Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Федор Лукьянов

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике, член РСМД

Почему для укрепления позиций католической церкви Папа Римский должен быть не из Европы, какие проблемы наиболее актуальны для всех мировых религий в настоящее время и чем объясняется поддержка Сильвио Берлускони значительной частью избирателей на парламентских выборах в Италии, рассказал главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов

Гость программы - Федор Лукьянов, председатель Совета по внешней и оборонной политике России, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике".

Ведущий - Петр Журавлев.

Журавлев: Здравствуйте, я приветствую Федора Лукьянова, главного редактора журнала "Россия в глобальной политике", председателя Совета по внешней и оборонной политике. Федор, добрый день.

Лукьянов: Добрый день.

Журавлев: Предлагаю обсудить актуальную на этой неделе тему - уход, добровольную отставку Папы Бенедикта XVI, чего не было в Ватикане уже 600 лет. Я, собственно, не хочу пытать вас на предмет расклада сил на будущем конклаве...

Лукьянов: Да, теология - не моя сильная сторона.

Журавлев: Но есть повод поговорить о том, что происходит с католической церковью. Тем более, что все, рассуждая о том, что случилось в Ватикане, переходят на эту тему. Некий немецкий кардинал сказал, что будущее католической веры, католицизма не в Европе, чем поверг меня, надо сказать, в некоторое недоумение. А где?

Лукьянов: В Латинской Америке, Африке, в какой-то степени - в Азии, хотя понятно, что там это не доминирующая религия. Африка и Латинская Америка - это регионы, где уже проживает, а в следующие десятилетия будет проживать гораздо больше католиков, чем в Европе.

Дебаты о происхождении Папы начались еще при выборе ныне уходящего предстоятеля католической церкви. Многие уже тогда говорили, что итальянская монополия была разрушена еще Иоанном Павлом II, следующим Папой, как мы знаем, стал немец, но уже тогда говорили, что было бы логично, если бы Папа был из Латинской Америки или из Африки.

Скажем так, Латинская Америка - это более мягкий переход. Папа из Африки, тем более чернокожий, - это был бы очень яркий шаг.

Журавлев: Вслед за Обамой, например. В Америке, я имею в виду.

Лукьянов: Тогда это было перед Обамой, сейчас - вслед за Обамой. Есть кандидат, если я не ошибаюсь, из Нигерии.

Журавлев: И из Ганы.

Лукьянов: Да. Но, скорее всего, столь мощного продвижения к равноправию не случится. По логике вещей, для укрепления позиций католической церкви в мире Папа должен быть не из Европы, это вполне логично. Не уверен, что это произойдет сейчас, но, я думаю, в следующий раз - точно.

Журавлев: А паства-то вся еще не поделена? Я имею в виду в общемировом масштабе. Я имею в виду, что в Латинской Америке в основном живут католики, в Африке разные религии, в Азии - буддисты, синтоисты и другие. Ситуация не замерла, еще есть кого обращать в свою веру?

Лукьянов: Ожидать религиозных войн, передела, волн прозелитизма, когда католики, православные или мусульмане массово обращают других в свою веру, думаю, не стоит, в этом смысле паства поделена. Есть пограничные территории. Нам хорошо известна проблема Западной Украины, она не сегодня возникла, католический прозелитизм очень болезненен для православных.

Сейчас перед католической, равно как и прочими конфессиями, стоит другая проблема: не экспансия враждебной веры, а экспансия секуляризма, принципов нерелигиозного общества. В Европе, если возвращаться к приведенному мнению о том, что будущее католицизма не в Европе, помимо чисто демографического фактора есть и другой. Европа отказывается от своих христианских, в том числе католических, корней как основы цивилизационного развития.

Это не воинствующий антиклерикализм, какой был во Франции век назад, а просто переход религии. Никто не против, но равноправие во всех смыслах, либеральный подход к человеческим отношениям… Самый больной вопрос между, скажем, Россией и европейскими странами, - как относиться к семье.

Что такое семья? Это традиционный союз мужчины и женщины или кого угодно: двух мужчин, двух женщин - как получится? Это, наверное, основное, с чем приходится бороться религиям. Скорее это касается, конечно, христианских конфессий...

Полная версия передачи доступна в аудио- и видеоформатах на сайте "Голос России"

Источник: Радио "Голос России"

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся