Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Лавров

Министр иностранных дел Российской Федерации, председатель Попечительского совета РСМД, член РСМД

В рамках Недели саммита АТЭС во Владивостоке состоялся брифинг Министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова, посвященный началу встречи министров иностранных дел и министров торговли АТЭС.

Глава МИД России сообщил, что в ходе встречи министрам предстоит рассмотреть ряд актуальных вопросов повестки, в том числе основные итоги работы АТЭС в 2012 году, а также обсудить перспективные задачи и цели работы форума на следующий год.

По словам С.Лаврова, в первый день встречи министры обсудили приоритетные задачи председательства Российской Федерации в АТЭС в 2012 году, в частности, вопросы укрепления продовольственной безопасности, повышения уровня готовности к чрезвычайным ситуациям, поддержки многосторонней торговой системы, либерализации торговли и инвестиций и региональной экономической интеграции. На второй день встречи запланировано обсуждение вопросов, связанных с формированием надёжных транспортно-логистических цепочек и интенсивным взаимодействием для обеспечения инновационного роста.

* * *

Сергей Лавров: Уважаемые господа, добрый день! Сегодня открылась встреча министров иностранных дел и министров торговли экономик АТЭС. Это заключительный этап подготовки к встрече лидеров, которая состоится 8-9 сентября здесь.

Год под председательством Российской Федерации проходил под девизом: «Интеграция - в целях развития, инновации - в интересах процветания». Наши приоритеты, которые стали приоритетами АТЭС и были поддержаны всеми остальными участниками, заключаются в следующих направлениях: либерализация торговых и инвестиционных режимов, углубление экономической интеграции, дополнительные меры по обеспечению продовольственной безопасности, шаги по совершенствованию транспортно-логистических цепочек в регионе и более эффективное использование возможностей для инновационного роста.

Российское председательство провело более 100 мероприятий за этот год, в течение которого мы возглавляли АТЭС. В ходе этих мероприятий (а это были и встречи отраслевых министров, и встречи старших должностных лиц, других рабочих органов, семинары, конференции) было проработано порядка 50 российских инициатив и проектов. Вся эта деятельность АТЭС, безусловно, органично вписывается в общие усилия международного сообщества по преодолению последствий мирового экономического и финансового кризиса.

Сегодня на утренней пленарной сессии мы обсудили две темы. Во-первых, мы подвели итоги работы за год по проблематике продовольственной безопасности и, во-вторых, рассмотрели итоги соответствующей деятельности в течение этого года по повышению готовности экономик региона к чрезвычайным ситуациям.

За рабочим обедом были заслушаны сообщение председателя коллегии Евразийской экономической комиссии Виктора Христенко и выступление заместителя генерального директора ВТО по проблемам, с которыми сталкивается Дохийский раунд.

Сегодня также после обеда состоится дискуссия по вопросам развития многосторонней торговой системы, либерализации торговых и инвестиционных режимов и региональной экономической интеграции. Завтра министры обсудят вопросы транспортно-логистических систем и инновационного развития.

Результаты этих дискуссий будут отражены в проекте декларации саммита, которая будет представлена на рассмотрение лидеров и в совместном заявлении министров. Сегодня подтвердилось, что все участники настроены на серьёзную конструктивную работу, так что, я думаю, мы всё сделаем в срок и качественно. Пожалуйста, ваши вопросы.

Вопрос: Сергей Викторович, Россия заявила одним из приоритетов региональную экономическую интеграцию на пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона, но тем не менее Российская Федерация также является участником Таможенного союза и Единого экономического пространства. Как эти процессы оценивают партнёры по АТЭС? Можно ли считать Таможенный союз примером для интеграции на пространстве АТР?

Сергей Лавров: Во-первых, все экономики - участницы АТЭС входят во Всемирную торговую организацию. Таможенный союз, Единое экономическое пространство и будущий Евразийский экономический союз, полностью вписываются в нормы и правила ВТО. Так что в этом смысле никаких вопросов не возникает.

Во-вторых, как я уже сказал, Виктор Христенко, председатель коллегии Евразийской экономической комиссии, сегодня во время рабочего завтрака подробно рассказал о тех процессах, которые в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства идут, и показал на конкретных примерах, на конкретных доводах полную совместимость этих процессов с процессами интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Более того, само место проведения саммита - Владивосток, пролив Босфор Восточный - это, по сути дела, символ стыковки Евразийского континента и Азиатско-Тихоокеанского региона. Так что, думаю, и сущностно, и географически здесь никаких проблем не возникает.

Вопрос: Приморье является одной из четырёх определённых в Российской Федерации игорных зон, но пока ещё мало желающих развивать такие перспективы. Как Вы думаете, после проведения саммита наши иностранные партнёры захотят в этот проект вкладывать свои инвестиции и будет ли у них такая возможность?

Сергей Лавров: Не могу вам на этот вопрос ответить исчерпывающим образом, потому что этот вопрос не входит в компетенцию Министерства иностранных дел и в повестке дня министерской встречи АТЭС, да и саммита АТЭС, он не значится. Сам я не игрок в том смысле, в котором вы упомянули эту тему: я играю в футбол и другие спортивные игры.

Вопрос: Сергей Викторович, планируется ли в рамках АТЭС решать вопросы с облегчением передвижения жителей этих экономик? В частности, я говорю об облегчении визовых режимов. Как-то продвигается процесс отмены виз между Россией и Республикой Кореей?

Сергей Лавров: Есть несколько изменений в этой ситуации, я готов их упомянуть. Во-первых, в рамках АТЭС уже введён упрощённый режим пересечения границ участвующих в АТЭС экономик для бизнесменов, есть специальные карты, которыми пользуются бизнесмены, и этот механизм (а к нему совсем недавно Россия присоединилась) уже работает.

Сегодня, когда мы обсуждали проблематику повышения готовности к чрезвычайным ситуациям, с тем чтобы прогнозировать возможные катаклизмы, быть более подготовленными к необходимости реагировать на них и с тем чтобы преодолевать последствия, когда что-то, не приведи господь, случается, обсуждалась и такая идея, которая была выдвинута нашим коллегой из Индонезии, чтобы договориться о более упрощённых процедурах для доставки гуманитарной помощи и для приезда персонала, который занимается ликвидацией последствий. Думаю, что эта идея получит поддержку и мы согласуем такие договорённости в рамках АТЭС.

Но и помимо этого, помимо многостороннего аспекта проблематики визового режима, у нас с целым рядом экономик идут переговоры об облегчении визового режима. Совершенно правильно вы отметили, Республика Корея предложила обсудить проект соглашения об отказе от визовых требований при краткосрочных поездках наших граждан. Мы готовы к таким переговорам практически с любой экономикой Азиатско-Тихоокеанского региона.

Вопрос: Уважаемый Сергей Викторович, у меня такой вопрос: сегодня генеральный секретарь НАТО посетил Армению. Как Вы оцениваете этот визит?

Сергей Лавров: Знаете, генеральный секретарь НАТО посещает не только столицы стран - участниц Северо-Атлантического альянса, но и столицы других государств, в частности государств, которые имеют с НАТО партнёрские отношения. Бывает он и в Российской Федерации. Так что это всё соответствует тем процедурам, той практике, которая существует в отношениях между НАТО и странами-партнёрами.

Вопрос: Сергей Викторович, как мы знаем, на полях саммита у Вас состоится двусторонняя встреча с Хиллари Клинтон. Не могли бы Вы нас подробно проинформировать, какие темы Вы будет обсуждать и будет ли сделан акцент на проблематику ПРО?

Сергей Лавров: Я думаю, что было бы с моей стороны неэтично за пару дней до встречи публично излагать те вопросы, которые мы планируем обсудить. Мы обязательно вас проинформируем по итогам этой встречи.

Вопрос: Сергей Викторович, сейчас повсюду в России говорят о необходимости ускоренного развития Дальнего Востока и Восточной Сибири. Некоторые эксперты уже говорят о переориентации России на Восток, то есть на Азиатско-Тихоокеанский регион. Как Вы можете это прокомментировать?

Сергей Лавров: На этот вопрос уже не раз приходилось отвечать и российскому руководству, и мне. Ни о какой переориентации речи быть не может, потому что мы волею судеб географии, истории, благодаря деятельности наших предков уже ориентированы и на запад, и на восток, и на юг, и на север, так что в наших интересах - использовать уникальное географическое, геополитическое и геоэкономическое положение России максимально, тем более что, как вы знаете, экономический и социальный подъём районов Сибири и Дальнего Востока является одним из приоритетов российского государства и об этом не раз говорили и Президент, и руководство Правительства нашей страны. Это важнейшая задача, и, кстати, не только наши внутрироссийские документы приняты - соответствующие программы нацелены на подъём этих районов. У нас есть и двусторонний документ с Китайской Народной Республикой о развитии тесного сотрудничества - экономического, инвестиционного - для развития районов Сибири и Дальнего Востока и сопредельных районов Китая.

Так что я думаю, что здесь не идёт речь о том, чтобы мы делали всё это, забыв про всё остальное, что у нас происходит в отношениях с нашими европейскими и южноазиатскими партнёрами. Мы хотим органично развиваться, использовать все свои сравнительные преимущества.

Вопрос: Давно у Японии возникают территориальные проблемы - не только с Российской Федерацией, но и с Китаем и Республикой Кореей. Как Вы оцениваете эти территориальные проблемы, которые недавно проявились ярче?

Сергей Лавров: Что касается отношений между Японией и другими государствами, я не считаю себя в праве эти вопросы комментировать. Относительно тех переговоров, которые идут между Российской Федерацией и нашими японскими соседями, я уже не раз высказывался. Мы заинтересованы в самом глубоком, в самом широком сотрудничестве по всем направлениям, как в своё время и договаривались лидеры Российской Федерации и Японии в торгово-экономическом, инвестиционном, культурном, гуманитарном плане. Заинтересованы в том, чтобы наши страны теснее сотрудничали на международной арене в интересах укрепления безопасности и стабильности Азиатско-Тихоокеанского региона.

Мы, конечно, готовы обсуждать любые вопросы, которые интересуют наших японских коллег, включая вопросы, связанные с заключением мирного договора. Наша позиция на этот счёт известна: мы готовы продолжать переговоры, с тем чтобы искать такие договорённости, которые будут учитывать интересы друг друга, которые будут приняты народами наших стран. Одним из основополагающих, основных моментов, одной из главных отправных точек является необходимость опираться на законность, включая, конечно же, признание тех реалий, которые закреплены в уставе ООН.

Вопрос: Только что Вы коснулись того, что Таможенный союз серьёзно настроен на переговоры и сотрудничество с организацией АТЭС. На каком правовом статусе Таможенный союз ведёт переговоры с АТЭС - как одна целая организация либо отдельные члены ТС? Есть ли какие-то затруднения с точки зрения правовой стороны со стороны АТЭС или Таможенного союза?

Сергей Лавров: Никаких переговоров - переговоров в том смысле, в котором принято употреблять этот термин, - между ТС и АТЭС не ведётся. У нас сложилась реальность - это ТС и Единое экономическое пространство между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Сам факт подписания соответствующих межгосударственных документов означает новую международно-правовую реальность.

Таможенный союз уже является субъектом международного права. Страны, которые образовали Таможенный союз, делегировали очень много компетенций наднациональному органу - Евразийской экономической комиссии. И когда сейчас мы с некоторыми экономиками Азиатско-Тихоокеанского региона ведём переговоры о создании зоны свободной торговли (а такие переговоры идут и с Вьетнамом, и с Новой Зеландией - из экономик, которые входят в АТЭС), эти переговоры ведёт комиссия Таможенного союза, потому что государства, входящие в Таможенный союз, уже передали свои полномочия в этот коллективный наднациональный орган.

Вопрос: Сергей Викторович, Вы сказали в начале брифинга о том, что Вы сегодня говорили по поводу развития транспортных узлов. Вы можете поподробнее это разъяснить и сказать, если в этот вопрос включается Транссибирская магистраль, то есть пояс от Москвы до Владивостока?

Сергей Лавров: В эту тему включаются все возможности, которые существуют для ускорения транспортных потоков, для ускорения перемещения товаров и пассажиров. Но эта тема будет обсуждаться завтра, поэтому мы можем о ней поподробнее рассказать с моим коллегой - Министром экономического развития Российской Федерации Андреем Белоусовым на заключительной пресс-конференции по итогам министерской встречи.

Вопрос: Хочу спросить по теме миграционной политики. Уже 15 лет я посещаю Владивосток и вижу, что здесь меньше азиатских лиц, чем в Ванкувере, Сиэтле, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе. Одна из основных причин лидерства и динамизма Америки - это азиатская иммиграция. Мой вопрос - по поводу умной иммиграции. Мы привлекаем людей с высшим образованием, они, возможно, будут инвестировать, создавать рабочие места. Обсуждаете ли вы в России новую иммиграционную политику с вашими азиатскими соседями?

Сергей Лавров: У нас недавно была принята концепция по политике в области миграции. У нас приняты решения, которые существенно упрощают получение многократных виз, долгосрочных, пятилетних виз для квалифицированных специалистов, так что мы думаем и действуем в том же направлении. Ну а что касается Вашего замечания о том, что на Дальнем Востоке вы видите мало азиатских лиц, то, может быть, вы ещё не весь Дальний Восток объехали.

Вопрос: Вопрос по поводу КНДР. Сегодня южнокорейская разведка сообщила, что скоро Председатель верховного собрания господи Ким Ён Нам приедет во Владивосток, и у него приблизительно 9-10 сентября будет встреча с вашим Президентом - господином Путиным. Скажите, пожалуйста, будет ли у Вас встреча с Вашим Президентом и господином Кимом? Есть ли у Вас возможность комментировать?

Сергей Лавров: Мы всегда открыты к контактам на различных уровнях с нашими соседями, одной из них является Корейская Народно-Демократическая Республика. Что касается конкретных сроков и мест проведения таких контактов, всё-таки советую руководствоваться не сообщениями информационных агентств, а официальными сообщениями государственных структур.

Вопрос: Какие планы у Российской Федерации по развитию сотрудничества в энергетическом секторе, в частности с Брунеем? И какие планы, связанные с сотрудничеством в энергетическом секторе, с другими экономиками?

Сергей Лавров: Что касается сотрудничества, мы действительно имеем колоссальный опыт в этой сфере. И во время наших диалогов со странами АСЕАН, которые продолжатся очень скоро - уже через полтора месяца, на очередных мероприятиях в Камбодже тема энергетического сотрудничества, конечно же, будет затронута.

Есть целый ряд проектов с отдельными странами АСЕАН - мы готовы развивать взаимодействие в самых разных формах, и то же самое относится к нашим двусторонним отношениям с Брунеем. Спасибо.
 

Источник - АТЭС 2012.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся