев» оказались в тюрьмах и концлагерях [2].

«Братья» были полулегализо­ваны при президенте Анваре Садате с 1970 г. Он опирался на них в своей борьбе против левых, коммунистов и насеристов. Одна­ко, когда он заключил мирный договор с Израилем, «братья» вы­ступили против него. Многие опять оказались в тюрьме.

От «братьев» откололось не­сколько экстремистских органи­заций, готовых к терроризму. Садат был убит крайними исламис­тами в октябре 1981 г.

Главное течение «Братьев-му­сульман» отвергло насильствен­ную борьбу и постаралось впи­саться в политическую жизнь Египта, укрепляя одновременно свою социальную базу и влияние в обществе. Они продемонстри­ровали большую гибкость, всту­пая в альянсы и с Рабочей парти­ей, и с Партией либералов, и с партией Вафд.

На парламентских выборах 2005 г. «братья» могли участво­вать только как независимые де­путаты. Они вели кампанию под самым знаменитым из лозунгов «Ислам - вот решение» [3] и полу­чили 88 мест - примерно 20% мандатов, хотя в процессе пред­выборной борьбы более тысячи «братьев» были арестованы.

Попав в парламент, «братья» вели активную пропаганду, заво­евывая симпатии населения. С одной стороны, они продвигали усиленную исламизацию общест­ва, с другой, - выступали в защиту обездоленных. Они заявляли, что копты - «полноправные гражда­не, а не зимми *». Они утвержда­ли, что с их помощью будет упро­щена процедура строительства церквей. Одновременно они вели пропаганду на Западе, доказывая, в том числе и в еврейских газетах, что их нечего бояться [4].

* Зимми (люди Писания) - немусульманское население, исповедующее христианство, иудаизм и зороастризм, на территории государств, созданных или завоеванных мусульманами.

По мнению ПСС, депутаты «Братьев-мусульман» в Народ­ном собрании, избранном в 2005 г., добивались защиты сво­боды, безопасности и достоинст­ва египетского гражданина и бо­ролись против прежнего режима, нарушавшего закон, конститу­цию и права человека. Они выступали против коррупции и мо­нополий, активно участвовали в обсуждении бюджета, внедряли и заставляли парламент принять самые важные ценности шариата, защищали угнетенных, бедных и обездоленных, требовали запре­тить банковский процент как ростовщическую прибыль.

Все это было неприемлемым для египетского правительства, которое выступало как «незаме­нимый союзник» Запада в борьбе против «радикальных исламист­ских идеологий». Правительство изменило конституцию, не разре­шив выдвижение независимых кандидатов и убрав положение о том, что ислам является религией государства. Когда проходило го­лосование за новую конститу­цию, депутаты-«братья» демонст­ративно покинули зал [5].

На так называемых выборах 2010 г., открыто сфальсифицированных, «братья» не провели ни одного депутата в парламент. Тогда представитель Ассоциации заявил: «Мы потеряли места и заслуженное представительство в парламенте. Но мы завоевали любовь и поддержку народа и выиграли в СМИ битву, которая показала фальсификацию выборов» [6].

После январской революции 2011 г. «Братья-мусульмане» бы­ли легализованы. 30 апреля 2011 г. они создали Партию сво­боды и справедливости (ПСС).

ПРОГРАММА ОКАЗАЛАСЬ УБЕДИТЕЛЬНОЙ

Предвыборная программа ПСС была составлена умно, квалифицированно. Она затрагива­ла самые болевые точки египет­ского общества - коррупцию, ни­щету, безработицу, дороговизну, нехватку жилья, национальное унижение, христиано-мусульманские столкновения - и как бы отвечала чаяниям всех слоев об­щества - от молодежи до пенсионеров, от интеллектуалов и уни­верситетских профессоров до крестьян и рабочих, от бизнесме­нов до государственных служа­щих, от коптов до мусульман­ских проповедников и т.д.

Программа была сделана на ос­нове изучения и знания реальных проблем и надежд различных сло­ев общества с предложением кон­кретных решений или - видимос­ти решений. Конечно, программа, как и любые предвыборные заяв­ления всех партий, не была лише­на невыполнимых популистских обещаний, например, установле­ния минимума зарплаты в 1200 египетских фунтов в месяц *.

 *$1 равен примерно 6 египетским фунтам.

В программе содержатся принципы построения государст­ва на трех столпах - законода­тельной, судебной и исполни­тельной властей. Отвергается принцип теократии, подчеркива­ется, что правители в исламском государстве являются граждана­ми, выбранными в соответствии с волей народа, и нация является источником власти.

ПСС считает, что в долгосроч­ном плане парламентская систе­ма - наиболее подходящая к об­стоятельствам страны, так как она основана на гибком разделе­нии властей и сотрудничестве и равновесии исполнительной и за­конодательной ветвей. В этой си­стеме президент является главой государства, но не правит, а пре­мьер-министр вместе с парламен­том несет всю ответственность за правительство. Однако в переходный период наиболее подхо­дит смешанная парламентско-президентская система власти.

По международным вопросам ПСС проявила очень взвешен­ный подход.

По сложнейшему вопросу о Палестине и признании Израиля были даны туманные формули­ровки. (Об этой проблеме - позд­нее.) Но вместе с тем программа отмечала необходимость разви­вать отношения со всеми мусуль­манскими странами, в том числе с Ираном, а также со всеми международными организациями, круп­ными державами, включая Рос­сию.

Программа продемонстриро­вала уважительное отношение к коптам и готовность с ними со­трудничать, в том числе предо­ставлять право на строительство христианских храмов. Была вы­ражена готовность и впредь под­держивать египетскую церковь с тем, чтобы сохранять ценности общества, морали и этики, а так­же противодействовать «расту­щим волнам коррумпированного интеллектуального и морального вторжения», нацеленного на еги­петское арабское и мусульман­ское общество.

Но были и неосторожные за­явления из уст руководителей ПСС. В сентябре 2011 г. ее гене­ральный секретарь Саад аль-Кататни заявил о том, что копты «сейчас» не будут платить специ­альный налог на христиан - джизью. Слово «сейчас» вызвало про­тесты в коптской общине. ПСС осторожно замяло этот вопрос [7]. В послереволюционный период в Египте имели место столкнове­ния между коптами-христианами и мусульманами, поджоги копт­ских церквей. Когда в октябре прошлого года копты вышли с протестом к зданию телевидения после разрушения церкви в про­винции Асуан, произошли столк­новения с силами безопасности, в ходе которых было убито 24 чело­века. Это вызвало негодование во всем Египте, все говорили о необ­ходимости сотрудничества между христианами и мусульманами. Некоторые нападения на коптов произошли уже в январе 2012 г. Проблема остается легко воспла­меняемой.

Любопытно отметить, что по экономическим вопросам ПСС была близка к той политике, кото­рая обеспечила быстрое экономи­ческое развитие Египта в послед­ние годы правления Мубарака. Это - приватизация, борьба с мо­нополизмом, конкуренция, уменьшение роли государства при со­хранении его позиций в стратеги­чески важных областях, развитие туризма, строительство гостиниц. (Уже после выборов стали гово­рить о дресскоде для туристов.)

В долгосрочном плане постав­лена задача повысить уровень инвестиций, по крайней мере, до 30% ВВП. Изложены меры по борьбе с коррупцией.

Одновременно ПСС призыва­ла развивать науку, увеличить расходы на научные исследова­ния до 2,5% валового внутреннего продукта и развивать и использо­вать информационные техноло­гии для образования и просвеще­ния, но не допускать в них порно­графии.

Намечено создавать предпри­ятия с большим количеством ра­бочих мест, ввести более справед­ливое обложение налогами, обес­печить работой образованную молодежь, создать фонд страхо­вания от безработицы, хотя само слово «страхование» не употреб­ляется.

Отмечалось, что постепенно все банки Египта должны перей­ти на работу по исламским принципам [8].

Подчеркивается равенство между мужчинами и женщинами в правах и обязанностях. Сказано много добрых слов в адрес жен­щин, хотя когда была отменена квота на число женщин в Народ­ном собрании, они оказались в конце избирательных списков [9].

ПРЕЖНИЕ РАСКОЛЫ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ

За свою историю такая массо­вая организация, как «Братья-мусульмане», пережила несколько расколов, не избежав внутренней борьбы. С одной стороны, от нее отделились радикальные группи­ровки, проповедовавшие наси­лие, в том числе террор.

С другой стороны, в Ассоциа­ции пытались активизироваться сторонники «либерализации» с учетом ценностей западного об­щества. Они и создали партию Аль-Васат, умеренную исламист­скую партию, отколовшуюся от «Братьев-мусульман». Ей позво­лили зарегистрироваться почти через 15 лет безуспешных попы­ток, только после январской революции 2011 г.

Аль-Васат была образована в 1998 г., когда несколько молодых, но уважаемых «братьев» вступи­ли в конфликт с руководителями Ассоциации. Во главе новой группы стал Абу-аль-Аля Мади. Ему помогали Салах Абдель Ке­рим и Исам Султан. Религиозная идеология партии была почерп­нута из центристской школы. Это была либеральная интерпретация исламских традиций. Руководи­тели партии считали, что основой законодательства должен стать шариат, но его нужно интерпретировать в соответствии с ценно­стями либерально-демократичес­кой системы.

Партия немедленно столкну­лась с проблемами. Ее основатели были обвинены режимом Мубарака в том, что они якобы пытаются создать политическое крыло за­прещенной «Ассоциации Братьев-мусульман». В то же время лиде­ры «Братьев-мусульман», пред­ставлявшие умеренное и консер­вативное большинство, решили не терпеть диссидентов и исключили всех ее членов из своего состава. Лишь после январской револю­ции 2011 г. партия была легализо­вана. Она выступала все эти годы за политические реформы, ее про­грамма, хотя она не разработана так подробно, как у «Братьев-му­сульман», была достаточно близка к ним, но в то же время большое внимание уделено прозападным либеральным ценностям [10].

Политическая практика пока­зала, что Аль-Васат не смогла до­биться широкого признания и по­лучила в Народном собрании лишь 10 мест.

Лидером «братьев» в январе 2010 г. был избран профессор-ветеринар Мухаммед Бади, который в рамках Ассоциации считается консервативным деятелем. Его поддерживала старая гвардия, в том числе генсек организации Махмуд Иззат, который отвечает и за секреты, и за финансы «братст­ва», и прежний верховный настав­ник Мухаммед Акиф. Выборы Бади показали, что в руководстве са­мые сильные позиции занимают те, кто много лет провел в концла­герях, но в конце 60-х гг. отказался от насильственных действий. (При режиме Мубарака они вновь попа­дали в тюрьмы.) С середины 70-х гг. они стали определять направле­ния работы Ассоциации, которая аккуратно балансировала между сторонниками насилия и реформа­торами. (Заметим в скобках, что прежние руководители «братьев» допускали и сверхконсервативные заявления. Тогдашний верховный руководитель «братьев» Мустафа Машхур в 1997 г. предложил вновь ввести джизью. Это вызвало взрыв недовольства среди египетских коптов, после чего он отказался от такого призыва.)

Считается, что реформистское крыло возглавлял Абдель Монейм Абуль Футух. Он настаивал на том, что нет ничего несовмес­тимого между западными ценнос­тями и его интерпретацией исла­ма. По его словам, демократия может разрушить солидарность «братьев», среди которых есть уз­колобые, а молодежь мыслит шире и может определить исход свободных выборов. Какая-то часть молодежи считала Абуль Футуха своим ментором. Была создана партия из нескольких сот человек под названием «Египет­ское течение», которая заявила, что она будет прагматичной и деидеологизированной. Лидеры этой партии были исключены из Ассоциации [11].

Руководство, состоявшее из сторонников более традиционной линии, старалось уйти от прямой конфронтации с режимом Мубарака, несмотря на многочислен­ные аресты. Бади заявил: «Мы подтверждаем, что братья не яв­ляются противниками режима». Но это было до псевдовыборов конца 2010 г., когда конфронта­ция оказалась неизбежной. А по­ка что Абуль Футуха вывели из состава руководящего органа - бюро наставников.

Выборы показали, что пози­ция «традиционного» руководст­ва Ассоциации оказалась наибо­лее выигрышной и принесла ПСС победу.

«Братья» справились с собст­венными диссидентами. Но нео­жиданно для всех в качестве вто­рой по весу силы в Народном со­брании выдвинулись салафиты.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ЕГИПЕТСКИЕ САЛАФИТЫ?

Салафитам предсказывали не более 10% мест в парламенте, а они получили более 22%.

Партия салафитов Аль-Нур была создана после январской революции 2011 г. в качестве по­литического крыла Общества салафитского призыва (Салафитского Даава) (Salafi Call). Она была одной из четырех салафитских партий, но остальные исчез­ли в ходе избирательной кампа­нии.

Обладая харизматическими лидерами и некоторым административно-организационным опы­том, опираясь на массы глубоко религиозного, наиболее обездо­ленного и наименее грамотного населения, Аль-Нур добилась убедительной победы, заняв вто­рое место после ПСС.

Массовая база салафитов была создана благодаря активной и ще­дрой благотворительной деятель­ности, которая включала в себя помощь бедным и больным; дота­ции вдовам, разведенным и моло­дым женщинам, которым нужно выйти замуж; строительство ме­четей, религиозное образование. Это были те же методы и формы деятельности, которыми отлича­лись «Братья-мусульмане».

Само Общество салафитского призыва было создано в 1980-х гг. в Александрийском университе­те, когда некоторые студенты от­казались присоединиться к «Бра­тьям-мусульманам». Это вызвало столкновения, и салафиты реши­ли институализировать свою дея­тельность в городе отдельно от «братьев». Раньше они отказыва­лись принимать участие в поли­тической борьбе, утверждая, что демократическая система была фальшивой и противоречила нор­мам шариата. Во время январ­ской революции 2011 г. они не поддерживали восстание, чтобы «не вызвать кровопролития». Они опасались, что «американцы приказали бы Мубараку устроить бойню» [12].

Салафиты считают, что надо выполнять исламские предписа­ния так, как они соблюдались во времена пророка Мухаммеда, его ближайших сподвижников и пер­вых последующих поколений. Вся их идеология основана на строгом и буквальном выполне­нии Корана и Сунны. Все законо­дательство должно быть основа­но на шариате. В то же время партия обещает, что она позволит христианам иметь свои собствен­ные законы по внутренним во­просам.

В ходе предвыборной кампа­нии Ан-Нур заявляла о необхо­димости восстановить джизию. Это соответствовало бы древним нормам шариата, но вызвало ре­шительное неприятие коптов.

Аль-Нур выдвинула ряд попу­листских обещаний, начиная от бесплатного образования на всех уровнях и медицинского обслу­живания, жилищного строитель­ства, а для крестьян - субсидий на воду, удобрения и семена.

Пессимисты утверждают, что салафиты будут тянуть «братьев» на правый край политического спектра и не рассчитывают на то, что ПСС удастся уравновесить идеологию салафитов своим уме­ренным политическим курсом.

Другие утверждают, что «Бра­тья-мусульмане» отмежуются от салафитов и будут по-прежнему позиционировать себя как пар­тию, придерживающуюся цент­ристских позиций и умеренной интерпретации ислама. Поэтому ПСС будет искать общую плат­форму с либералами или другими светскими партиями. Эти экспер­ты убеждены, что депутаты от ПСС не позволят салафитам втя­нуть себя в разработку законода­тельных актов, запрещающих спиртные напитки, принуждаю­щих женщин носить хиджаб, а также ужесточающих требования к туристам, включая раздельные пляжи для мужчин и женщин, за­прет на появление женщин на пляжах в бикини, что разрушило бы всю индустрию туризма. Но кто может быть уверен в этом оп­тимистическом прогнозе?

В ходе встречи международ­ного дискуссионного клуба «Вал­дай» в феврале с.г. в Сочи было высказано мнение, что «Братья-мусульмане» выражают рефор­мистскую тенденцию в исламе. Им противостоит «салафитско-саудовский проект», который применяется якобы для того, что­бы повернуть социально-полити­ческое развитие арабских стран вспять.

Что касается Израиля, то со стороны салафитов звучат доста­точно туманные и противоречи­вые заявления.

С одной стороны, Аль-Нур провозгласила, что она «реши­тельно возражает против норма­лизации и попыток диалога, уста­новления отношений с «сионист­ским образованием» (Израилем), которое хочет уничтожить нашу идентичность, оккупирует наши земли, устанавливает блокаду на­ших братьев и поддерживает на­ших вешателей» [13]. Партия наме­рена искать возможности внести поправки в египетско-израиль­ский мирный договор с Израилем 1979 г., выдвигая туманную фор­мулировку: «Мы призываем вер­нуть все права Египта и наших братьев в Палестине и на оккупи­рованных территориях» [14].

С другой стороны, официаль­ный представитель партии Юсри Хаммад заявил: «Египет подпи­сал международные договоры, и их надо уважать. Это не мое лич­ное мнение или мнение главы на­шей партии. Это политика пар­тии».

Как сообщал телеканал «Аль-Арабия», партия Аль-Нур хотела бы провести переговоры с Израи­лем, отмечая, что это не является нарушением исламских принци­пов. Хаммад заявил со слов лиде­ра партии Эмада Абдель Гафура: «Мы не получали официальных предложений от Израиля. Но ес­ли мы окажемся за столом пере­говоров с Израилем, то только под эгидой египетского минис­терства иностранных дел». По сообщениям израильской печати, Тель-Авив выразил интерес к встрече с членами партии Аль-Нур.

Абдель Гафур ранее сделал по­добное же заявление по поводу мирного договора 1979 г. Он, од­нако, указал на необходимость ввести в действие те положения этого документа, которые не были применены: «Некоторые статьи должны быть претворены в жизнь для того, чтобы дать палестинско­му народу почувствовать, что мирный договор принес ему поль­зу. Среди этих статей - урегулиро­вание палестинского вопроса и предоставление палестинцам пра­ва на самоопределение».

Указывая на возможность пе­ресмотра условий договора, Абдель Гафур сделал упор на то, что дипломатические отношения с Израилем будут сохраняться до тех пор, пока они служат интере­сам Египта и арабского мира. Он добавил: «Политика находится в состоянии постоянных перемен, так что эти обстоятельства долж­ны быть приняты во внимание. Это относится к Израилю, как и к любой другой стране» *.

* Фарраг Исмаил. Хизб ан-нур ас-саляфи ле юманиу фи аль-хивар маа исраил (Египетская партия салафитов готова к переговорам с Израилем). Ал-арабийя, 20 дисамбар 2011 - http://www.alarabiya.net/articles/2011/12/20/183491.html

ПАРЛАМЕНТСКИЕ МАНЕВРЫ

После выборов в Народном собрании начались обычные парламентские маневры, связанные с формированием коалиций или просто достижением договорен­ностей по ряду вопросов.

Спикером был избран гене­ральный секретарь ПСС Саад аль-Кататни, были поделены мес­та председателей различных ко­митетов.

Третье место в парламенте с 38 мандатами заняла светская либеральная партия Вафд. Вряд ли можно утверждать, что ее предвыборная кампания была хорошо организована. Но партия сделала правильный шаг, выйдя из Демо­кратического альянса, возглавля­емого ПСС.

В отличие от десятков кро­шечных партий, групп и группо­чек, бренд «Вафд» всегда был на слуху. Египтянин со школьной скамьи на уроках истории своей страны усваивал, что Вафд воз­главляла египетскую революцию 1919 г., почти 20 лет, вплоть до насеровской революции 1952 г., формировала сменявшие друг друга правительства.

После победы ПСС руковод­ство партии оказалось перед вы­бором: то ли войти в формаль­ный блок с ней и получить неко­торые завидные министерские портфели, то ли стать оппозици­ей в надежде заработать очки на будущее.

Вафд и Партия созидания и развития (13 мест) снова выра­зили готовность вступить в блок с Демократическим альянсом, где доминирует ПСС [15]. Появи­лись сообщения, что Вафд и ПСС договорились о координации действий в новом парламен­те. Глава Вафда Аль-Сейид Аль-Бадави встретился с лидером ПСС Мухаммедом Мурси. Они заявили, что выработка новой конституции должны быть до­стигнута на основе национально­го консенсуса.

На четвертом месте оказались участники Блока Египет (35 мест). В нем объединились совер­шенно различные по своим уста­новкам политические силы - ле­вая партия с социалистическим уклоном Аль-Тагамму, объеди­нившая наследников коммунис­тов и насеристов, Египетская со­циал-демократическая партия и созданная коптским бизнесме­ном-миллиардером Саварисом Партия свободных египтян. В Блоке Египет депутатские манда­ты распределились следующим образом: 16 получили «свобод­ные египтяне», 14 - социал-демо­краты и 5 - представители партии Аль-Тагамму.

Этот альянс часто называют блоком светской направленности, пытавшимся создать противовес влиянию «Братьев-мусульман» и обеспечить создание в Египте гражданского демократического государства. Сначала в него вхо­дила 21 политическая партия, но потом большинство вышло из не­го. Разногласия касались, прежде всего, распределения будущих мандатов и места каждой личнос­ти в предвыборных списках.

Блок Египет выступал за отде­ление религии от политики. Вы­пады членов этого блока против исламистских партий не добави­ли ему популярности. Но в Пар­тию свободных египтян вошло много коптов. Поэтому любая ко­алиция должна будет хотя бы учитывать их интересы.

Некоторые партии включали в свой состав бывших членов мубараковской Национально-демо­кратической партии (аль-фулюль).

Ряд партий затем присоеди­нился к созданному «Интернет-молодежью» альянсу «Револю­ция продолжается», который получил мизерные 2% мест в На­родном собрании. (Молодые революционеры во время встречи с бывшим президентом США Кар­тером заявили, что они решили не искать для себя парламент­ских мандатов, а осуществлять мониторинг процесса. Им уда­лось добиться большого успеха в выбивании уступок от ВСВС. Но они заняли очень критическую позицию по отношению к США, считая, что Вашингтон не поддер­живал их.)

Закулисные переговоры и противоречивые заявления представителей различных партий, как и сообщения печати, пока не внесли особой ясности в формирующийся расклад альян­сов в парламенте.

Так, генеральный секретарь ПСС Саад аль-Кататни опровер­гал сообщения, появившиеся в печати, что его партия ведет пе­реговоры с партией Аль-Нур с целью формирования «исла­мистского правительства», но ка­кие-то контакты, видимо, были. Возможность альянса между «Братьями-мусульманами» и салафитами отрицал и крупный де­ятель «братьев» Махмуд Эззат. Однако лидер партии Аль-Нур Абдель Гафур еще в декабре 2011 г. выразил готовность обра­зовать парламентскую коалицию с ПСС [16]. Тогда же он также отри­цал конфликт с Высшим советом вооруженных сил. Он заявил: «Мы часто встречаемся, чтобы обсуждать политическую ситуа­цию».

Независимая газета «Аль-Масри аль-Яум» утверждала, что Аль-Нур пытается установить связи с соперниками из светских и либеральных партий с тем, что­бы в новом парламенте объеди­нить их ряды в противовес «Бра­тьям-мусульманам». Но, по мне­нию газеты, это будет очень труд­но достичь, еще труднее сохра­нить такое сотрудничество, учи­тывая их серьезные идеологичес­кие различия. Но эти переговоры показывают, что многие обеспо­коены перспективой того, что «Братья-мусульмане» в результа­те своей победы на выборах будут доминировать в египетской поли­тике, отодвигать другие партии на второй план [17].

Переговоры салафитов, агрес­сивно осуждавших светский ре­жим с либералами, не могут не вызывать удивления. Ведь во вре­мя предвыборной кампании не­которые шейхи салафитов заяв­ляли, что голосование за светские партии «противоречит исламу».

Встречу между партией Аль-Нур и двумя либеральными пар­тиями - Свободными египтянами и Вафдом - организовал предста­витель партии Аль-Васат Исам Султан. Он утверждал, что во время переговоров лидеры пар­тии Аль-Нур сидели вместе с представителями Вафда, в числе которых были женщины без хиджаба, с открытыми лицами. Аль-Нур, по заявлению Султана, про­вела успешные переговоры с Пар­тией свободных египтян. (И это при том, что ее основателя Савириса вызвали в суд по обвинению в неуважении к религии после то­го, как в Интернете он поместил карикатуру, в которой Микки Маус был изображен с бородой, а Минни Маус в черной исламской чадре.)

«Аль-Ахрам» после выборов также сообщала, что две партии из Блока Египет - Свободные египтяне и Египетская социал-демократическая партия - вели переговоры с Аль-Нур и ПСС. Аль-Тагамму, у которой только 5 мандатов в Народном собрании, отказалась вести переговоры с ис­ламистами. Но это не может ока­зать влияние на расстановку сил в парламенте [18].

Можно предполагать, что еги­петский парламент увидит и ло­гичные, и странные коалиции имеющих мало общего партне­ров, вступающих в брак по расче­ту, при доминировании ПСС, то есть «Братьев-мусульман».

ВАШИНГТОН КАЕТСЯ

Для администрации США и всего американского внешнеполитического и разведывательного истеблишмента январская рево­люция 2011 г. в Египте стала нео­жиданностью. Еще более неприятным оказалось развитие внут­риполитической ситуации, кото­рое привело к итогам свободных выборов, на этот раз предсказуе­мым, и маргинализовало проза­падные силы в египетском обще­стве.

Белый дом вынужден срочно перестраивать отношения с «братьями». Его первая стратегичес­кая задача состоит в сохранении израильско-египетского мирного договора, который считается ос­новой безопасности Израиля и какой-то стабильности на его гра­ницах. Вторая задача, связанная с первой, - попытаться удержать в орбите своего влияния в регионе Египет, центральную арабскую страну с 85 миллионами жителей, пойдя на компромиссы с руко­водством «братьев».

При этом Вашингтон оказался в западне собственных догматов. Он выступал за свободные выбо­ры - и получил победу исламис­тов в Тунисе, Марокко, а теперь и в Египте. Он выступал (хотя бы на словах) против военных дик­татур - своих верных сателлитов и союзников, но вынужден был их предать. Он поддерживал про­западные либеральные силы, в том числе «Интернет-молодежь», организовавшую непредвиден­ные революции в Тунисе и Егип­те, а теперь вынужден предавать и этих своих социальных и идео­логических союзников.

Отражением таких противо­речий и стали заявления амери­канцев, в которых они стали ка­яться в прежних ошибках (хотя и зря: покаяние вообще не свойст­венно психологии мусульман и непонятно им), и попытки нала­дить контакты и возможное со­трудничество с исламистами.

Еще до выборов представите­ли посольства и Госдепартамента США встречались с заместителем главы ПСС Исамом аль-Арианом. Он заявил, что ПСС признает роль США в мире и регионе. Он выразил надежду, что США будут прислушиваться к голосу араб­ского народа и уважать его стрем­ление создать сильную арабскую демократическую систему. «Арабский народ хочет создать демо­кратические государства, вдохновленные арабско-исламской культурой, которая проповедует религиозные ценности. И таким образом пополнить демократиче­ские системы в мире новым об­разцом». Он призвал США ува­жать выбор народа на свободных и честных выборах и сотрудни­чать с новыми демократически избранными арабскими прави­тельствами.

Со своей стороны американ­ские представители заявили, что администрация США пересмат­ривает ее прежние позиции. Она уважает желание арабского наро­да построить демократическую систему, которая обеспечивает права и свободы всех, включая женщин и меньшинства. В конце встречи аль-Ариан подчеркнул, что американская администрация должна поддерживать права па­лестинского народа [19].

В декабре 2011 г. лидера ПСС Мохаммеда Мурси посетили се­натор Джон Керри и посол США. «Обмен мнениями» происходил в таком же духе [20].

Сразу после выборов помощ­ник госсекретаря США Уильям Бэрнс также встретился с Мурси. Он заявил, что США будут под­держивать Египет экономически с тем, чтобы помочь ему преодо­леть кризис, и подчеркнул важ­ную роль Египта в регионе и по­зитивное воздействие, которое он может оказать на различные проблемы региона. В свою очередь, лидер ПСС отметил важ­ную роль, которую американская администрация может играть в разрешении палестинского кри­зиса, чтобы «остановить нападе­ния» на палестинский народ. Он также призвал США занять бо­лее четкую позицию относитель­но «систематических убийств представителей сирийского народа» [21].

Обсуждая палестинский во­прос в Каире, бывший президент США Дж.Картер отметил, что его организация осуществляла мониторинг выборов в Палести­не в 2006 г. Эти выборы были че­стными и свободными, но США и международное сообщество от­казались признать их результаты. По его словам, мирный дого­вор между Египтом и Израилем имеет две стороны: первая отно­сится к Израилю, международ­ным обязательствам по отноше­нию к палестинской проблеме, а вторая - к военным делам. Но была применена лишь вторая часть этого договора, в то время как первая часть, касающаяся прав палестинцев, соответствующим образом не была рассмотре­на. Он отметил, что бывший еги­петский режим приложил уси­лия к тому, чтобы игнорировать эту сторону договора [22].

С Картером встречался и Мурси. Он также указал, что па­лестинская проблема занимает особое место в сердцах египтян. Весь египетский народ, включая ПСС, требует от международно­го сообщества понимать нужды палестинского народа, его право на государственность. Важно, чтобы с палестинцев была снята блокада. Он добавил, что Египет - большая страна с действующи­ми институтами и что эти инсти­туты уважают соглашения, под­писанные в прошлом... в рамках уважения суверенитета и незави­симости.

В беседе с верховным настав­ником «братьев» Бади Картер вновь подчеркнул, что, как пока­зывает строительство еврейских поселений и захват палестин­ских земель, израильская сторо­на не уважала права палестин­ского народа, заключенные в мирных договорах. Он отметил, что в бытность президентом США, как и Буш-старший, он пытался остановить строитель­ство поселений, но оба они по­терпели неудачу. Буш-младший и президент Обама позволили израильтянам строительство по­селений.

Однако запоздалые открове­ния Картера отражают не офици­альную, а его личную позицию.

Лидер «братьев» Бади за­явил, что сейчас наступает «эра суверенитета народов», и выра­зил надежду, что иностранные государства, в особенности США, будут уважать волю наро­дов, радикально изменят свою политику, примут результаты выборов и будут иметь дело с выборными представителями народов, перестанут поддержи­вать тиранов-правителей и дик­таторов и воздержатся от вмеша­тельства во внутренние дела дру­гих государств.

Он также выразил свое него­дование сохранением «страшной несправедливости в отношении палестинского народа». Бади призвал администрацию США, если США хотят изменений в сердцах народов, которые сейчас полны ненависти по отношению ко всем американским прави­тельствам, изменить свою посто­янную одностороннюю поддерж­ку «сионистской» стороны и за­нять на практике справедливую позицию по этому вопросу, а не только заниматься заклинания­ми, которые слышны из уст пре­зидента Обамы [23].

Посол США Энн Паттерсон на встрече с Бади в январе 2011 г. признала, что американская адми­нистрация в прошлом делала неко­торые ошибки, но теперь исправит их. США извлекли урок из этих ошибок, поэтому они не повторят­ся, а демократия всегда приносит стабильных партнеров [24].

ЗАПАДНЫЕ СМИ СМЯГЧАЮТ СВОЮ ОЦЕНКУ ИСЛАМИСТОВ

Внешняя политика США по отношению к исламистским пар­тиям в Египте меняется. Эта пе­ремена становится очевидной и в подаче американскими СМИ ин­формации об исламистах в Егип­те, особенно о «Братьях-мусуль­манах».

Еще за три недели до начала египетских парламентских выбо­ров госсекретарь США Хиллари Клинтон подтвердила заявление о том, что администрация Обамы будет сотрудничать с исламист­скими партиями, которые усили­вают свои позиции в мусульман­ском мире. «В течение многих лет диктаторы говорили своим наро­дам, что те должны признать автократичные режимы, которые они знают, чтобы не допустить к власти экстремистов, которых они боятся. Слишком часто мы сами принимали эти рассуждения за чистую монету», - заявила Клинтон *.

* Clinton R. Hillary. Address at the Natio­nal Democratic Institute's 2011 Democracy Awards Dinner. November 7, 2011 -http://www.state.gov/secretary/rm/2011/11/176750.htm

Американские СМИ положи­тельно оценили визит сенатора Керри в Египет. Об этом, в част­ности, писал Джон Кирьяку, быв­ший сотрудник ЦРУ, занимав­шийся проблемами противодей­ствия терроризму, ныне аналитик комитета по иностранным делам американского Сената. Он указал на объективные факторы, оправ­дывающие стратегию сближения администрации Обамы с египет­скими исламистами.

По мнению Кирьяку, религи­озные взгляды «братьев» не мо­гут служить Вашингтону убеди­тельной причиной для того, что­бы дистанцироваться от Ассоциа­ции. «Долгие годы само название «Братья-мусульмане» пугало американцев, особенно внешне­политический истеблишмент. Все зацикливались на ассоциаци­ях с ХАМАСом, антиамерикан­ской деятельностью и женщинах в хиджабе. Все эти ассоциации соответствуют действительности. «Братья-мусульмане» - это тоже суннитские фундаменталисты, но такой же является и Саудовская Аравия, и мы поддерживаем с ней прекрасные и взаимовыгодные отношения», - писал он.

Новый подход в американ­ской внешней политике сочетает­ся со значительным поворотом в дискурсе западных СМИ по по­воду исламизма. Прежние опасе­ния по поводу того, что мусуль­манские фундаменталисты «ук­рали» революцию молодежи в Египте, теперь уступают место тезису о том, что «братья» - это «умеренная» организация.

Освещая парламентские вы­боры в Египте, солидные амери­канские газеты отмечали, что «братья» стремятся идти в ногу со временем. Эти газеты хвалили их за компетентность и эффек­тивность, которую проявляют «братья», несмотря на то, что они годами оставались жертвами ре­прессий.

Подчеркивая, что Ассоциация является более толерантной и демократичной, чем «мы на Запа­де» думали, английский журнал «Экономист» писал по поводу изменения отношения к «брать­ям»: «Большинство признаков свидетельствует о том, что Ассо­циация основательно отошла как от ее карикатурного изображе­ния в виде воплощения нетерпи­мости, так и от догматов, которых придерживались в прошлом не­которые предшественники Ассо­циации... «Братья» не раз настаи­вали на том, что они будут защи­щать права женщин и религиоз­ных меньшинств и уважать ре­зультаты выборов, даже если они окажутся для них неблагоприятными» [25].

Происходит значительное из­менение в трактовке самого поня­тия «исламизм». Ряд ведущих американских комментаторов по­пытались представить более сложный, чем в прошлом, образ исламизма, подчеркивая разнооб­разие и неоднородность широко­го спектра идеологий, которые традиционно считались «ислам­ским фундаментализмом». Отмечая различия между «умеренным исламизмом» и «экстремистским исламизмом», они утверждают, что «арабская весна» изменила соотношение сил в пользу «уме­ренных» исламистов. Так, жур­нал «Тайм» писал, что «влияние умеренных исламистов в самой организации «Братьев-мусуль­ман» усиливается. Их число зна­чительно больше, чем экстремистов» [26].

«Экономист» поставил диа­гноз «полного провала радикаль­ного ислама, проповедующего на­силие. Египет, кажется, вписы­вается в более широкую регио­нальную тенденцию, которой присуща более прагматичная, то­лерантная форма исламизма, на­целенная на то, чтобы господст­вовать на политической арене, скорее, с помощью избиратель­ных урн, чем винтовок» [27].

Таким образом, западная прес­са пришла к убеждению, что «политический ислам появляется в разных формах и одеждах». Чита­телей уверяют, что среди ислами­стов многих и разных мастей «братья», видимо, наиболее при­емлемы, учитывая религиозность египетского народа, слабость еги­петских либералов и экстремизм салафитов. «Стисни зубы и осто­рожно приветствуй его - в надеж­де, что арабы отвернутся от более неприятных разновидностей исламизма» [28], - писал «Экономист».

Заявления «Братьев-мусуль­ман» о том, что они не собирают­ся создавать альянс с салафитами, представляются западным СМИ все более убедительными. «Братья-мусульмане» и салафиты являются традиционными врагами, они практически сопер­ничают на одном поле религии, поэтому вряд ли кто-то может предвидеть, какие коалиции воз­никнут», - писал известный обо­зреватель «Нью-Йорк таймс» То­мас Фридмен.

Сейчас в западных СМИ проводится различие между «братьями» и салафитами, а не между «исламистскими обску­рантистами» и «прогрессивны­ми либералами». Одновременно сами салафиты становятся объ­ектом более тщательного анали­за, иногда окрашенного симпа­тией. Так, в газете «Нью-Йорк таймс» Дэвид Киркпатрик пи­сал, что «более тщательное ис­следование кампании салафитов дает основание полагать, что их программа больше отражает возмущение действиями египет­ской элиты, чем какие-то осо­бые планы в области религии. Как и другие главные политиче­ские партии в Египте, кандида­ты салафитов поддерживают по­пулистскую позицию борьбы против «блатного капитализма эры Мубарака» [29].

Некоторые СМИ уже дошли до того, что описывают исламис­тов как «подлинных демократов» и «наиболее здравомыслящих из всех существующих политичес­ких сил в Египте». В разделе «Мнения» журнала «Тайм» Боб­би Гош писал под заголовком «Почему исламисты - демократы, которые лучше?»: «Исламисты, как оказалось, понимают, что та­кое демократия, гораздо лучше, чем либералы». По его мнению, исламисты добились заслужен­ного успеха за счет более эффек­тивной организации и примири­тельного отношения к различным политическим течениям. Они по­казали свою эффективность в предоставлении социальных ус­луг в бедных предместьях в тече­ние десятилетий, они знают, на каком языке обращаться к недо­вольным массам;короче говоря, они делают то, что Запад ожидал от египетских либералов, кото­рые провалились. Гош завершил свою статью утверждением, что «у либералов еще есть время на­учиться стать лучшими демокра­тами - подобно исламистам» [30].

Скорее всего, изменение оцен­ки исламистов западными СМИ вызвано простым фактом, кото­рый констатировал журнал «Форин афферс»: «У Вашингтона просто нет другого выбора, как работать с теми, кто придет к вла­сти в Каире».

Предполагается также, что Египет пройдет через исламист­скую стадию развития, прежде чем выйдет на путь западных де­мократий. Т.Фридмен так и пи­сал: «Вряд ли есть шанс для ка­кой-либо арабской страны прой­ти от Мубарака к Джефферсону, минуя фазу Хомейни».

 * Томас Джефферсон - один из «отцов-основателей» США, третий президент стра­ны (1801-1809), оказавший большое влия­ние на формирование демократической го­сударственной и политической системы страны.

Однако в Вашингтоне наде­ются, что на позитивное отноше­ние к ним «братья» ответят вза­имностью, остро нуждаясь в за­падной помощи и иностранных вложениях.

Исламистам «легко было со­хранять идеологическую чистоту все годы, когда они не находи­лись у власти. Но их неожидан­ное восхождение на пьедестал египетской политики совпало со свободным падением экономики страны... и их самым большим бременем станет налаживание этой экономики, не имея нефти (в отличие от Саудовской Аравии или Ирана)» [31], - писал в январе 2012 г. Т.Фридмен.

«Как «Братья-мусульмане» смогут продвигать свои фундаменталистские религиозно-соци­альные идеи, если они отпугнут главный египетский источник до­хода (видимо, имеется в виду ту­ризм. - А.В.), не говоря о прямых иностранных вложениях, не гово­ря об иностранной помощи из Ев­росоюза и США? - задавал он ри­торический вопрос. - Ожидается, что реальные испытания для «братьев», когда они окажутся во власти, будут заключаться в их умении выполнять свои обеща­ния и экономические требования масс. Ничто в их декларациях не говорит о том, что они откажутся от неолиберализма. У Египта нет запасов нефти. Его единст­венная надежда на развитие - это капитализм свободного рынка. Тот, кто унаследует власть в Египте, должен обеспечить менее коррумпированную форму капи­тализма, при которой будет боль­ше конкуренции, больше прива­тизации и меньше государственного сектора, в то время как еги­петская экономика тонет».

Может быть, базисом для принятия Западом нового ислам­ского фундаменталистского со­юзника стала уверенность в том, что «братья» не создадут какую-либо угрозу системе свободного рынка.

ВЗГЛЯД НА ИЗРАИЛЬ: СМЕСЬ ПРАГМАТИЗМА И ИДЕОЛОГИИ

«Братья-мусульмане» пыта­ются маневрировать между своей жесткой антиизраильской идео­логией и реальностями управле­ния страной. Они сталкиваются с одной из главных проблем внеш­ней политики - как относиться к мирному договору Египта с ев­рейским государством.

Их позиция по поводу мирного договора - оппозиция, но не отторжение - признак достаточно гибкой политики. Они способны отказаться от жесткого доктри­нерства в пользу краткосрочного прагматизма, возможно, с расче­том на более отдаленную пер­спективу. Они оставляют все воз­можности открытыми и выступа­ют с противоречивыми заявлени­ями, чтобы расчистить путь для любых решений.

Нынешние заявления «брать­ев» по поводу Израиля от имени ПСС отражают эволюцию их взглядов за многие десятилетия существования этой организа­ции.

«Первый раз в истории «Бра­тья-мусульмане» находятся во власти, и это заставляет их прояв­лять прагматизм, когда дело каса­ется внешней политики, потому что любая ошибка может поста­вить под удар их успехи», - писал Халиль аль-Анани, египетский эксперт по исламистским движе­ниям *.

* См. подробнее: Muslim Brotherhood mixes pragmatism, ideology on Israel // Egypt Independent, 18 January 2012 - http://www.egyptindependent.com/node/608771

Официальные представители «братьев» заверили США, что они будут сохранять кэмп-дэвидские соглашения, которые дейст­вуют уже 32 года. Именно этот вопрос больше всего беспокоит американцев, считающих эти до­говоренности краеугольным кам­нем сохранения стабильности в регионе. Как представляется, от­каз от договора, что в высшей сте­пени беспокоит Израиль, в дан­ный момент не стоит на повестке дня «братьев», потому что это втянуло бы их в ненужный для них конфликт с Западом. Вместо этого руководители Ассоциации заявляют, что они хотят провести переговоры по некоторым пунк­там договора, в особенности каса­ющимся ограничений на войска, которые Египет может держать на Синайском полуострове.

В то же самое время они за­явили, что договор «несправед­лив» по отношению к Египту и пустили в оборот идею, что дого­вор можно поставить на рефе­рендум. Возможно, это - попытка сделать жесты в адрес своей со­циальной базы, которая настрое­на антиизраильски. Но референдум открывает взрывоопасную возможность того, что египет­ское общество отвергнет этот до­говор.

В то же время лидеры «бра­тьев» заявляют, что они не при­знают Израиль и члены Ассоци­ации не намерены встречаться с израильтянами.

«Никто не может заставить меня сидеть за одним столом с израильтянами», - заявил один из лидеров «братьев» Махмуд Иззат в своем интервью агентству Ассо­шиэйтед пресс. По его словам, Ас­социация будет следовать приме­ру палестинской исламской груп­пировки ХАМАС, которая отка­зывается от непосредственного участия в мирном процессе: «На­род избрал ХАМАС, а он ведет переговоры с Израилем через посредников».

Аналитики считают, что на ближайшую перспективу «бра­тья» откажутся от тех министер­ских портфелей, которые предпо­лагают прямые контакты с Изра­илем, - таких, как портфель ми­нистра иностранных дел, и будут рассчитывать на избранного пре­зидента для контактов с Израи­лем.

Предполагается, что главная цель «братьев» - укрепление их политического господства в са­мом Египте. Конфронтация с Из­раилем и США по поводу мирно­го договора может угрожать ре­шению этой задачи.

Однако Ассоциация глубоко предана своей антиизраильской идеологии и не может ее отбро­сить, игнорируя мнение своих сторонников. Кадры Ассоциации, как и египетское общество в це­лом, с детства воспитывались в школах на антиизраильских при­мерах, старейшие члены этой ор­ганизации с оружием в руках вое­вали против Израиля в 1948 г. «Братья-мусульмане» выступили против мирного договора с Изра­илем в 1979 г., и тогдашний пре­зидент Анвар Садат в отместку бросил в тюрьму некоторых из них. «Если лидеры ПСС будут за­мечены в контактах с Израилем, это вызовет протест в Ассоциа­ции, - заявил Сарват Хербави, бывший член «братства». - «Бра­тья-мусульмане» должны учиты­вать мнение своей социальной ба­зы, которая воспитывалась на не­нависти к Израилю. В течение де­сятилетий им говорили о том, что любое соглашение с Израилем - это свидетельство продажности».

В 2007 г. Исам аль-Ариан, те­перь заместитель председателя ПСС, вызвал возмущение среди членов Ассоциации, когда заявил, что «братья» готовы признать Израиль и уважать мирные со­глашения, если они придут к вла­сти. В ответ на протесты, он ска­зал, что хотя Ассоциация не при­знает Израиль, но, войдя в прави­тельство, она должна будет дейст­вовать в духе «политического ре­ализма». В интервью обозревате­лю «Нью-Йорк таймс» Т.Фридмену в январе 2012 г. аль-Ариан подтвердил такую позицию: «Это обязательство государства, а не какой-то группы или партии, и мы уже заявляли, что будем со­блюдать прежние обязательства Египта» [32].

Во время встречи с сенатором Дж.Керри лидер партии Мухам­мед Мурси также сказал, что, как отмечалось в официальном заяв­лении Ассоциации, Египет «ува­жает подписанные договоры и со­глашения». Государственный де­партамент США заявил, что аме­риканская администрация полу­чила заверения от «братьев», что они будут уважать такие согла­шения.

Руководство «Братьев-му­сульман» немедленно дистанци­ровалось от этого категорическо­го заявления. Заместитель вер­ховного руководителя Ассоциа­ции Рашад Баюми отрицал ка­кие-либо заверения, которые яко­бы были даны, и подтвердил, что члены «братства» не будут сидеть за одним столом с израильтяна­ми: «Мы не признаем Израиль. Это - враг, оккупант, насильник и преступник».

Еще через две недели Ассоци­ация устроила теплый прием ли­деру ХАМАСа Исмаилу Хание, который совершил свое первое посещение Египта после того, как его группа установила контроль над Газой в 2007 г. В штаб-квар­тире «Братьев-мусульман» его встречали ряды молодых мужчин и женщин в хиджабах, которые размахивали зелеными флагами

ХАМАСа.

Этот визит позволяет предпо­лагать, писал Сарват Хербави, что «Братья-мусульмане» «будут стремиться к более тесным свя­зям с ХАМАСом в отличие от правительства Мубарака, которое в принципе прервало такие связи и даже помогало Израилю в бло­каде Газы после 2007 г. Хание подчеркнул, что ХАМАС являет­ся как бы ветвью «братьев», хотя они еще в 70-х гг. отвергли наси­лие: «Группа исламского сопро­тивления ХАМАС является ин­струментом джихада «Братьев-мусульман».

Сарват Хербави утверждает, что разговоры о возможном изме­нении договора и проведении ре­ферендума нацелены главным об­разом на то, чтобы сохранить ли­цо, подчеркнув свою антиизра­ильскую позицию, в то время как «Братья-мусульмане» вырабаты­вают тактику действий в отноше­нии Израиля. По его словам, «они хотят идти по натянутому канату. Они не хотят упасть с ка­ната». На деле Ассоциация фор­мально не обязана следовать кур­су на референдум.

Что же касается изменения ус­ловий договора, то, как заявил официальный представитель «братьев» Мухмуд Газлян, речь пойдет о параграфах, которые за­прещают египетской армии нахо­диться на Синае, около израиль­ской границы. «Это касается су­веренитета», - заявил он агентст­ву Ассошиэйтед пресс. Измене­ние этих условий не затронет главных пунктов договора и при­знания Израиля.

К слову сказать, Тель-Авив проявил определенную гибкость по отношению к проблеме Синая, согласившись на размещение там египетских войск в 2011 г. во вре­мя революционного хаоса. Одна­ко Израиль может отказаться формально изменить договор или позволить разместить на Синае тяжелое вооружение и военно-воздушные силы. Официальный представитель израильского ми­нистерства иностранных дел Игаль Палмор заявил, что прави­тельство не собирается давать комментарии относительно воз­можных изменений договора, по­тому что со стороны Египта не было официального предложе­ния по этому поводу.

Многие аналитики считают, что в ближайшем будущем Еги­пет, в котором доминируют «Бра­тья-мусульмане», скорее всего будет проводить почти ту же по­литику, что и Мубарак. Так, Имад Гаад, египетский специалист по израильским проблемам, сказал: «Они понимают, что Египет - это не Газа и что любая партия долж­на уважать унаследованные от прежнего правительства соглаше­ния, потому что они не могут позволить себе ухудшения отноше­ний с Америкой или даже с Изра­илем».

«БРАТЬЯ» И ВОЕННЫЕ

Пока представители «Интер­нет-молодежи» устраивали демонстрации, чтобы добиться от правящего Высшего совета во­оруженных сил (ВСВС) тех или иных демократических реформ, «братья» выбрали иной путь. Они требовали переключить вни­мание с уличной политики толпы на выборы в парламент. Лозунг «Выборы - это решение» появил­ся в конце ноября прошлого года, когда ВСВС пытался подавить протесты в центре Каира и пре­кратить неделю демонстраций и митингов, вызванных жестоким обращением полиции и военных с их участниками.

В то время «братья» заявили, что некая неизвестная «третья сторона» пытается сорвать выбо­ры и посеять в стране хаос. Объ­яснить, например, почему кончи­лись кровопролитием демонстра­ции коптов, было невозможно. (Автор этих строк считает, что и у толпы, и у военных просто сдали нервы. - А.В.).

Через свои СМИ «Братья-му­сульмане» начали кампанию про­тив «революционеров-социалис­тов» и других групп активистов, обвиняя их в анархии и попытках разрушить государство. В ответ представители «Интернет-моло­дежи» на своих сайтах в социаль­ных сетях обрушились на «брать­ев» с обвинениями в политичес­ком оппортунизме, измене идеа­лам революции и «предательстве погибших героев» ради власти.

Почти с первых дней револю­ции «братья» вели переговоры, пытаясь наладить сотрудничест­во с военными. В комиссию по внесению поправок в старую конституцию и выработке кон­ституционной декларации на переходный период были включе­ны известный своими симпатия­ми к исламистам юрист Тарик аль-Бишри и Собхи Салех, член Ассоциации.

«Братья-мусульмане» были заинтересованы в том, чтобы по­быстрее провести выборы, пока не успели сформироваться и на­чать действовать другие партии. Если не считать внезапного взле­та салафитов, эта тактика оказа­лась верной.

Расчет «братьев» строился на том, чтобы сначала провести парламентские выборы и создать но­вый парламент, а он назначит конституционную ассамблею для разработки конституции, которая и определит характер политичес­кой власти. И уже затем на осно­ве новой конституции выбирать президента.

Военные пытались помешать осуществлению этого плана. Си­туация развивалась весьма хао­тично. На площади Ат-Тахрир со­брались представители крайне консервативных происламских сил, которые призывали к созда­нию исламского государства. Во­енные попытались предложить пакет «надконституционных до­кументов», которые, с одной сто­роны, препятствовали бы созда­нию теократии в стране, а с дру­гой - обеспечивали вооруженным силам полную независимость от избираемых гражданских орга­нов при решении военных дел, включая и принятие военного бюджета. Этот документ спрово­цировал не только отрицательный общественный резонанс, но и первое столкновение между гене­ралами и происламскими силами. 18 ноября прошлого года «Братья-мусульмане» призвали уст­роить протесты с требованиями отозвать этот документ. Они за­явили, что военные будут обяза­ны уважать волю избранного пар­ламента, который обладает ис­ключительным правом назначать членов конституционной ассамб­леи. ВСВС вынужден был отозвать свой документ.

Эти события не означали принципиальный конфликт меж­ду «Братьями-мусульманами» и военными. Каждая сторона мане­врировала с целью укрепить свои будущие позиции. Военных ос­лабляло то, что они не могли ре­шить ни экономических, ни соци­альных проблем страны и находились под постоянным давлением стран Запада, которые высту­пали против военного правления.

В Египте армия никогда не бы­ла гарантом неких светских тради­ций, как это было в Турции, где ге­нералы выступали в качестве на­следников кемализма. Было ясно, что обе стороны могут достичь со­гласия. Социально-экономичес­кие привилегии офицерства и ге­нералитета останутся в неприкос­новенности, но реальная власть внутри страны будет передана «Братьям-мусульманам».

На встрече с Дж.Картером вер­ховный наставник «братьев» Бади заявил, что перед ВСВС в дан­ный момент стоят две задачи. Первая - защищать границы стра­ны и обеспечивать ее националь­ную безопасность, таким образом выполняя функцию, которую «мы высоко ценим». Вторая задача - играть политическую роль - носит временный характер, и она будет выполнена с установлением кон­ституционных институтов. Он добавил, что «наша позиция по от­ношении к Высшему совету вооруженных сил состоит в том, что мы поддерживаем его, когда он прав, а когда он ошибается, - даем ему советы до тех пор, пока он не передаст власть гражданским вла­стям, избранным народом» [33].

Картер писал: «Со времени свержения короля Фарука в 1953 г. (он ошибается - в 1952 г. - А.М.) Египтом правили военные лидеры, которые сосредоточили в своих руках всю политическую и военную власть и значительный контроль над экономическими делами. Несмотря на свержение президента Мубарака, военные сохранили значительную часть своей исторической власти. Толь­ко давление со стороны револю­ционных сил на улице заставило их нехотя сделать какие-то уступки» [34]. По мнению Дж.Картера, некоторые ключевые элементы автономии и привилегий воен­ных будут сохранены. Они будут поддерживать все положения мирного соглашения с Израилем и сотрудничать с ним.

На встрече с маршалом Ат-Тантави - главой ВСВС, фактиче­ски действующим президентом Египта, Картер получил завере­ние в том, что закон о чрезвычай­ном положении будет отменен перед президентскими выборами не позднее июня.

Что касается судьбы бывшего президента Мубарака, то военные вели себя достаточно взвешенно. Они могли бы передать его дело в военный трибунал для быстрого вынесения приговора, что проис­ходит после многих революций, но предпочли поручить это дело гражданскому суду. Никто не имеет права приказать граждан­скому судье: «Поспеши, поспе­ши». Череда юридических проце­дур требует времени и терпения.

Оценивая роль военных, газе­та «Нью-Йорк таймс» писала: «Представляется, что «Братья-мусульмане» и военные догово­рились об общих принципах» [35].

И «братья», и военные соглас­ны на создание президентско-парламентской политической си­стемы, не более исламизированной, чем это было раньше, и обес­печение гарантий свободы рели­гии и слова. Создается впечатле­ние, что две стороны работают над двумя наиболее деликатными вопросами - степенью граждан­ского контроля над военными и возможным представлением неприкосновенности от преследова­ния военным лидерам. «Братья» то намекали на возможность та­ких гарантий, то опровергали их. Явно шел торг.

Проявляя здоровую дально­видность, руководство «братьев» заявило, что Ассоциация не будет выдвигать своего кандидата на пост президента. Абуль Футух игнорировал это решение и за­явил, что выдвинет себя кандида­том на этот пост, за что и был ис­ключен из Ассоциации.

Понимание того, что сделка уже, возможно, состоялась без публичных дебатов, вызвало сме­шанные чувства негодования и облегчения у либералов и акти­вистов борьбы за права человека.

Со своей стороны ВСВС сде­лал жест, освободив более 1900 заключенных, в том числе и попу­лярных блогеров [36].

В интервью и публичных за­явлениях военные лидеры и ли­деры Ассоциации заявляли, что, по их мнению, прежняя египет­ская конституция, принятая в 1971 г., может быть сохранена с небольшими модификациями ро­ли президента. Остается прежняя статья, которая гласит, что прин­ципы исламского права (шариа­та) должны стать источниками египетского права. Но она не бу­дет ужесточаться с упоминанием более специфических положений шариата, как этого требуют ульт­раконсервативные исламисты. Останутся также статьи об инди­видуальных свободах, которые вполне адекватны, если будут применяться на практике.

Утверждается, что был найден компромисс и по другому вопросу: «братья» согласились, что надзор за составлением военного бюджета и военными расходами будет осуществлять лишь ограниченная часть избранных депутатов [37].

Стоит отметить, что между ВСВС и США разыгрался нешу­точный конфликт. Оказалось, что ряд финансируемых американца­ми неправительственных органи­заций активно участвуют в де­монстрациях против военных. Несколько десятков их членов, включая граждан США, были арестованы по обвинению в нару­шении египетских законов. В Египте большинство встретило эту меру с пониманием или рав­нодушно, но она вызвала почти истерическую реакцию амери­канских СМИ и Конгресса. Пога­сить скандал долго не удавалось.

ОТРЕЗВЛЯЮЩИЕ РЕАЛИИ ЭКОНОМИКИ *

Политические маневры про­должаются. Но в дверь стучатся экономические и социальные проблемы, которые невозможно решить одним махом. Арабская «улица» по-прежнему бурлит, не получив ожидаемого от револю­ции. Видимо, именно поэтому ПСС не возражала против сохра­нения у власти правительства Камаля аль-Ганзури, назначенного военными.

* Подробнее см.: Виницкий Д.И. Египет. Холодный экономический душ заливает жар «арабской весны» // Азия и Африка сегодня, 2012, № 3.

Как отмечал Дж.Картер, пре­мьер-министр аль-Ганзури за­явил ему, что на ближайшие три месяца 2012 г. стране не хватает $10 млрд, чтобы покрыть теку­щие расходы. Обещанная по­мощь от США и арабских стран не приходит, а представители Международного валютного фонда намерены навязывать Египту очень непопулярные ре­шения, такие, как уменьшение субсидий на хлеб и другие про­дукты. (Аль-Ганзури также сообщил Картеру, что останется на своем посту, пока не будет сформировано новое правительство. Но он готов вернуться к своему прежнему статусу пенсионера [38]).

Многие комментаторы отме­чают, что главная проблема, сто­ящая перед новым парламентом и новой властью, - обеспечить кусок хлеба для населения. У «Братьев-мусульман», по мне­нию их сторонников, разработа­ны планы, как решать проблемы нищеты, образования, экономики. Естественно, что переходный период будет трудным, учитывая столкновения партийных и лич­ных интересов. Однако «братья» показали себя как в высшей сте­пени рациональная сила, кото­рая готова работать с другими, чтобы не допустить разрастания хаоса [39].

Лидер ПСС Мурси утверж­дал, что у Египта есть большой потенциал развития. Стабилиза­ция политической обстановки, по его мнению, поможет создать ус­ловия, привлекательные для ин­вестиций. Он отметил, что у Египта имеется инфраструктура, чтобы активизировать частный сектор, но политическая ситуа­ция в этот переходный период от­пугивала инвесторов.

Считается, что среди «Брать­ев-мусульман» гораздо меньше коррупции, чем в обществе в це­лом, и это поможет им решить экономические проблемы [40].

Свою внешнеполитическую стратегию «братья» вырабатыва­ют, в частности, с учетом эконо­мических реалий Египта. А эти реалии требуют сохранения эко­номического и иного сотрудниче­ства с США и другими странами Запада.

В Конгресс США был пред­ложен законопроект, который определил условия предоставле­ния американской военной и эко­номической помощи Египту. В соответствии с этим законопро­ектом, помощь должна быть одоб­рена на основе свидетельства гос­секретаря США перед Конгрес­сом о том, что Египет не наруша­ет какие-либо условия договора с Израилем.

Палата представителей уже одобрила этот законопроект, ко­торый увязывает предоставление помощи в размере $1,3 млрд на цели безопасности и $250 млн экономической помощи с двумя условиями - сохранением мирно­го договора, подписанного в 1979 г. Египтом и Израилем, и пе­редачей власти гражданскому правительству, которое защища­ет права человека и свободу рели­гии и слова.

Соли на раны и американских конгрессменов, и экономического блока египетского правительства добавил вышеупомянутый скан­дал с неправительственными ор­ганизациями, финансируемыми США.

В рамках сделки по их осво­бождению в марте нынешнего го­да между ВСВС и администраци­ей США Каир получит помощь почти на $12 млрд. Причем, Со­единенные Штаты, как и плани­ровалось, выделят $1,3 млрд. Ос­тальные средства должны посту­пить от Катара - $4 млрд, Саудовской Аравии - $3,5 млрд, Объединенных Арабских Эмира­тов - $3 млрд. Известно, что ад­министрация Барака Обамы ока­зывала серьезное давление на правительства этих государств, чтобы заставить их в кратчайшие сроки предоставить обещанную ранее - после «революции 25 ян­варя», но так и не поступившую помощь Египту. Кроме того, со­гласно договоренностям, будет ускорен процесс получения египтянами льготных кредитов от Международного валютного фонда - около $3,4 млрд, $1 млрд от Всемирного банка и $500 млн от Африканского банка разви­тия.

Освобождение сотрудников НПО вызвало бурю негодования в Египте. Многие обвинили ар­мию и правительство Камаля аль-Ганзури в том, что они пошли на поводу у Вашингтона, поста­вив личные интересы выше госу­дарственных. Так, спикер Народ­ного собрания Саад аль-Кататни потребовал от главы кабинета объяснений по поводу выезда иностранцев [41].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хасан аль-Банна писал, что «ислам - это всеобъемлющая кон­цепция, регулирующая все сторо­ны жизни». На основе его идей был сформирован лозунг движе­ния «Аллах - это наша цель, Про­рок - наш лидер, Коран - наша конституция, джихад - наше сред­ство, смерть во имя Аллаха - наше величайшее стремление» [42].

Верховный наставник «бра­тьев» с 1996 по 2002 гг. Мустафа Машхур писал в последнем то­ме «Джихад - это путь» - своей пятитомной работы - о необхо­димости завоевания всего мира исламом с тем, чтобы восстано­вить халифат и чтобы у всех му­сульман возникло чувство обязанности вести джихад против Израиля [43].

К этому можно добавить слова одного из идеологов «братьев» Юсефа аль-Карадави: «Не может быть иного диалога между ними (евреями) и нами, кроме как диа­лога на языке меча и силы» [44].

Верховный наставник орга­низации Акиф (бывший на этом посту до Бади) заявил в 2007 г: «В нашей лексике нет слова «Израиль». Единственное, что мы признаем - это существова­ние сионистских банд, которые оккупировали арабские земли и депортировали жителей. Если они хотят жить среди нас, они должны стать жителями Палес­тины».

Мухаммед Бади, нынешний верховный наставник «Братьев-мусульман», заявил уже после январской революции: «Мы при­близились к реализации великой цели, обозначенной нашим осно­вателем Хасаном аль-Банной, ко­торая заключается в установле­нии справедливой системы прав­ления со всеми ее институтами и правительством, а затем - уста­новлении халифата и главенства во всем мире» [45].

Список подобных высказыва­ний можно продолжить.

Различные ответвления «Бра­тьев-мусульман» или связанные с ними идеологические организа­ции существуют как в Западной Европе, так и в США. Антиис­ламские авторы утверждают, буд­то «практикуется скрытый джи­хад», «когда шаг за шагом навя­зываются исламские ценности и обычаи западному обществу, по­степенно усиливается их влияние на культуру».

Как оценивать эти лозунги и заявления?

В принципе общие заявле­ния - достаточно распростра­ненная часть идеологического дискурса различных политичес­ких движений, имеющих как бы глобальный замах. В США нео­консерваторы хотели бы распространить американскую форму демократии на весь мир, естественно, под руководством

США.

Коммунистический Интерна­ционал провозглашал лозунг мировой революции, свержения власти буржуазии, установле­ния всемирной диктатуры про­летариата. Вспомним слова гим­на Интернационала: «Весь мир насилья мы разрушим до осно­ванья, а затем мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем». Призывы по­жертвовать собой во имя вели­кой цели звучали в стихах и пес­нях советского времени: «Смело мы в бой пойдем за власть Сове­тов и как один умрем в борьбе за это».

Политическая практика пока­зала, что национальные и сослов­ные интересы были всегда выше провозглашенных глобальных целей. Коммунистический Ин­тернационал превратился во внешнеполитический инстру­мент партии большевиков, взяв­ших власть в России и создавших Советский Союз, а затем, когда нужно было сотрудничать с США и Англией в войне против нацистской Германии, Интерна­ционал был распущен. Кстати, в СССР репрессии 1937 г. некото­рые исследователи определяют как кровавый конфликт между сторонниками русского национа­лизма, взявшими верх при Ста­лине, и старой интернационалистской большевистской гвар­дией, которая собственно российские интересы ставила на второе место.

Можно с большой долей уве­ренности предполагать, что в ус­ловиях, когда после долгого пе­риода подполья, оппозицион­ной борьбы «Братья-мусульма­не» окажутся во главе крупней­шей арабской страны, государ­ственные интересы Египта и его новой элиты во всех их внешнеполитических шагах возьмут верх. А риторика останется риторикой.


1. Chamieh Jebran. Traditionalists, Militants and Liberal in Present Islam, Research and Publishing House, [1994?], p. 140.

2. Hasan S. Badrul. Syed Qutb Shaheed, Islamic Publications International, 2nd ed., 1982.

3. Bradley John R. Inside Egypt: The Land of the Pharaohs on the Brink of a Revolution. Palgrave MacMillan, 2008, p. 56.

4. Osman Tarek. Egypt on the Brink. Yale University Press, 2010,p. 101.

5. Ibid., р. 102. 

6. Хани аль Вазири, Гада Мухаммед аш Шариф. Бади: иктарабна мин тахкик аль-гая аль узма ли-аль банна би икамат аль-хиляфа. Аль-мысрий аль- еум, 30.12.2011 http://www.almasryalyoum.com/article2.aspx?ArticleID=322837

7. Арминиюс аль Манъяви. Манашит джарида еумийя юсиру джадален бейна аль-акбат ва аль-ихван http://www.moheet.com/2011/09/13/

8. FJP 2011 Program on Economic Development http://www.ikhwanweb.com/article.php?id=29287

9. FJP 2011 Program on Human Development. 3.12.2011 http://ikhwanweb.com/article.php?id=29288

10. Egypt Elections: al Wasat (Center Party). The Cairo Review of Global Affairs, Carnegie Endowment for International Peace http://www.aucegypt.edu/gapp/cairoreview/pages/articleDetails.aspx?aid=100

11. Glain Stephen. Fault Lines in Egypt's Muslim Brotherhood // The Nation.12.09.2011 - http://www.thenation.com/article/162970/fault-lines-egypts-muslim-brotherhood

12. Al-Nour Party - http://www.jadaliyya.com/pages/index/3171/al-nour-party

13. Kais Roi. Egypt's Islamists Seek Changes to Israel peace treaty. 24.12.2011 - http://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-4166169,00.html.

14. Aya Batrawy. Islamist Says Party Committed to Treaty with Israel // Associated Press, 22.12.2011 - http://articles.philly.com/2011-12-22/news/30547091_1_peace-treaty-israel-and-egypt-egyptian-border-guards

15. Аль-Масри аль-Яум (Аль-мысри аль-еум), 8.01.2012.

16. Там же, 5.12.2011.

17. Там же, 14.01.2012.

18. Tagammu Refuses Affiliations with Islamist Parties. Ahram Online, 12.01.2012 - http://english.ahram.org.eg/NewsContentPrint/ 1/0/32181/Egypt/0/Tagammu-refuses-affiliations-with-Islamist-parties.aspx

19. In Meeting With State Department Officials, El-Erian Urges US to Respect Will of Arab People - http://www.ikhwanweb.com/article.php?id=29212

20. Senator John Kerry and U.S. Ambassador Visit FJP, Discuss Egypt's Democratic Transition // FJP News, 10.12.2011 - http://www.ikhwanweb.com/article.php?id=29395

21. FJP Chairman Meets With Assistant U.S. Secretary of State. 12.01.2012 - http://www.ikhwanweb.com/article.php?id=29538

22. Former U.S. President Jimmy Carter after Meeting with Badie: I Recognize Egyptian People's Love for the Muslim Brotherhood - http://www.ikhwanweb.com/print.php?id=29546, 14.01.2012.

23. Ibidem.

24. Badie to US Ambassador: Actions Not Words Will Help US Restore Its Credibility in Muslim World, 1.01.2012 - http://www.ikh-wanweb.com/article.php?id=29568

25. Islamists, Elections and the Arab Spring. And the Winner is...Political Islam is on the M. The West should Keep its Nerve // The Economist, 10.12.2011.

26. Time, 14.07.2011.

27. Islamists, Elections and the Arab Spring...

28. Ibidem.

29. Kirkpatrick David D. In Egypt, a Conservative Appeal Transcends Religion // The New York Times, 10.12.2011.

30. Gosh Bobby. Why Islamists are Better Democrats. Time,19.12.2011.

31. Friedman Thomas. Political Islam Without Oil // The New York Times, 10.01.2012.

32. Ibidem.

33. Former U.S. President Jimmy Carter After Meeting With Badie.

34. Trip Report by Former U.S. President Jimmy Carter to Egypt, 19.01.2012 - http://www.ikhwanweb.com/article.php?id=29569

35. Kirkpatrick David D. In Egypt, Signs of Accord Between Military Council and Islamists // The New York Times, 22.01.2012.

36. Ibidem.

37. Ibid.

38. Trip Report by Former U.S. President Jimmy Carter to Egypt.

39. Jamal al Qassas and Mona Madkour. A talk with Egypt's Advisory Council head Mansour Hassan // Asharq Al-Awsat, 23.01.2012 - http://www.asharq-e.com/news.asp?section=3&id=28210

40. FJP Chairman Meets with Assistant U.S. Secretary of State. 12.01.2012 - http://www.ikhwanweb.com/article.php?id=29538

41. Египет в обмен на освобождение иностранных сотрудников НПО получит помощь на миллиарды долларов // ИТАР-ТАСС, 4.03.2012.

42. Muslim Brotherhood, 1.03.2012 - http://www.discoverthenetworks.org/printgroupProfile.asp?grpid=6386

43. Ibidem.

44. Ibid.

45. Ibid.

Источник: http://asiaafrica.ru/images/AA_nomers/2012/201204/Vasil%27ev_Egipet.pdf

 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся